Главная · Внутренняя отделка · Творческая работа по рассказу обида. Анализ произведения обида шукшина. воспитание нравственных качеств в человеке

Творческая работа по рассказу обида. Анализ произведения обида шукшина. воспитание нравственных качеств в человеке

Сашка Ермолаев субботним утром идет с маленькой дочкой в соседний магазинчик за молоком и рыбой. Их встречает там за прилавком сварливая, хмурая продавщица, которой по ошибке кажется, что Сашка – тот самый парень, который вчера устроил здесь же, в магазине, пьяный дебош.

“Чего глядишь, как Иисусик? Помнишь вчерашнее-то?” – грубо осведомляется у Сашки продавщица прямо при дочери. Незаслуженная обида толкает Ермолаева в грудь, как кулаком. Сашке пытается объяснить нахалке, что вчера не приходил в магазин, однако та с еще большим хамством

Заявляет ему, что он, видно, “не проспался”.

Ермолаева начинает трясти от обиды. Он идет вглубь магазина искать директора. Парень-мясник пытается преградить ему дорогу, но видит в глазах Сашки такое серьезное чувство, что отшагивает в сторону. Сашка находит не директора, а завотдела. Та идет с ним к продавщице-обидчице (Розе). Две женщины заводят разговор о Сашке, даже не глядя его в сторону, как будто его здесь и нет. Роза с самоуверенной настойчивостью продолжает уверять, что Сашка – вчерашний пьяный дебошир.

Ермолаев вновь пытается возражать, но на него теперь начинают громко покрикивать и недовольные

Задержкой покупатели из очереди. Особенно возмущается один пожилой гражданин в плаще, который даже намекает, что Сашка “рано пришел: водка начинает продаваться в десять часов”.

Ошарашенный Ермолаев выходит на улицу курить. Маленькая дочка называет “дядь и теть” из магазина “плохими”. Когда мужчина в плаще выходит на улицу, Сашка пытается объяснить ему, что он не прав. Но тот сначала грубо кричит на него, а потом поспешно скрывается назад в магазин – вызывать по телефону милицию.

Сашка, держа за руку дочку, уходит домой. Обида доводит его до того, что на глаза готовы навернуться слезы. Особенно возмущает его мужик в плаще – трусливый подхалим. “Может, он одинокий какой, – думает Сашка, – может, стоит еще раз объяснить ему, что он неправ”.

Сашка и раньше часто видел этого мужчину – он живет в девятиэтажке напротив. Ермолаев идет в этот дом. Соседи узнают мужика по описанию: это Чукалов из 36-й квартиры.

Сашка звонит в 36-ю. Дверь открывает Чукалов. Сашка просит его не пугаться, говорит, что хочет объяснить. Но в глазах Чукалова вдруг загорается злая радость. Он хватает Сашку за рукав и зовет: “Игорь! “

В прихожую выходит молодой, крепкий, откормленный сын Чукалова. Сашка пробует объясниться и с ним, но Игорь вдруг неожиданно хватает его за грудки, ударяет два раза головой о дверь, толкает вниз по лестнице и запирает квартиру.

У Сашки кружится голова. Выбежав из подъезда, он бросается домой, где в прихожей лежит большой молоток. Сашка хочет ворваться с ним в квартиру Чукаловых и отомстить за обиду. Но во дворе его встречает и уводит успокаивать насмерть перепуганная жена, которая уже догадалась, что с мужем стряслось нехорошее.

(Пока оценок нет)



Сочинения по темам:

  1. Главные герои рассказа: Наум и Иван. Иван – муж дочери Наума. Наум застает Ивана спящим, с похмелья. Первый зовет ехать...
  2. Как-то в одной библиотеке вечером заговорили-заспорили персонажи русской литературы об Иване-дураке. - Мне стыдно, - сказала Бедная Лиза, - что...

