Главная · Внешняя отделка · Влияние русской литературы на современного человека. Польза от чтения: достоверные факты о влиянии книг на человека Факты чудесного влияния литературы на человека

Влияние русской литературы на современного человека. Польза от чтения: достоверные факты о влиянии книг на человека Факты чудесного влияния литературы на человека

Всё чаще люди стали жаловаться на рассеянность, невозможность сосредоточиться на чём-то одном, проблемы с памятью. Некоторым становится сложно читать большие тексты, не говоря уже о книгах. Причем эта проблема возникает не у пожилых людей, а у молодёжи. Кто-то списывает её на усталость и стрессы, кто-то приводит другой аргумент: роль книги в уже не так велика.

Всё дело в том, что при постоянном подключении к источникам информации через планшет или смартфон мозг отучается запоминать что-либо. Человек не читает, а сканирует, просматривает страницы в сети, прочитывая при этом не более четверти всего текста. Чтение же книг, где нет постоянного разделения 3-4 предложений пустой строкой, становится непосильным занятием. Единственный способ помочь себе и спастись от деградации - отключить гаджеты и читать больше качественной литературы.

аргументы в защиту чтения

Согласно исследованию YouGov, которое провела организация Amnesty International, 50% опрошенных родителей считают, что книга - лучший способ развить в детях способность к эмпатии. Более половины из них думают: читая ребёнок учится представлять себя на месте другого. Интересно, что в списке которая учит детей сопереживать, первой оказалась сказка Роальда Даля о "Большом Добром Великане".

Не только в современном мире остро стоит проблема в защиту печатных изданий, споры вокруг ценности бумажных и засилья электронных версий, часто можно услышать среди книгочеев. Но чуть раньше, когда появилось кино, ценители фолиантов тоже боялись, что буквы на бумаге теперь станут неинтересны. И появление театра когда-то угрожало книгам. Ни одно из пророчеств пока не сбылось.

Почему не стоит бояться, что люди перестанут читать

Почему не нужно бояться за роль книги в жизни человека? Аргументы могут быть такими:

  1. Если нет электричества, всегда есть чем заняться: когда перестанут работать телевизоры, отключится Интернет, а на смартфоне сядет батарейка, можно узнать много нового, погрузившись в чтение.
  2. Книги помогают отвлечься от проблем, а иногда и решить их. Бывают очень мотивирующие литературные работы, которые могут поддержать в трудный момент и даже вдохновить на новое дело.
  3. Чтение увеличивает словарный запас, развивает память и аналитическое мышление.
  4. Слабо развитое воображение и творческое мышление тоже можно улучшить при помощи литературы.
  5. Невозможность заснуть - ещё одна распространённая современная проблема. Роли книги в жизни человека, аргументы в защиту которой не ограничиваются одним лишь развитием, можно дополнить и расслабляющим, умиротворяющим действием. Некоторые произведения работают как снотворное - не зря же детям на ночь читают сказки! Их это убаюкивает и располагает к хорошим сновидениям. А для взрослых такой сказкой на ночь может стать, например, «Сильмариллион» Толкиена. Хотя для некоторых молодых людей часто и «Властелин колец» того же автора тоже оказывается достаточно убаюкивающим.

Роль книги в жизни человека: аргументы из литературы

Но бывают книги, которые не дают уснуть. И таких - большинство. Какое литературное произведение первым приходит на ум, если на тему необходимости чтения просят привести литературный аргумент? Роль книги в жизни человека описывается в романе Рэя Брэдбери «451 по Фаренгейту», и именно его часто вспоминают как пророческую вещь. Очень многое предугадал писатель в своей работе, даже появление наушников-«капелек». Позже он с ужасом осознал, что его фантастическая выдумка обернулась реальным кошмаром. «Есть ощущение, что книги умирают», - говорил он в одном из своих последних интервью, имея в виду электронные носители.

Влияние книги на человека: примеры из литературы

Что ещё можно сказать про роль книги в жизни человека? Аргументы из литературы, которые можно привести для её иллюстрации, содержатся в «Зелёной лампе» Александра Грина. В этом рассказе молодому человеку было запрещено разговаривать с кем-либо, сидя дома, - он не только благодаря книге. Для Максима Горького чтение было лекарством от «мерзостей жизни». Разве это не аргумент? Роль книги в жизни человека он выразил словами своего героя Смурого (повесть «В людях»), который говорил, что чтение - лучшее в жизни.

