Главная · Планировка · Взаимодействие педагога дополнительного образования с родителями. Формы и методы работы педагога дополнительного образования с семьей Название темы педагог доп образования и родители

Взаимодействие педагога дополнительного образования с родителями. Формы и методы работы педагога дополнительного образования с семьей Название темы педагог доп образования и родители

    Пояснительная записка

    Формы и методы работы с родителями

    Примерный тематический план работы с родителями на учебный год

    Методические указания

    Источники

    Приложение

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительное образование детей играет немаловажную роль в общей системе образования. Это то звено, которое должно обеспечивать целостное развитие личности ребенка, его социализацию, влиять на становление элементарной культуры деятельности и поведения, формирование интеллекта и общей культуры.

Воспитание ребенка в учебном учреждении и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс. Велика роль педагога в организации этой работы. Очень важно с первого года обучения и воспитания детей в УДОД сделать родителей соучастниками педагогического процесса.

Родители – главные помощники педагога!

Работа с родителями, как и всякая работа в образовательном учреждении, должна проводиться в целостной системе и имеет огромное значение. Чтобы помощь родителей была действенной, их нужно обучать обмениваться опытом, обсуждать проблемы, совместно искать пути и способы их решения.

Замечено, что дети, которые отставали от сверстников на раннем этапе обучения, часто догоняли их несколько позже. Все мы знаем, что хорошая успеваемость часто связана с генетическими познавательными способностями, личностными характеристиками ребенка, мотивацией к обучению. Однако, роль семьи в жизни ученика занимает далеко не последнее место. В одной из школ проводилось изучение влияния семьи на успешность обучения младших школьников. После завершения эксперимента получилось, что по уровню влияния семьи на успешность ребенка семьи разделились на четыре группы:

Характеристика семей, которые влияют на успешность в обучении

Результаты успеваемости детей (уровни)

Родители ценят успех, ожидают хорошей успеваемости, поощряют напряженные занятия (ожидания родителей совпадают с познавательными способностями ребенка)

Родители ценят успех, ожидают хорошей успеваемости, (ожидания родителей совпадают с познавательными способностями ребенка)

Выше среднего

Родители ценят успехи и ожидают от своих детей хорошей успеваемости (независимо от их способностей)

Достаточный

Родители не ценят успех детей и не питают высоких надежд по поводу их успеваемости (независимо от способностей)

Следовательно, родители могут положительно повлиять на успех в том случае, если будут выступать в содружестве с ребенком, верить в его успех, никогда не отказывать в необходимой помощи, поощрять трудолюбие.

Там, где педагог и родители действуют согласованно, обычно лучше осуществляется учебно-воспитательная работа в объединении и более правильно ведется воспитание детей в семье. Рекомендации, советы педагога должны обязательно выполняться. Недопустимо, чтобы родители неуважительно отзывались о педагоге, позволяли себе пренебрежительные высказывания в его адрес. Это дезориентирует детей, толкает их на ложный путь приспособленчества, поисков компромиссного решения из создавшегося положения. Ставя под сомнение авторитет педагога, родители тем самым подрывают уважение детей к другим окружающим взрослым людям. В том числе и к самим себе. Честнее и проще выяснить какие-либо возникшие недоразумения в личной беседе с педагогом.

Для младших школьников родители и семейная атмосфера являются наиболее важными факторами в развитии. Некоторым родителям могут понадобиться соответствующая подготовка и одобрение педагога в их стремлении помочь детям. В свою очередь, педагог должен осознать, что его работа с детьми не принесет больших результатов без активного участия родителей.

Партнерство семьи и педагога должно работать в интересах ребенка, разделяя ответственность за его образование и развитие.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В последние годы углубляется кризис института семьи. Как показывают социологические опросы и статистические данные, в стране снижается престиж семьи, отцовства и материнства, падает рождаемость, растет количество разводов и число матерей одиночек. Наряду с этим нередки ситуации, когда во внешне благополучных семьях родители, обеспечив ребенка всеми материальными благами, практически не занимаются его воспитанием. Очень часто семьям недостает профессиональной помощи в вопросах организации семейного воспитания. Эти явления должны учитываться педагогом в работе с родителями по воспитанию детей.