Анализ произведения В.Шукшина «Обида»

Наверно, нет такого человека, которого бы кто-нибудь не обидел. Конечно, каждый из нас был в такой ситуации, когда со стороны другого лица мы слышим беспричинные обвинения или даже оскорбления…Но стоит ли из-за этого переживать? Или можно просто улыбнуться Вашему обидчику?

«Обида». Так называется произведение В.Шукшина. И по короткому, простому, всем привычному слову читатель уже может составить некоторое представление о рассказе.

Образ обиды главный, центральный в произведении. Поэтому автор уже в названии его обозначает. Однако он представлен не просто как чувство, охватившее героя, а скорее как живое существо. Автор использует прием олицетворения, чтобы наделить образ обиды человеческими качествами: «толкнулась в грудь, как кулаком дали». Это и метафора, которая передает, как внезапно и быстро охватило героя чувство обиды и оставалось с ним до последнего слова рассказа. Все произведение построено на приеме градации. Поэтому чувство обиды развивается, усиливается с каждым действием: «толкнулась» - «сводит челюсть от обиды» - «лицо его горело» - «затряслись губы» - «опять затрясло» - «опять сводит челюсть». Повтор «опять» рисует беспрестанно усиливающееся чувство обиды. Это придает и динамичность, стремительность произведению. Автор не раскрывает в моменты возникающих волн обиды внутренний мир героя, его душевные переживания, однако через физиологические ощущения, через психологические жесты читатель легко может понять и почувствовать состояние героя, может ощутить его боль. Оно так ярко, подробно представлено, что мы невольно представляем себя на месте героя или становимся свидетелями, зрителями происходящего. В этом заключается своеобразный прием эмпатии, который использует автор: передача обиды как своей собственной. И читатель также проникается этим ощущением нанесенной обиды.

Все произведение будто пронизано различными ощущениями: «точно ему надавали пощечин» или ощущение заговора («заговор какой-то!»). Они помогают читателю еще лучше увидеть картину, изображаемую в произведении и почувствовать обстановку, в которой находятся герои.

Важную роль играет ощущение заговора. Словно все люди разделяют одну точку зрения, не совпадающую с мнением героя, и настроены очень агрессивно по отношению к нему. Образ очереди и символизирует эту толпу людей, серую массу. К ним относятся и более подробные, яркие образы «серого плаща», «тети» и завотделом. Они противопоставляются главному герою – Сашке. Однако очередь возникла не сразу. Снова используется автором прием восходящей градации: сначала появляется образ тети, потом тети и завотделом, затем тети, завотделом и «парня-мясника», и только потом – очереди. Тогда и возникает то самое мучительное ощущение заговора.

Возглавляет эту очередь и воплощает в себе все её характерные черты образ «одного пожилого в плаще». Даже фамилия этого героя (Чукалов) какая-то неблагозвучная. Автор овеществляет его, называя «плащом» («плащ остановился»). Это типичный городской житель: человек без души, без лица. Он как все, и такие как он преобладают в обществе. Автор поднимает проблему подхалимничества, угодничества. Главный герой не понимает и не разделяет позицию этих людей. В их глазах он чудик. Это особый тип героя, человека не от мира сего. Его поведение нетрадиционное и не понятное другим. Он сродни юродивому: он также не похож на остальных людей, отношение к нему порой несправедливое, однако, как известно, его уста глаголют истину. Так и позиция автора полностью совпадает с позицией Сашки. В.Шукшин обращается к теме маленького человека в образе чудика, продолжая традиции, начатые Пушкиным, Гоголем. Безразличие к главному герою людей, стоящих в очереди, их злость и агрессия к нему ярко иллюстрируют эту проблему.

Образ «серого плаща» неразрывно связан и с образом «тети». Между ними существует явная связь. Способом характеристики этих персонажей является их речь. Тетя-продавщица говорит строго, зло. Речь также рисует героиню как неразвитую, необразованную, недалекую женщину («плотют»). Все её жесты, действия говорят о её злом характере («глаза вспыхнули злостью»). Она сама создает напряженную обстановку, повышая голос на главного героя («тетя повысила голос, приглашая к скандалу других продавщиц»). Агрессивное поведение «тети» также раскрывает некоторые отрицательные стороны персонажа.