Герой романа Н. Островского «Как закалялась сталь» Корчагин говорит о своей способности переносить боль: «Читайте "Овод"». Книга часто бывает толчком к принятию важного решения, например, в «Повести о настоящем человеке» Б. Полевого или поэме А. Твардовского «Василий Тёркин».

Последний аргумент

Чтение - это удовольствие. Вот такой финальный аргумент. Роль книги в жизни человека невозможно переоценить. Она не только развивает память, творческое мышление, но и переносит читателей в иные миры, созданные воображением писателя. Это чудесные и светлые места, полные любви и надежды. Или, может быть, опасные, жизнь в которых немыслима без риска и приключений. Они другие, но одновременно такие же, как наш мир. Путешествуя вместе с героями книг, люди сами меняются, совершают открытия, иногда даже влюбляются. И конечно же, учатся мечтать!

Огромный мир открывается перед нами со страниц книг. Книги окружают нас с детства. Вместе с литературными героями мы радуемся, огорчаемся, путешествуем, пытаемся решить различные проблемы. Считают, что люди, любящие читать, – счастливые люди. Может быть, потому, что рядом с ними всегда находятся умные и верные друзья – их любимые книги. Ведь к ним, как к друзьям, привыкаешь, советуешься, не хочешь расставаться.

Правы те, которые утверждают, что любовь к книге должна прививаться с детства. Именно тогда книги могут повлиять на формирование

Мировоззрения человека, на его духовное развитие. С детских лет моим любимым поэтом был А. С. Пушкин. Пушкина можно назвать писателем для всех и для каждого. Его произведения рассчитаны на любой возраст.

М. Цветаева считала, что у каждого из нас “свой” Пушкин. В мою жизнь А. Пушкин пришел вместе с добрыми, поучительными, немного грустными сказками, которые составляют золотой фонд детской классики. Без этих сказок я не могу представить не только русскую, но и мировую литературу.

Говорят, о вкусах не спорят: каждый читает то, что ему нравится. Дети вырастают, взрослеют, их вкусы и интересы меняются. Они хотят других

“сказок” – более реалистичных, более правдивых. Но в подростковом возрасте люди часто ошибаются и, пленившись блеском, не могут отличить фальшивого золота от настоящего. Они буквально набрасываются на низкопробные детективные, приключенческие, любовные романы с несуразным, запутанным сюжетом. Но потом, когда приходит насыщение, интерес к чтению может пропасть. А бывает, что захочется чего-то чистого, светлого.

Может быть, именно в этот момент нужно снова обратиться к Пушкину. Ведь писал он о вечном: о любви и дружбе, о красоте природы и свободе человеческого духа, о том, что волнует каждого человека. Мой Пушкин. Кто он для меня? Великий поэт, известный всему миру, или что-то большее? Конечно, он не просто поэт. Он – человек, который вобрал в себя частичку Вселенной в виде звезды вдохновения и донес до меня эту звездочку через свои стихотворения. Он показал мне мир во всей его красоте. Читая лирические произведения А. Пушкина, ощущаешь глубину и полноту переживаний, вылитую поэтом на мертвую бумагу, чувствуешь близость к Пушкину, к своему Пушкину, который обращается к нам через столетия: “Простим горячке юных лет и юный жар, и юный бред”.

Без книги прожить нельзя. Иногда, читая книгу, кажется, что она живая и беседует с нами. У книги есть ум, сердце. Она учит отличать добро от зла, друга от врага, заставляет переживать, бороться и надеяться. Но сейчас слово “компьютер” является более популярным, нежели слово “книга”. С появлением компьютеров стало возможным использовать их в самых различных областях человеческой деятельности.

Зачем ходить в библиотеку или искать нужную книгу, если можно текст произведения найти в интернете или, в крайнем случае, прослушать аудиокнигу? Но если вы любите читать, то именно книга в жестком или мягком переплете доставит вам истинное удовольствие, потому что она “живая”. Ее можно подержать, полистать, оставить свои пометки, закладки.

Книги будут сопровождать нас всю жизнь. Они заставляют нас совершенствоваться, развивают чувство красоты, учат жить, расширяют наш кругозор, поднимают настроение, отвечают на вечные вопросы о смысле жизни и нередко помогают найти выход из трудной ситуации. Книги всегда должны быть с человеком, особенно тогда, когда он нуждается в поддержке, потому что, как считал Цицерон, “занятия с книгами юность питают, старость увеселяют, счастье украшают, в несчастии доставляют убежище и утешение”.