Кроме того, для успешной реализации федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения необходимо укрепление связей между педагогами образовательного учреждения и родителями учеников. Это требует развития форм и методов взаимодействия педагогов и родителей детей, образовательного учреждения и семьи. В УДОД это наиболее важно при работе с учащимися начальной школы, так как работа с младшими школьниками имеет свои особенности, обусловленные возрастом и жизненным опытом детей, переходом к развивающему обучению с шести лет, резким уменьшением количества детей, до школы посещавших детские сады.

Формы и методы работы УДОД с родителями необходимо направлять на повышение психолого-педагогической культуры и знаний родителей, привлечение родителей к учебно-воспитательному процессу.

Выбор форм и методов работы с родителями наряду с учетом их потребностей и заинтересованности, должен обеспечивать при направляющей роли педагогов УДОД формирование активной позиции родителей, готовности их к взаимодействию с педагогическим коллективом. Ведь многие проблемы (профилактика и предупреждение нарушений правил поведения, повышение мотивации к учебе и выявление причин отставания в ней и другие) можно эффективно решать, взаимодействуя с родителями ученика.

Методы работы с родителями включают в себя беседы, различные тестирования и анкетирования, наблюдения. К формам работы относятся родительские собрания, открытые занятия, консультации (традиционные формы), нетрадиционные - дискуссии, практикумы, круглые столы, устные журналы, тренинги, мастер-классы.

При этом формы и методы работы с родителями могут быть индивидуальными и коллективными. К индивидуальным относятся анкетирования, индивидуальные беседы или консультации, использование различных памяток, изучение семьи школьника на основе документов, встреч и другие. Коллективные включают в себя родительские собрания, тематические мероприятия, лекции, клубы, беседы и консультации родителей.

Работу учителя начальных классов с родителями можно разбить на три последовательных по времени этапа.

Первый этап охватывает начальный период пребывания детей в объединении. На первом этапе осуществляется знакомство с семьями школьников. Для этого используются имеющиеся документы, беседы с родителями и детьми. Эффективным подходом является проведение анкетирования родителей. Анализ анкет позволяет узнать о методах воспитания в семье, увлечениях и поведении ребенка, его домашних обязанностях, чертах характера. Полученная на этом этапе информация служит отправной точкой для планирования работы с родителями.

Очень важным на этом этапе является первое родительское собрание, где осуществляется знакомство родителей с нормативными документами, планом работы объединения, образовательной программой и с основными моментами пребывания ребенка в УДОД. Сориентироваться родителям в особенностях обучения ребенка на СЮТ позволяют раздаваемые им памятки. Памятки могут нести как информацию общего характера, так и представлять собой результат опыта работы конкретного педагога

Второй этап охватывает период до окончания обучения ребенка в объединении. Он является основным в работе педагога с родителями. На этом этапе используются различные формы и методы взаимной деятельности педагогов и родителей по воспитанию и обучению детей. При этом педагог должен:

повышать уровень педагогических знаний родителей;

укреплять доверие детей и родителей к педагогу и авторитет родителей в глазах детей;

расширять участие членов семей в воспитательной работе, в различных мероприятиях СЮТ.

Рассмотрим подробнее используемые на втором этапе формы и методы работы с родителями.

Родительское собрание, являясь традиционной формой работы с родителями, может быть построено по новому, используя различные приемы и подходы (диспуты, элементы деловой игры, семинарские занятия). К родительским собраниям можно приурочить различные выставки (лучших работ, поделок к праздникам и др.).

Большой эффект в воспитании, укреплении связей и взаимопонимания между родителями, детьми и педагогом дают проводимые совместные мероприятия: конкурсы и соревнования, походы с родителями на природу, экскурсии в музеи, посещения выставок и различные другие мероприятия. Они также способствуют формированию коллектива дружного коллектива в объединении. Широкие возможности в совместной воспитательной работе семьи и УДОД открывает привлечение к ней бабушек и дедушек детей.