Автор меняет угол зрения, раскрывая события глазами ребенка, рисуя детское сознание. «Какие дяди похие…», - говорит маленькая девочка Маша о тете и о других людях в очереди. И с такой позицией нельзя не согласиться. Взгляды героев Саши и Маши слиты, и автор также разделяет их. На стороне главного героя находится и другой персонаж – его жена, которая прекрасно понимает его. Она противопоставляется злым, агрессивным людям в магазине. В.Шукшин указывает на социальный конфликт между ними.

Пространство города, которое представлено в произведение, враждебное, чужое, закрытое. Магазин же становится символом этого города. Автор обрисовал срез общества, обезличенных людей, заглянув в него (в магазин).

Произведение В.Шукшина отличается публицистической остротой постановки проблем. Все вопросы-проблемы рассказчик озвучивает. В рассказе множество риторических вопросов, которые ярко это иллюстрируют («Что за желание угодить продавцу, чиновнику, начальству?»). Продолжая традиции Чехова и Зощенко, Шукшин за юмором и иронией скрывает глубочайший смысл, за которым проглядывает и драматизм всей ситуации. Изображение боли главного героя способно вызвать катарсис, то есть очищение, просветление человеческой души через слезы.

Произведение небольшое по объёму, очень лаконичное, в нем представлено малое количество героев, и раскрывается одна сюжетная линия. Все это дает право говорить, что жанр данного творения – рассказ. В произведение, как правило, есть экспозиция, однако она очень интересная и нетрадиционная: в ней не рассказывается о предыстории героев. Автор размышляет о обиде и о поведении людей, которых обидели. Композиционное построение рассказа также отличается. Шукшин использует элементы кольцевой и рамочной композиции, чтобы отделить и выделить произведение. Ретроспективная композиция рисует воспоминания рассказчика об изображаемых событиях, что придает им достоверность. Создавая произведение в рамках реализма, автору удалось показать объективную картину действительности.

Риторическое восклицание «Трясуны мы, трясуны!» является опорным в рассказе, создает максимальную эмоциональную напряженность. Оно непосредственно обращено к читателю, на что указывает местоимение "мы". Тогда может и нам следует задуматься о роли маленького человека в современном обществе и быть внимательнее по отношению к окружающим нас людям.

Множество произведений Шолохова наполнены трагическими событиями, связанными с гражданской войной, так как автор сам являлся свидетелем всех тех ужасов, которые происходили сначала во время войны, а потом уже после её окончания. Голод, разруха, неурожай, бандитизм, все эти страшные вещи пришлись на послевоенное время, что и видно в произведении “Обида”.

Произведение повествует нам о нелёгкой судьбе мужчины пятидесяти лет, который после войны остался лишь со своей женой, и с восемью внуками, которые, в свою очередь, оставшись без опеки, пришлись прямо к главному герою произведения. В процессе повествования нас знакомят с послевоенным миром тех лет, с его бытом и рутиной жизнью. Из произведения видно, что в то время был очень страшный голод, от которого умирало очень много людей. И на данной проблеме строится всё произведение. Однако в конце всё заканчивает далеко не счастливо, и главный герой, обманутый уже не раз, совершает убийство, после чего просто возвращается в свой дом, на чём произведение заканчивается.

В произведении затрагиваются проблемы нравственности, отвратительной лживой чело веской природы, и отвращения ко всему, что присуще плохому человеку плохого характера. В произведении не раз затрагиваются темы воровства, человеческого обмана, лживости, алчности, и разбоя, что и создаёт общую картину безысходности и отчаяния. В произведении атмосфера нагнетается всеми теми проблемами, которые создаются по мере его развития, что и подчеркивает посыл, который автор старается донести до своего читателя – весьма нелёгкую судьбу людей, которые, несмотря на эту нелёгкую судьбу, продолжают бороться, и продолжают жить. Автор превозносит данные человеческие качества, показывая их как главную добродетель человеческого общества.