(Пока оценок нет)



Сочинения по темам:

  1. Какое влияние оказывают книги на человека? Над этим вопросом в своем тексте рассуждает известный русский писатель Фазиль Искандер. Эта тема...
  2. Искусство – составная часть духовной культуры человечества. Без приобщения к нему человек не будет иметь нравственной душевной опоры в жизни,...
  3. Еще несколько веков назад влияние человека на природу было крайне незначительно, однако в ходе научно-технического прогресса цивилизация стала настолько сильно...
  4. С самого рождения человека окружают различные музыкальные ритмы. При этом многие совершено не задумываются о влияние музыки на организм человека....

Локиев А.А. Влияние художественной литературы на формирование ценностной системы личности// Чтение детей и взрослых: качество чтения: сборник статей и учебно-методических материалов. – СПб.: СПбАППО, 2010. – С.59–65.

[Полагаю, что читателям заинтересовавшимся данной темой будет так же небезынтересно познакомиться со статьёй о влиянии книги на развитие личности, о библиотерапии и библиозависимости: ]

Неизменно восторженное отношение к произведениям литературы, которые принято считать классикой в России, внушается ещё со школьной скамьи, а то и раньше. Вместе с отношением к книгам как таковым формируется и отношение к героям этих книг, они становятся нравственными идеалами. Однако, всегда ли хорошая книга задаёт правильные идеалы для развития личности? Здесь следует пояснить, что под качеством книги подразумеваются не только те идеи, принципы и идеалы, что заложены в ней, но и художественный стиль, мастерство развития сюжета, художественные приёмы и образы.
Данная статья не преследует цели определить художественный уровень того или иного произведения и тем более создать некую оценочную классификацию художественной литературы. Более того, все произведения, которые будут здесь упомянуты, с точки зрения автора статьи являются замечательными по своему эстетическому уровню, как бы ни порицалось их влияние на формирование личности. Это можно пояснить следующим сравнением: необходимейший в определённых ситуациях антибиотик может быть не только лекарством, но, в случае передозировки, приёме с другими плохо совместимыми препаратами или просто в случае ошибочного диагноза способен нанести сильнейший вред организму. Кроме этого следует учитывать, что после приёма антибиотиков рекомендуется восстанавливать баланс в организме, т.к. как антибиотики убивают без разбора и вредные, и полезные бактерии. Конечно подобный медицинский подход многим «возвышенным» культурологам и литературоведам покажется недопустимым по отношению к «тонким материям» художественной литературы, для чего ещё раз следует подчеркнуть, что речь пойдёт не о самой литературе, а о её влиянии на формирование психики личности. Причём важнейшие этапы этого формирования происходят во время обучения в школе и следующих учебных заведениях, где учащиеся и сталкиваются с литературной программой.
Принципы формирования литературной программы до сих пор крайне формальны. Задачей образовательной дисциплины «Литература» является познакомить (и проконтролировать это знакомство в рамках «прочёл ли?») учащегося с содержанием произведений определённых авторов. Влияние этих произведений на формирующуюся психику никто не учитывает. Априори считается, что знакомство с данными произведениями сделает человека «культурнее», то есть более развитым.
Но так ли это?
Коротко о взаимодействии художественной литературы с восприятием: художественный текст стремится как бы обойти уровень рассудочного восприятия. Пока рассудок следит за сюжетом, художественные приёмы взаимодействуют с эмоционально-чувственной сферой, проникая через неё напрямую к нашему бессознательному. Таково назначение всех метафор, эпитетов, метафорических эпитетов, метонимий, парафразисов, тестовых обыгрышей, особенностей построения предложений и прочего. Так, применение метафорического эпитета «злой дождь» (хлещущий по лицу) передаёт состояние автора более точно, чем какое-либо длительное описание. Причём именно передаёт, а не описывает, позволяя логическому мышлению проанализировать и составить представление о состоянии героя, а передаёт – целиком и полностью, апеллируя к бессознательным ассоциациям.
На этом же уровне закладываются и определённые идеалы, которые несёт в себе книга. Необходимо пояснить, что вкладывается в понятие «идеалы» – это принципы, по которым живут герои книги, их убеждения, одним словом всё то, что читатель невольно копирует в свою систему ценностей. Она же и система субъективной оценки чего-либо в обществе, в межличностных отношениях, а так же и самого себя, своих устремлений и поступков.
Вот здесь и возникает первая опасность. По К.Г. Юнгу (4) наше бессознательное состоит из Персоны – то, что мы создаём сами, то каким мы хотим выглядеть, из Тени – всё то, что мы вытесняем из себя, то в чём мы никогда себе не признаемся, и Самости – всей суммы личностных и биологических особенностей, только проявив которые, человек способен достичь максимального развития. Однако часть Самости человек помещает в Тень и никогда не признается себе, что обладает чем-либо из этого, зато в Персону он часто приводит нечто противоречащее его природе, но симпатичное по каким-либо виртуальным соображениям, например, общественным стандартам. В процессе формирования Персоны и Тени художественная литература способна оказывать огромное воздействие.