Объединению родителей и детей способствует их совместная работа по изучению истории своей семьи и изготовлению «Семейного древа». Дети знакомятся с понятиями и сведениями о родословных, профессиях и фамилиях родственников, семейных праздниках и традициях, участии в войне родственников.

Значительный потенциал в работе по укреплению взаимодействия педагогического коллектива и семьи имеют бабушки и дедушки учащихся, которые, обладая большим жизненным опытом, свободным временем, желанием, часто готовы участвовать в совместной работе по воспитанию детей. Как показывает практика, привлечение их к организации мероприятий дает хороший воспитательный эффект.

Большие возможности в улучшении работы с родителями со стороны педагога, укреплении связей с ними открывают современные информационные технологии. Они могут быть использованы как в организации рассмотренных выше мероприятий, так и для оперативного информирования родителей через сеть Интернет на сайте УДОД и персональном сайте педагога.

Третий этап работы педагога с родителями охватывает временной период после окончания обучения в объединении. На этом этапе педагогу важно передать накопленный опыт работы с детьми и их родителями своим коллегам, принимающим детей в объединения спортивного мастерства и др. Это во многом позволит сохранить преемственность в воспитательной и учебной работе с детьми, взаимодействие с их семьями.

И, конечно, эффективность работы с родителями, а в итоге и качество обучения, результаты воспитании детей во многом зависит от мастерства педагога, его авторитета в глазах детей и родителей.

Это обусловлено тем, что у ребенка формируется самооценка на основе оценивания его педагогом и достигнутых результатов в обучении. Педагог с первых дней обучения детей в объединении становится для них непререкаемым авторитетом, что является одной из важнейших предпосылок для обучения и воспитания.

Со стороны родителей выделяют три фактора оценки педагога - наличие у учителя педагогического авторитета в восприятии родителей, уровень индивидуальной работы с их ребенком, воспитательная привлекательность педагога.

Практика работы с родителями показывает, что активное использование рассмотренных выше новых и традиционных форм работы с родителями помогает улучшить воспитание детей, укрепляет связи родителей и детей, позволяет развивать у детей способности к сотрудничеству, творческому самовыражению и уверенности к себе.

Основные педагогические компетенции, которыми должен обладать педагог для эффективной организации работы с родителями:

1.Рефлексивно-аналитические способности:

Способность анализировать свою деятельность;

Способность предвидеть результаты и последствия своей деятельности;

Умение овладевать методами диагностики состояния личности и коллектива;

Умение наблюдать и оценивать уровень индивидуального развития учащегося.

2.Организаторские способности:

Ставить перед детьми только такие задачи, которые дадут ожидаемый результат;

Планировать работу с теми, кто будет её осуществлять;

Разделить цель на более мелкие задачи и превратить их в дифференцированные задания для групповой и индивидуальной работы;

Создать положительную установку на предстоящую деятельность;

Использовать различные методы стимулирования индивидуальной самореализации детей;

Координировать усилия семьи, педагогов в воспитании детей.

3.Коммуникативные способности:

Установление контакта и взаимопонимание с каждым ребёнком;

Коррекцию межличностных взаимоотношений между детьми;

Справедливое решение всех конфликтных ситуаций;

Достижение взаимопонимания между родителями, педагогами и детьми.

Примерный план работы с родителями

на учебный год

1 год обучения

Дата проведения

Родительское собрание: «Знакомство с образовательной программой»

сентябрь

Праздник-игра: «Красный. Желтый. Зеленый»

Выставка детских работ: «Новогодний хоровод»

Круглый стол на тему: «Учеба и игра в жизни ребенка»

Выставка детских работ: «Наши достижения»

2 год обучения

Дата проведения

Каникулярное мероприятие: Соревнование планеров

Выставка детских работ: «Украшения к Новому году»

Беседа на тему: «Семья – главный воспитатель» с применением компьютерной презентации «Дети учатся жить»

Праздник-игра: «Наши рукодельницы»

Беседа на тему: «Самые постыдные методы воспитания»

3 год обучения

Дата проведения

Родительское собрание на тему: «Семейное воспитание»

сентябрь

Каникулярное мероприятие: Соревнование контурных моделей

Праздник-игра: «Наши руки не для скуки!»