Однако, в конце произведения, автор сам разрушает эту благодетель, так как главный герой опускает руки, ведь он больше не в состоянии бороться, и этим автор показывает, что даже насколько бы ты не был силён физически и морально, ты всё равно, под натиском таких обстоятельств сломаешься, ведь человек способен далеко не на всё. Именно данную мысль пытается донести в конце произведения Шолохов. Он как бы говорит нам о том, что как бы мы не хотели превозмочь все невзгоды, пройдя через трудности, однако эти трудности, как правило, сильнее нас.

Анализ 2

Наверное, нет такого человека, который бы не был обижен хотя бы раз, а может быть и не раз своими родными или близкими людьми, а может быть даже и чужими людьми. И каждый человек реагирует на это по-разному. Одни начинают кричать в ответ, а некоторые лезут в драку, а вот другие просто молчат и не обращают на таких людей никакого внимания.

Шукшин написал прекрасное произведение «Обида», и по заголовку можно уже заранее догадаться, о чем пойдет речь.

Здесь главными героями стали обычные люди. Один человек справедливый и честный. Он за всю свою жизнь ни разу никого не обидел и всегда со всеми старается отыскать общий язык. А вот другой человек алкоголик. Он всегда отыщет нужные слова, для того чтобы человек ему поверил, а потом он за глаза может его оскорблять и спирать на другого человека.

Главный герой постоянно встречается с людьми, которые сначала ему нравятся и он думает, что они хорошие, но потом все получается совсем наоборот. Он ошибается и идет дальше, и опять на его пути встречаются люди. Не всегда удается разглядеть в человеке все плохие стороны, а человек тем временем старается показать только хорошее качество и когда понимает, что ему доверяет, подставляет своего друга в самый неподходящий момент.

Все происходит в большом городе. Здесь стоит большой дом, в котором имеется девять этажей. Один из героев Сашка вместе с дочерью решил прогуляться до магазина. Но по пути они встретили своего соседа, который никогда не может пройти мимо людей и не нахамить им. Дальше он сталкивается с хамством, когда оказывается в магазине. Там на весь магазин кричит продавщица, которая вчера стала свидетелем того, что Саша кричал на весь магазин. Мужчина старается доказать продавщице, что такого не было и что она сама была не права. Но ничего доказать не удается. И для того чтобы не разводить дальше данный разговор он решил просто уйти из этого магазина.

У него есть любимая жена Вера, которая знает очень хорошо характер мужа и всегда знает на какую кнопку нужно нажать, чтобы муж стал покорным и выполнил все, что она ему скажет. У него есть две дочери, которых он очень любит и старается как можно больше времени проводить с ними.

Главный герой столкнулся с тем обществом, которое старается разными способами доказать его вину, хотя по-настоящему его вины вообще не было. Саша никому не хочет мстить и ни с кем не хочет ругаться. После данного случая он постоянно прокручивает в голове происходящие события и пытается отыскать другие решения данной проблемы. Вот только одному ему не справиться с такими людьми.

В конце произведения Саша живет все той же жизнью, изменилось только его отношение к другим людям. И он больше не собирается с ним бороться, ведь у него есть в жизни самое главное, это дочери ради которых и стоит жить.

3 вариант

Все мы знаем, что Шолохов очень часто в своих произведениях, затрагивал тему гражданской войны. Рассказ «Обида» чей анализ мы сегодня проведем, касается этой темы в той или иной степени. Это произведения автор опубликовал в цикле сборника «Донские рассказы».

Главным героем произведения выступает ветеран Гражданской войны. Его зовут Степан, ему пятьдесят лет. После окончания войны он остался доживать свой вен на Донском хуторе. На войне у него погиб сын. Степан как некто другой выступает противником войны. После гибели сына на плечи Степана и его жены ложится забота о его сыновьях. Им становится трудно уследить за всеми восьми детьми.