Рассмотрим пример Татьяны из «Евгения Онегина».
В одном исследовании психотерапевт М.Е. Литвак (1) получил интересные данные: большинство девочек в старших классах школы в анкете достижений указали «найти человека», не стать человеком, а именно найти. Подобную жизненную позицию можно назвать «активной пассивностью». Татьяна представляет яркий пример такой позиции. Единственным социально-психологическим наполнением её личности, как сказано у того же Пушкина является «способность лёгкая страдать» (А.С. Пушкин стихотворение: «Я думал, сердце позабыло»). Татьяна мучительно решается написать Онегину, потом не менее страдальчески выслушивает его ответ, после вроде бы разочаровывается в нём, но в конце всё же снова страдает от его писем, и всё это преподносится как самая важная ценность. Процесс совершенствования, становления, самореализации для неё выглядит чем-то ненужным. Её блистание в свете при муже преподносится как единственно важное общественно проявляемое качество.
В «Грозе» Островского идеал страданий возводится в крайнюю степень – ставится выше жизни. Там же идеал успешности для женщин выставляется в самом мерзком виде Кабанихи. Вот оно: страдания в Персону, успешность в Тень.
Надо сказать, что часто, если женщины и преодолевают негативное отношение к самореализации и добиваются определённой успешности, то испытывают неясное чувство вины, что создаёт внутренний невротический конфликт, который по К. Хорни (3) является основной причиной торможения развития индивида. Иногда такие женщины создают себе психологическую защиту по принципу переноса. Убеждая себя и всех вокруг в том, что всеми своими достижениями обязаны кому-то (зачастую совершенно никчёмным фигурам). Так, известен случай, когда успешная женщина считала, что всего добилась только благодаря мужу (в чём убедила и его), однако, когда они развелись, тот благополучно спустил весь бизнес (юридически женщина оформила его на мужа), а она начала с нуля и снова поднялась, избавившись от психологической защиты при помощи психолога. Здесь виден внутренний конфликт: внушённый романтический идеал заставлял её чувствовать вину за свои успехи на пути самореализации, и, защищаясь от этой вины, женщина переносила все свои деловые достоинства на кого-либо. В другом случае также целеустремлённая женщина компенсировала свою вину перед идеалом, регулярно впадая в лирический образ. В этом образе она писала стихи. Но по-настоящему талантливыми из них были те стихи или хотя бы их фрагменты, где прорывалась её сильная натура. Но такие прорывы благополучно подавлялись ею, и далее шли стереотипные утрированно лирические штампы.
В о многом здесь же можно видеть и корни аморальности людей добивающихся определённого успеха. Преодолевая барьер «стыда быть успешным», они проваливаются в противоположную крайность. Это похоже на то, как если бы человек прилагал всё больше усилий, чтобы открыть дверь, нажимал на неё плечом и, в конце концов, резко выдавил её и вывалился вслед за ней.
Возникает вопрос, от которого у стереотипных литературоведов остановится сердце – а нужна ли вообще такая литература?
Нужна.
Ведь такая литература позволяет читателю как бы прожить альтернативную жизнь, почувствовать себя в совершенно ином состоянии, обогатить свой чувственный арсенал, получить возможность взглянуть на некоторые события с другого ракурса. Вот только следует помнить: что другой ракурс возможен для того, у кого УЖЕ` есть собственный.
Формирование достаточно устойчивого мировоззрения заканчивается к восемнадцати – девятнадцати годам. Безусловно, в процессе дальнейшей социализации личность может изменить свою ценностную систему, но это уже будет именно изменение, в значительной степени осознанное, а не принятие чего-либо в качестве идеала.
И здесь мы снова возвращаемся к вопросу о построении школьной литературной программы и сопровождающих её учебных занятий. Какие книги с какими идеалами следует раскрывать перед формирующейся личностью – вот вопрос, на который следует ответить авторам программы «Литература».
Однако кроме той литературы, которую условно можно назвать идеалистической, следует выделить анти-идеалистическую литературу. Основоположником её можно назвать М.Ю. Лермонтова, хотя его «Герой нашего времени» преподносится как идеалистический роман. Но раскрытие сложности натуры персонажа разрушает поверхностные представления о человеческой личности. Что касается таких авторов, как Солженицын, Довлатов или Веллер, то их литература направлена прямо на разрушение романтических, неглубоких, безжизненных идеалов, которые задаются не только романтической литературой, но и кино, телевидением, а также и влиянием такого социального института, как «Семья», где детей часто учат нереальным постулатам.