Круглый стол на тему: «Детская агрессивность»

Выставка детских работ: «Мастерская талантов»

Кроме того используются такие формы работы с родителями, как:

Анкетирование;

Индивидуальные беседы и консультации;

Раздача памяток;

Оформление стенда с информацией для родителей;

Поощрение родителей за сотрудничество.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Семья – первый коллектив ребёнка, естественная среда его развития, где закладываются основы будущей личности. С момента, когда ребёнок поступает в образовательное учреждение, возникает «педагогический треугольник» (учитель – ученик – родитель). От того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и их родителями зависят и достижения в воспитании и развитии детей. Семья становится не только объектом, но и субъектом взаимодействия. Именно на неё возлагается ответственность за воспитание и обучение детей, семья должна стать социально-активным участником учебно-воспитательного процесса.

Работа с семьей – влияние на воспитательный потенциал семьи; объектом внимания является не сама семья, а семейное воспитание. Здесь необходимо следующее:

1) изучение семейной атмосферы, окружающей ученика, его взаимоотношений с членами семьи.

Без использования психолого-педагогической диагностики невозможно конструктивно спланировать воспитательную работу в детском коллективе, наладить работу с коллективом родителей.

Используя диагностику, необходимо помнить о нравственных аспектах всех исследований и руководствоваться определенными правилами.

Правило первое. Если родители поделились информацией с педагогом, она не должна быть доступной всем.

Правило второе. Диагностика проблемы предполагает коррекционные действия педагога по изученной проблеме.

Правило третье. Диагностическое исследование не должно ставить своей целью навешивание ярлыков.

Правило четвертое. Диагностическое исследование должно проводиться корректно и располагать к дальнейшему общению с педагогом.

Правило пятое. Для детального изучения проблемы одного диагностического исследования мало, необходимо использовать различные виды диагностик, чтобы получить достоверный материал.

Сотрудничество с родителями нельзя выстраивать «на глазок», ориентироваться только на интуицию, необходимо знать особенности современной семьи, ее отношение к школе и переменам в образовании.

Для чего педагогу нужна информация о семье?

Для привлечения родителей к работе объединения

Для проведения информационно-просветительской работы с родителями, а также для создания информационных материалов для родителей, «родительских памяток».

Что необходимо знать педагогу дополнительного образования о семьях своих учеников?

Социально-демографический портрет семьи.

Состав семьи.

Фамилии, имена и отчества отца и матери, их возраст.

Род занятий родителей и других членов семьи.

Материальная обеспеченность семьи.

Круг интересов, хобби членов семьи.

Образ жизни семьи.

Организация и принципы семейного воспитания.

Внутрисемейные отношения: доминирующий стиль отношений (демократический, авторитарный, смешанный), микроклимат семьи, обычаи и традиции, лидерство в семье, авторитет взрослых.

Воспитательная позиция. Преобладающие методы и формы воспитания. Уровень педагогической культуры и самообразования родителей.

Взаимоотношения родителей с педагогом.

Участие членов семьи в жизни объединении.

Характер взаимодействия с педагогом.

2) Психолого-педагогическое просвещение родителей. Данное направление организовывается с помощью следующих форм работы:

индивидуальные консультации;

круглые столы;

оформление памяток для родителей.

3) Привлечение родителей в учебно-воспитательный процесс осуществляется с помощью следующих форм работы:

открытые занятия и мероприятия;

помощь в организации и проведении различных мероприятий УДОД и укреплении материальной базы объединения;

совместные праздники;

походы, экскурсии в природу;

игры-соревнования.

ИСТОЧНИКИ

    www.sibac.info

ПРИЛОЖЕНИЕ

Памятка для родителей

Правила общения с одноклассниками

Симон Соловейчик

      Не отнимай чужого, но и свое не отдавай.

      Попросили – дай, пытаются отнять – старайся защититься.