Шолохов для своего романа выбрал идеальный период, чтобы показать послевоенное время, как в стране царила разруха и хаос. Весь сюжет буквально пропитан, голодом и смертью. Вдобавок к голоду, последовала полоса неурожайных лет. Запасы и так уже на исходе, а сейчас вообще перестали пополняться. В этот сложный период в России, мгновенно поднялась смертность населения. Старики и младенцы умирают из-за голода, другие люди убивают друг друга за кусок хлеба. Обычные люди, чтобы спасти своих детей и близких стали питаться корой с деревьев. Они снимали кору и измельчали ее в пыл, и в дальнейшем этой пылью заменяли муку. А потом из этой муки стряпали хлеб, которым питались все члены семьи.

Всем жителем хутора было поручено задание произвести посев, выданного им участка земли. В стране был кризис, и семян для посадки не было. Даже колхоз не произвел посев всей своей земли. Но председателю нельзя было отказывать, так как он обещал, что семена в скором времени будут. Так же он сказал, что часть прибыли после уборки урожая они получат себе. Он сказал, что на эти деньги можно будет восстановить весь хутор после войны. И Степан принялся за работу, которой было очень много. Первым делам он со своими земляками проборонил поля с помощью всех быков, которых только смогли найти. Несколько дней ушло, чтобы приготовить поле к посадки семян. Но случилось непредвиденное, обещанные семена так и не доехали до место своей посадки.

Спустя несколько дней председатель сдержал свое обещание. Он сообщил им место получения семян, куда они потом и отравятся. Когда наступило следующее утра. Степан в компании со своим соседом уезжают на остановку поезда, которая находилась в нескольких часах пути. К остановке они прибыли уже к вечеру, и без всяких проблем получали семена пшеницы. Возвращаться домой было уже поздно. И они стали искать место, чтобы заночевать. Некто из жителей деревни не приютил путников на ночлег. Это было первый раз, когда Степан встретился с равнодушием крестьянских жителей. Они были вынуждены заночевать, где-то на сеновале. Утром, когда они проснулись, заметили, что их ограбили. На хутор они уже возвращаются с пустыми руками. По возращении они обнаруживают, что и быки пахари тоже пропали. Степан в этот момент был окончательно морально разбит. После этого прошло время, и Степан случайно узнает в проезжающем конюхе напавшего на него человека. Степан очень рассердился и совершил самосуд. Он забил его до смерти вилами. После этого жизнь Степана не как не изменилась не в лучшею и не в худшую сторону.

  • Сочинение Образ Базарбая в рассказе Плаха Айтматова

    Базарбай – это персонаж романа «Плаха». Полная противоположность Бостону. Полнейший пьяница и нахлебник. Полное имя данного персонажа – Базарбай Нойгутов.

  • Сочинение Роль труда в жизни человека

    Наверное, каждый знает такие поговорки: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда», «Дело и труд все перетрут», «Какие труды, такие и плоды»

  • Сочинение Тема любви в романе Отцы и дети Тургенева

    Роман под названием «Отцы и дети» написан русским писателем Иваном Сергеевичем Тургеневым. В данном произведении автор обращает внимание на многие проблемы, волновавшее его поколение, которые остаются актуальны даже в настоящее время