Но с этой литературой всё ещё сложнее – она прекрасна, когда «Самость» личности задыхается под давлением «Персоны», и невротизирована прорывами «Тени». Такая литература способна разрушить страх читателя перед своей «Тенью», показать всю ложь идеалов «Персоны», но каково же будет её воздействие на того, у кого ещё не сложилось всё то, что следовало бы разрушить? Что будет разрушено в этом случае (уместно вспомнить сравнение с антибиотиками)? Достаточно представить себе подростка, берущего себе за идеал довлатовское отвращение к мироустройству вообще, с восхвалением пассивного протеста в виде алкоголизации, с абсолютной не только потерей смысла жизни, но и отрицания возможности такового в принципе.
Вот только утонченные литературоведы, прославляющие подобную литературу и сокрушающиеся по поводу состояния культуры молодёжи, никак не могут сопоставить таких вещей. А ведь и во входящих в школьную программу произведениях Гоголя, Чехова, Бунина и прочих очень много подобного влияния.
Вопрос: «Что делать?» звучит здесь не менее громко, чем в других случаях.
Следует ли считать авторов злодеями, создавшими нечто оказывающее разрушительное влияние на психику?
Во-первых, следует помнить, что авторы писали для уже сформировавшихся личностей, иногда их отрицание шло в поддержку отрицания читателей, иногда заставляло задуматься над кажущейся правильностью чего-либо.
Во-вторых, авторы в принципе не ставили для себя задачи по формированию юных личностей. В советские годы, правда, именно таких авторов было множество, однако практически все они (по крайней мере те, кого печатали) допускали существенную ошибку – положительный герой у них был идеально положительным, что исключало полную ассоциативность читателя себя с ним. Поэтому отрицательные герои часто были более реалистичны.
Это очень серьёзный аспект – идеальные примеры всегда отталкивают своей недосягаемостью, притягательны герои способные на ошибки.
Абрахам Маслоу (2) писал о самоактуализированных личностях, что как люди они далеко не идеальны, но обладают стремлением к развитию, достижению своих целей, но не любым путём, а синергетическим, а это означает способность понимать других людей и действовать с ними сообща.
Надо сказать, что в советской литературе были примеры подобного рода, но их жёсткая идеологическая окантовка сегодня с трудом может восприниматься юным читателем. Подвиг не сам по себе, а по примеру и во имя партии, современным учеником воспринимается как нечто нереальное (в связи с этим стоит издать «Молодую гвардию» без изменений, внесённых по указанию Сталина, без ведущей роли партии в способности человека к самопожертвованию).
Так же важно, чтобы в литературе, создающей нравственные идеалы, персонажи были бы прописаны не как идеальные герои, но как реальные люди со своими сильными и слабыми сторонами характера, достоинствами и недостатками. В этом плане достойна уважения «Повесть о настоящем человеке», к сожалению присутствующий и в ней идеологический подтекст сводит многие её достоинства на нет.
Отсутствие слабых сторон, сомнений и метаний часто делает героев биографических романов – известных и достойных людей – настолько недостижимыми в восприятии читателя, что их пример не становится идеалом. Другой важный момент заключается в том, чтобы нравственные герои были привлекательны практически – вряд ли кто-то из читателей захочет походить на князя Мышкина, какие бы симпатии тот не вызывал.
Вопрос о сбалансированности школьной программы литературы с учётом её влияния на формирование личности очень многогранен.
Так позитивные примеры успешных людей (изображённых реальными людьми) могут и должны перемежаться с примерами отрицательными. Под последними следует понимать и восхваленных моралистами героев сугубо чувственного содержания не способными к самореализации. Поскольку последние являются примерами тупика человеческого развития, чего следует избегать, а не принимать за образец. Здесь же может быть уместен и образ того, кто в погоне за какими-либо приземлёнными ценностями теряет образ человечности – это правильный ракурс Кабанихи, Карамазовых и им подобных людей, в том числе не способных к упомянутой синергетике.
Поэтому главным в построении программ гуманитарных дисциплин должно являться именно их влияние на формирование личности. Формальный подход научения здесь не допустим.
Предмет Истории Отечества заслуживает отдельного разговора, но проведём параллель. Принято считать: чем больше учащийся знает из истории Отечества, тем лучше у него развивается чувство патриотизма. В реальности происходит всё наоборот: ничего не значащие для ученика события и даты, которые он вынужден выучивать, вызывают у него неприятие предмета. Легко представить, на что распространяется это неприятие в последствии. Сопереживание событиям Отечественной Истории, ощущение своей включенности в неё – вот главная задача данного предмета, но, как уже говорилось, это большая особая тема.
Что же касается курса художественной литературы – то его необходимо рассматривать с позиции формирования у индивида системы ценностей, на которую в дальнейшем он будет опираться.
Именно тогда образование будет именно Образованием – то есть формированием человека.