      Не дерись без причины.

      Зовут играть – иди, не зовут – спроси разрешения играть вместе, это не стыдно.

      Играй честно, не подводи своих товарищей.

      Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.

      Из-за отметок не плачь, будь гордым. С учителем из-за отметок не спорь и на учителя за отметки не обижайся. Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.

      Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.

      Старайся быть аккуратным.

      Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой.

      П о м н и: ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты – неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!

Памятка для родителей

Взаимоотношения в семье

1) Безусловно принимайте своего ребенка.

2) Активно слушайте его переживания, мнения.

3) Как можно чаще общайтесь с ним, занимайтесь, читайте, играйте, пишите друг другу письма и записки.

4) Не вмешивайтесь в его занятия, которые ему по плечу.

5) Помогайте, когда просит.

6) Поддерживайте и отмечайте его успехи.

7) Рассказывайте о своих проблемах, делитесь своими чувствами.

8) Разрешайте конфликты мирно.

9) Используйте в общении фразы, вызывающие положительные эмоции.

10) Обнимайте и целуйте друг друга не менее четырех раз в день.

Анкета для родителей

Уважаемые родители!

Прошу Вас принять участие в обсуждении вопросов развития Вашего ребенка в объединении. Меня интересует Ваше личное мнение о работе объединения начального технического моделирования, в котором занимается Ваш ребенок. Прошу ответить на предлагаемые в анкете вопросы. Анкета анонимная, поэтому фамилию можно не указывать.

    Нравится ли Вам объединение, в котором занимается Ваш ребенок?

Подчеркните один из правильных ответов:

    Больше да, чем нет;

    Больше нет, чем да;

С каким настроением чаще всего идет на занятия Ваш ребенок? (подчеркните):

  • С большим желанием;

    По обязанности, но без желания;

    С большим нежеланием.

    С каким настроением чаще всего приходит ребенок с занятий? (подчеркните):

    Веселый и жизнерадостный;

    Уставший, но удовлетворенный;

    Раздраженный, расстроенный, неудовлетворенный своей работой.

    Как Вы думаете, учитываются ли на занятиях индивидуальные особенности Вашего ребенка? (подчеркните):

    Учитываются;

    В основном учитываются;

    И да, и нет (трудно сказать);

    Мало учитываются;

    Не учитываются.

    Что не нравится Вам в работе объединения?

___________________________________________________________________

    Подскажите, пожалуйста, что необходимо изменить в работе объединения?

____________________________________________________________________

Большое спасибо!

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Знаете ли вы своего ребенка

    1. Стимулируете ли вы проявление положительных эмоций у своего ребенка? Как это вы делаете?

2. Проявляет ли ваш ребенок отрицательные эмоции? Почему, на ваш взгляд, они возникают?

3. Как вы развиваете положительные эмоции своего ребенка? Приведите примеры.

    1. Сколько времени в день вы отводите на общение с ребенком?

2. Известно ли вам от самого ребенка о его учебных успехах, о школьных друзьях и друзьях вне школы, как зовут его соседа или соседку по парте?

3. Каковы проблемы, которые есть у вашего ребенка в общении?

    1. Любит ли ваш ребенок трудиться?

2. Что он любит делать?

3. Умеет ли он делать работу самостоятельно или только с вашей помощью?

4. Как долго может трудиться ваш ребенок?

5. Работа выполняется увлеченно или неохотно?


Л.А.Латыпова,

ООДТДМ им.В.П. Поляничко, г.Оренбург

Работе с родителями в учреждении дополнительного образования детей уделяется особое внимание, т.к. семья не только влияет на формирование личности ребенка, но и выступает в роли социального заказчика образовательных услуг, определяющего цель деятельности учреждения и педагогов.

Взаимодействие с семьей позволяет педагогу лучше узнать ребенка, определить совместные действия, объединить усилия по воспитанию и развитию ребенка, получить добровольную родительскую поддержку работы объединения.

Специфика организации дополнительного образования позволяет использовать широкие практические возможности взаимодействия с семьями учащихся, как традиционные (собрания, лекции, консультации), так и инновационные (интерактивные), причем приоритет отдается современным формам.