    • Динамичен, ситуация остроконфликтна, конфликт заключается в несовпадении героя со средой, другими людьми. Герой пытается понять, в чем причина людской черствости.
    • Конфликт сродни конфликту позднего чеховского творчества.
    • У Чехова – статика, у Шукшина – динамика, которая создается за счет диалога.
    • Вступительный фрагмент; сцена в магазине; разговор с “плащом” на улице; разговор с женой; сцена на лестнице у Чукалова; разговор с женой на улице.
    • Главному герою рассказа Сашке противостоит масса людей, включающая продавщицу, завотделом, очередь, человека в плаще – всех тех, кого маленькая Маша называет “тети и дяди”.
    • Продавщица среди них – основное действующее лицо, она инициатор конфликта. Поэтому можно вести речь о двух героях – двух объектах оценки.
    • Субъектами сознания, выражающими свой взгляд на него, являются рассказчик, продавщица, сам Сашка, завотделом, человек в плаще, люди из очереди.
    • Он как субъект речи скрывает в себе несколько субъектов сознания.
    • За счет использования разных форм речи. Так, через косвенную речь передается точка зрения самого рассказчика: “последнее время наладился жить хорошо, мирно, забыл даже, когда выпивал”.
    • Вкрапленная в речь рассказчика, несобственно-прямая речь Сашки передает самооценку героя: “Черт возьми, где-то ты, Александр Иванович, уважаемый человек, а тут…”
    • Косвенная речь передает точку зрения продавщицы: “ей показалось, что это стоит перед ней тот самый парень, который вчера здесь, в магазине, устроил пьяный дебош”. Чуть ниже смена точки зрения продавщицы передается через несобственно-прямую речь: “Может, она и поняла, что обозначалось, но не станет же она, в самом деле извиняться перед кем попало. С какой стати?”
    • Косвенная речь способствует пониманию точки зрения завотделом, когда рассказчик описывает ее разговор с продавщицей: “так говорят врачи между собой при больном – о больном же, еще на суде так говорят и в милиции – вроде между собой, но нисколько не смущаются, если тот, о ком говорят, слышит”. Так говорят о людях ненормальных, выпадающих из общего ряда.
    • Через свою прямую речь. Это человек в плаще: “Вас тут каждый вечер – не пробьешься. Соображают стоя”. И это люди из очереди, говорящие продавщице: “Работайте спокойно, не обращайте внимания на всяких тут…”.
    • Сначала высказывается точка зрения продавщицы, согласно которой Сашка – дебошир. Тут же ей противопоставляется самооценка героя: “уважаемый человек”. Сашка мыслит себя “Александром Ивановичем”, полным именем.
    • Так обозначается конфликт. Для рассказчика Сашка – примерный семьянин. Но далее он становится: для продавщицы – “кто попало”, для завотделом – ненормальный, для человека в плаще – обобщенная помеха (“Вас тут… не пробьешься”), для очереди – просто никто, “всякий тут”. Очевидно направление, в котором развивается оценочная ситуация по отношению к герою. Если сначала он личность, то затем его мыслят все более и более общо, безразлично. Не случайно в конце эпизода появляется образ “стенки из людей”, которую, чувствует герой, “ему не пройти”.
    • Не просто в том, что Сашке Ермолаеву нахамили в магазине. Чтобы рассказать об этом, было бы достаточно фрагмента с продавщицей у прилавка. Главная обида в том, что проигнорировали Сашкину личность, последовательно разыграв ситуацию “человек человеку – бревно”. И попытка выйти из этой роли бревна, достучаться до людей приносит герою в следующих эпизодах лишь боль и унижение.