Библиографический список:
1. Литвак М.Е. Как узнать и изменить свою судьбу. – Ростов на Дону: Феникс, 2004. – 478с.
2. Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики. – СПб.:Евразия,1999. – 432с.
3. Хорни К. Собрание сочинений. В 3 т. Т. 3. Наши внутренние конфликты; Невроз и развитие личности. – М., 1997. – 696с.
4. Юнг К.Г. Структура психики и архетипы. – 2-е изд. – М.: Академический проект, 2009. – 303с.

Сочинение на тему «Как влияет литература на человека?»

Чтение книг всегда являлось популярным занятием, поскольку благодаря этому человек не только обогащает свой словарный запас, делается более грамотным, но еще это влияет на его мировоззрение, преподносит ему урок правильного поведения в обществе, а также рассказывает о тех ошибках, которые довелось познать героям, и что в итоге с этого получилось.
Часто именно благодаря литературе человек понимает чего ему не хватает в жизни и он начинает строить планы и идти к намеченной цели. И это не удивительно, ведь правильные книги умело и ненавязчиво преподают нам тот или иной урок.
В литературе классиков всегда поднимались насущные проблемы, которые, впрочем актуальны и для современников. Так, к примеру, Лермонтов в «Герое нашего времени» рассказывает, к чему может привести человека эгоизм, а именно к пустоте и одиночеству. Достоевский в «Преступлении и наказании» преподал своему читателю урок о том, что ни один злой поступок не может оставаться безнаказанным. Только тогда, когда человек за свое преступление понесет правильное наказание, он снова обретет себя и жизнь его наладится.
Тургенев в «Отцах и детях» говорит о вечном конфликте нового и старого поколения. И, несмотря на то, что это произведение было написано в 19 веке, его проблема остается актуальной и для современности, как и те, которые были указаны выше. Поэтому хоть время и быстротечно, но все же произведения минувших лет являются жизненными и для молодежи, которым необходимо упиваться литературой, чтобы извлечь из нее для себя правильный урок.
По этой причине можно с уверенностью сказать, что чтение книг очень даже влияет на человека. Благодаря ним он становится мудрее. Но не только этим литература должна привлекать человека, ведь увлекательные истории, которые когда-то были созданы писателями, могут перенести нас в их мир. Так, книга обладает еще одним волшебным свойством. Она способна перемещать читателя во времени. Поэтому читая, к примеру, «Войну и мир» можно побывать на роскошных балах, где все в красивых нарядах, а кругом бурлит жизнь. Еще одно не менее интересное путешествие удастся, если прочесть «Мастера и Маргариту» Булгакова, ведь здесь присутствует любовь и страдания, жизнь и смерть, Бог и дьявол. Из-за таких сложных перипетий от книги невозможно оторваться и чтобы все это ощутить, достаточно всего лишь прочесть ее.
Конечно же, литература влияет на сознание человека. Она делает его богаче, и даже сама жизнь при этом становится интереснее и увлекательнее.