Особенности активных методов связаны с включением диалога и полилога, наличием обратной связи, самостоятельной формулировкой запросов со стороны родителей.

Понятие «интерактивные методы» («interactive » с англ.: «inter » означает «между», «active » - действовать) можно перевести как методы взаимодействия участников между собой (моделирование жизненных ситуаций, совместное решение проблем).

К интерактивным методам относятся: работа в мини-группах, ролевые игры, «мозговой штурм», имитационная игра, дискуссия и др.

Преимущества интерактивных методов в том, что они:

  • Ставят родителей в активную позицию;
  • Повышают готовность родителей к взаимодействию с педагогом;
  • Проясняют родительские ожидания, представления;
  • Позволяют углубить воздействие педагога на родителей.

Одной из наиболее эффективных форм работы с родителями является семинар-практикум. Данная форма проведения позволяет родителям не только получить информацию, но и побуждает к размышлению о закономерностях развития ребенка, позволяет осознать свою родительскую позицию, увидеть наглядный пример типичных ошибок в воспитании детей. Эта форма работы эффективна тем, что родители не просто получают «готовый продукт» в виде информации, а должны сами активно включиться в этот процесс.

  • Структура такого занятия, как правило, мало чем отличается от классической схемы проведения деловой игры, незаменимыми элементами которой являются:
  • упражнения, направленные на то, чтобы настроить участников на продуктивную работу (если большое количество участников, то в качестве такого упражнения может выступить любая игра-энергизатор);
  • работа в группах;
  • тематическое выступление ведущего;
  • заключительное задание участникам;
  • рефлексия прошедшего занятия;
  • «обратная связь».

Существуют специальные приемы активизации творческого потенциала родителей в условиях группы. Одним из инновационных приемов является модерация.

Модерация –это организация обсуждения вопроса или проблемы, которая дает возможность всем участникам принять общие решения как свои собственные, осознание собственных ресурсов в решении проблемы. Включает ряд этапов: определение и формулировка проблемы или темы обсуждения, обсуждение темы в малых группах и общая презентация результатов, обобщение и конкретизация результатов работы, подведение итогов работы и обмен впечатлениями.

Педагог, использующий данный прием, должен соблюдать следующие правила:

Не настаивать на собственном мнении и собственных целях;

Не оценивать чужие мысли, высказывания и поведение других;

Активизировать группу, задать тему и настраивать группу на эту тему, задавая вопросы (но при этом не высказывая предвзятые решения или утверждения);

Принимать все высказывания группы как сигналы, которые помогают ему понимать коммуникативные процессы в группе;

Пытаться пояснить участвующим их собственное поведение, чтобы было возможно увидеть и устранить конфликты;

Управлять процессом, но не вмешиваться в содержание обсуждения.

Отличие модерации от «мозгового штурма» - в краткости высказываний, письменном обсуждении проблемы, голосовании с помощью специальных знаков, это могут быть цветные стикеры, что делает наглядным выбор большинства и самостоятельное решение проблемы.

Одной из форм дискуссионного общения родителей является родительский ринг, который позволит родителям утвердиться в правоте своих методов воспитания или задуматься над тем, что не так. Темы родительских рингов могут быть самыми разнообразными. Можно предложить, например, такие:

  • Как привлечь папу к воспитанию собственного ребенка?
  • Нужны ли наказания?

Важную роль в интерактивном взаимодействии играют имитационные и ролевые игры.

Имитационные игры помогают моделировать конкретные ситуации, произошедшие в реальности, обстановку и условия протекания этих событий. Ролевые игры позволяют отработать тактику поведения, действий конкретного лица в воображаемой ситуации. Предлагаемые ситуации должны быть подобраны с учетом конкретной группы родителей. Родителям даются установки, как себя вести в соответствии с ролью, что дает возможность продемонстрировать разные стили поведения родителей, в том числе и нежелательные, лучше понять чувства ребенка.

Однако следует помнить, что проведение ролевых и имитационных игр возможно только в том случае, если между педагогом и родителями существует доверие.