    • Субъектами речи, высказывающими оценочные суждения, являются рассказчик и Маша. Однако сознание рассказчика не представлено: за формами его речи скрывается ряд других сознаний. Конечно, это сознание девочки, обнаруживаемое через несобственно-прямую речь за счет использования специфической детской лексики” “пошли в “гагазинчик”… пришли в рыбный отдел, а там, за прилавком – тетя. Тетя была хмурая – не выспалась что ли?” Тут несобственно-прямая речь сливается с косвенной речью рассказчика, обнаруживая близость точек зрения его и девочки. Точка зрения Сашки также открывается в его несобственно-прямой речи: “Тетя-то уж больно того – несгибаемая”. Маша, далее высказывает свою оценку прямо: “Какая тетя “похая”. “Сашка не стал при ребенке говорить, какая тетя” - этот фрагмент подчеркивает намерение рассказчика избежать прямой оценки, которая в данном случае, очевидно, совпадала бы с Сашкиной. В косвенной речи, в описании разговора представлена точка зрения завотделом: “завотделом слушала Розу и слегка – понимающе – кивала головой”. У продавщицы в этом фрагменте появляется имя, и для завотделом она своя, отношение к ней понимающее. Сочувствующее отношение и у стоящих в очереди: “Работайте спокойно, не обращайте внимания”.
    • Мы видим ситуацию, обратную той, которая имела место по отношению к Сашке.
    • Если Сашка в этом эпизоде обезличивается, то продавщица, напротив, постепенно наполняется значимостью, обретает сочувствие окружающих. Вокруг Сашки вырастает “стенка из людей”, становящаяся все более живой, осязаемой, “антропоморфной”. Она олицетворяется в ряде образов, среди которых образ обретшей имя Розы – самый представительный в первом эпизоде.
    • Эта сцена давит героя.
    • Рассказчик избегает прямой оценки. Но поскольку за счет несобственно-прямой речи, в начале эпизода переходящей в косвенную, его речевой образ оказывается очень близким к речевому образу Маши, то и точки зрения их тяготеют к сближению. “Похие” “дяди, тети” - вот образ людской стены, увиденной глазами ребенка.
    • Она задается уже в первом абзаце текста. “Сашку Ермолаева обидели” - этой фразой начинается произведение. Предельно уменьшительное имя героя сразу формирует отношение и к нему, и ко всей ситуации – отношение “неформальное”, развернутое в бытовую плоскость.
    • Множество междометий и междометных сочетаний, вводных слов-паразитов, фразеологических конструкций, создающих стилистику разговорной речи: “Ну, обидели и обидели – случается”; “ставить на попа самый смысл жизни – это тоже, знаете… роскошь”; “благоразумие – вещь не из рыцарского сундука, зато безопасно, да-с”.
    • Намеренно разговорный стиль вступительного фрагмента задает жанр всей речевой ситуации: это свойская бытовая беседа в духе кухонных разговоров, и рассказчик преподносит ее как урок о пользе благоразумия.
    • Он создан предельно точно: субъект речи и сознания – обыватель. Как речевой образ, так и мировоззренческая позиция этого типа людей ясно передается во всем абзаце и особенно в его последних словах: “Валяйте. Когда намашетесь театральными мечами… приходите к нам, благоразумным, чай пить”.

    Сейчас,как и раньше многие из нас привыкли не обижаться, не реагировать не негативные мелочи,которые пытаются вывести нас из себя,как-то сильно задеть.И вроде бы,это правильно,но бывают ситуации,на первый взгляд абсолютно комичные,когда обида становится настолько нестерпимой,острой и понятной только обиженному.И если прислушаться к этому обиженному человеку,то можно увидеть,что за "смехом" скрывается боль и что этот человек своей обидой в чем-то прав...Эта, вроде бы лишь смешная ситуация,как и в рассказах Чехова,и в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина,подразумевает на самом деле трагизм.

    Так в рассказе В.М. Шукшина "Обида" взрослый мужчина,даже не мужчина,а дядечка, Сашка Ермолаев обиделся на то,что продавщица в магазине приняла его за какого-то пьяницу, устроившего накануне "дебош" в магазине.Его унизили.Сашка был поражен,что можно быть настолько злобным и равнодушным человеком,как тетя-продавщица,настолько недалекой хамовитой и бескультурной!Образ этой тети включен в систему и других обезличенных образов,составляющих срез такого же агрессивного общества,создать который помогает городское пространство,пространство магазина. Другие второстепенные персонажи,объединенные в систему-это очередь в магазине,люди,стоящие в ней.Один из этих людей,пожилой,в плаще-типичный городской житель,человек без лица,без души подливает масло в огонь,еще сильнее обижая Сашку.Позже Шукшин называет его неблагозвучную фамилию-Чукалов.Его,Чукалова,также переполняет злоба,желчь,желание возвыситься за счет унижения другого человека,в данном случае,Сашки, который неслучайно задает ему правдивый вопрос "А почему вы подхалимничаете?".Ответом на этот вопрос становится физическая сила сына "подхалима",Игоря,образ которого является своеобразным собирательным воплощением зажиточного,ограниченного в плане человечности,цинично-равнодушного городского человека. В отдельную систему можно объединить двух других второстепенных персонажей: жену Сашки,Веру и его маленькую,но все понимающую дочку,которая дает свою характеристику всем этим людям в магазине:"похая тетя...","какие дяди похие".И неслучайно писатель обращается к детскому видению ситуации.Как известно,устами младенца глаголет истина.А может быть у самого героя,Сашки,на чьей стороне малышка,тоже такое детское сознание?Если да,то значит,что он-наивный "чудик",образ любимый Шукщиным, искренний,простой,настоящий, открытый и воспримчивый, ранимый.В рассказе доминирует психологическое время.Обида героя здесь по ощущениям приравнивается к детской,но серьезной обиде, которая тоже вырисовывается как отдельный образ в рассказе.Остро ощущается динамика психологических ощущений героя,чувство обиды становится все сильнее и приравнивается к боли физиологической,то есть настолько эта обида ощущаема!:"обида толкнулась в грудь,как кулаком дали"-эта метафора оживляет Обиду,писатель использует прием антропоморфизации."Сводит челюсть от обиды","лицо его горело","Опять свело челюсть,затряслись губы","и трясся все утро,м трясся,затрясло опять","его Опять трясло","аж слеза навернулась"-обида разрастается в душе героя,а в конце рассказа мы наблюдаем катарсис,кульминацию этой обиды.Речь героя соответствует его состоянию в тот момент,она эмоциональна,отрывиста, не всегда ясная:"стоит..и начинает-ни с того,ни с сего...за что?"Многоточия,повторы"не был я вчера в магазине,не был" указывают на сильное смятение Сашки.Детскую наивность,чувствительность, какую-то искреннюю веру,желание доказать себе и другим свою правоту демонстрирует поступок похода к Чукалову."Может он одинокий какой..."-думает Сашка.Хоть тот и сильно оскорбил его,главный герой пытается его понять почему он стал таким подхалимом,надеется,что у того есть оправдание такому поведению.Сашка-"чудик",человек,обладающий в какой-то мере детским сознанием,обостренным чувством справедливости и искренности.Шукшин продолжает развивать тему "маленького человека" в литературе,опираясь на гоголевские,пушкинские традиции, ведь против Сашки-чудика все это городское общество, а у главного героя остается шукшинское понятие полукультуры,когда деревенский человек переезжает в город,вроде бы становится деревенским жителем,но не до конца.И здесь такой человек оказывается лучше урбанистических личностей.

    В рассказе сочетаются несколько похожих видов композиций:рамочная,кольцевая и ретроспективная,диалоги отличаются динамизмом и живостью,отсутствием назидательности,в центре внимания простой человек-чудик.Мы знаем Шукшина как мастера "деревенской прозы", в его произведениях открытость,простодушие и ранимость,как в рассказе"Обида" характеризуют простого человека,который близок к деревенской народной культуре,который резко противопоставлен жителю города.Писатель обращается к проблемам отсутствия человечности,духовности в городском обществе,проблемам низкой нравственности людей,подхалимничества, черствости,равнодушия.В произведении есть образ рассказчика,который то и дело озвучивает эти проблемы"Что такое творится с людьми?".Но чтобы раскрыть все это Шукшину не нужно было использовать среднюю или крупную форму повествования,жанр рассказ лаконично и ясно обозначивает одну сюжетную линию,которая прослеживается с душевным состоянием героя.Глубокий чеховский психологизм, скрытый юмор,ирония в сочетании с драматизмом проблематики сконцентрировались в этом рассказе.