При дефиците времени эффективно использование метода «Аквариум» (образуются 2 круга: внешний - наблюдатели и внутренний - участники), когда 2 - 3 участника проживают ситуацию, а остальные анализируют ее со стороны и «сопереживают».

Меняются даже такие традиционные формы работы, как родительское собрание, планируя которое необходимо заранее обсудить выбор тематики, с помощью анкетирования или беседы. Родители, приводящие своих детей на занятия в учреждение дополнительного образования, как правило, не склонны выслушивать длинные монотонные лекции, поэтому оптимальным решением будет использование мини-лекции со слайдовой презентацией и практической части в виде игр, упражнений, заданий, помогающих понять и усвоить главную тему встречи.

Интересной формой работы являются совместные занятия для родителей и детей в форме игры с элементами тренинга. Эта форма работы отличается от семинара-практикума большим количеством специально подобранных игр и упражнений, отсутствием теоретической части, участием родителей и детей. Одна из основных задач этих занятий - показать родителям и другим взрослым возможности ребенка в общении, акцентировать наиболее значимые для них проблемы, рассмотреть ресурсы и трудности сына или дочери. Это будет гораздо эффективнее, чем просто рассказать о проблемах ребенка родителю.

Не менее важны эти занятия для детей, т.к. позволяют ребенку увидеть родителей без привычной родительской роли, более того - в непривычной творческой позиции. Причем чем активнее проявляются родители, тем большее чувство гордости возникает у их детей.

Однако если такая форма проводится впервые, следует помнить, что родителей надо заинтересовать, рассказать о назначении этого мероприятия, так как часто игру они воспринимают как что-то несущественное.

Необходимым условием является создание доброжелательной атмосферы, снятие напряжения, сплочение группы, что можно сделать с помощью специальных упражнений и игр. Первые задания имеет смысл делать не игровыми, а скорее разговорными, например, предложить обсудить значимые вопросы и записать на листе бумаги варианты ответов. Это позволит снизить напряжение у взрослых, быстрее включить их в игру и поднять настроение участников.

Важную роль играют не только сами упражнения, но и обсуждение после их выполнения, что способствует рефлексии своих чувств и поведения участниками встречи.

Для активизации всех участников в обсуждении проблемы можно рекомендовать работу в мини-группах (2 - 3 человека) или паре. В паре складываются условия для более глубокой эмоциональной удовлетворенности, кроме того, появляется возможность получить обратную связь и поддержку.

Работу в парах можно организовать по принципу «Инфо-карусели». Перед началом работы родители выделяют интересующие их темы («Мой ребенок и его друзья»; «Агрессивность ребенка»; «Непослушание» и т.д.). Затем родители объединяются в пары, обмениваются мнениями, а потом переходят по кругу и образуют следующую пару.

В конце занятия необходима яркая эмоциональная «точка» и действия по побуждению родителей и детей к тому, чтобы сказать друг другу слова благодарности, сформировать потребность к подобному взаимодействию.

Говоря об использовании активных методов работы, мы намеренно не затрагиваем тренинги, так их могут проводить только психологи или педагоги, имеющие соответствующую подготовку и сертификат на ведение тренингов.

Таким образом, активные и интерактивные методы работы с родителями дают возможность педагогу познакомиться с семьей и укрепить детско-родительские отношения в семье, создать условия для формирования партнерских отношений между родителями и детьми, учат принятию совместных решений.

Рассмотренные формы работы не исчерпывают разнообразия возможных способов взаимодействия с родителями. Использование интерактивных форм требует высокого уровня психологической компетентности, прохождения самими педагогами тренингов и семинаров-практикумов с целью освоения этих форм работы, что актуализирует более тесное взаимодействие с психологами учреждения.

Литература:

1. Бутакова, Е.Г. Активные методы взаимодействия с родителями в школе «Психология – родителям». Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», 2011.

2. Маслихина,Н.В., Переина, М.Т. Руководство нравственным воспитанием в семье в системе работы освобожденного классного воспитателя. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: теория и практика. Региональный сборник научных трудов. 3-й выпуск,

г. Менделеевск, 2006.

3. Масягина, О.Ю. Формы взаимодействия УДО с родителями воспитанников. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», 2011.

4. Хухлаева, О.В. Активные формы групповой работы с родителями/ О.Хухлаева// Школьный психолог. – 2006, № 19.

Взаимодействие работы с родителями в дополнительном образовании

Демидова Ольга Борисовна, педагог дополнительного образования МУДО "Дом детства и юношества г.Черемхово".
Описание материала. Данный материал рекомендован: педагогам дополнительного образования, для педагогов организаторов, классным руководителям.
Цель:
Организация сотрудничества между педагогом и родителями в интересах творческого и свободного развития личности ребенка.
Задачи:
Организация совместной деятельности педагога и родителей в воспитании детей.
Активизация работы с родителями, поиск новых путей привлечения семьи к участию в учебно-воспитательном процессе в Доме Детства и Юношества.
Взаимодействие руководителя детского объединения с родителями – одно из важнейших направлений его деятельности.
Основные направления работы с родителями:
-привлечение родителей (законных представителей) к участию в жизнедеятельности детского объединения;
-сотрудничество родителей с педагогом в организации массовых мероприятий.
Формы:
1 Родительские собрание.
Организация родительского собрания.
При подготовке собрания продумывалась организация явки родителей. Изготовлялись специальные пригласительные.
Темы собраний:
День открытых дверей.

В программе Дня открытых дверей: работа творческих мастер-классы, консультации для родителей и педагогов, фотостудия, выставки, караоке-студия, танцевальный флэш-моб. Запись в детские объединения.
Родительское собрание посвященное ко дню Матери. Поздравление и вручение открыток изготовленными детьми.
Выступление на родительских собраниях в школе. Разъяснение родителям образовательной концепции и основных идей МУДО ДДЮ.
Итоговое родительское собрание.


Отчетная выставка концерт для родителей. Подведение итогов. Вручение благодарственных писем родителям.

2 Личные беседы, встречи с родителями.
Привлечение родителей к участию в жизнедеятельности детского объединения.
3. Проводились мероприятия, в которых участвовали родители и дети:
1 «К нам пришла весна!"


Настоящим украшением конкурса стало выступление творческого коллектива родителей и детей "Веселые сказочники", которые представили на суд зрителей вокально-хореографическую постановку "Репка на новый лад".


2 Масленица.
3 «Путешествие к далеким звездам».


При подготовке мероприятий родители помогали на репетициях В ходе работы у них появилось желание сделать праздник более красочным, интересным, проявили фантазию, выдумку.
В конкурсных программах родители принимали участие в качестве жюри.


4.Спортивно – игровая программа для пап.


4. Совместное посещение выставок.
Экскурсия в парк.
Экскурсия в ледовый городок.
Экскурсия в городскую библиотеку «Февральское вдохновение».


5. Участие в акциях:
Акция: «Покорми птиц»


Совместное изготовление кормушек.
Акция: «Мы вместе» Выступление в социально-реабилиционный центре «Надежда» ко дню Международного защиты детей, с поздравлениями и вручением подарков изготовленными своими руками
6. Творческие мастерские. Проводились мастер классы: « Насыпушки».


«В гостях у шляпника», на которых родители самостоятельно научились делать поделки.



Проведен мастер-класс « Первые цветы весны». Дети вместе с родителями, бабушками изготовили из гофрированной бумаги гиацинты, тюльпаны и подснежники. Получились великолепные подарки к празднику!


7. Открытое занятие: «Бал королевы цветов».



8. Участие в областном конкурсе «Творчество- это путь к познанию прекрасного и своих возможностей». Семья Самсоновых.


9. Арт- проект «Герб моей семьи».


10. Посещение театра.
11. Поздравление С днем рождения и вручение подарков.


12. Анкетирование и тестирование.
13. Итоговая выставка в школе.


Вывод:
Приобщение родителей к педагогическому процессу позволило:
неограниченное (по времени) пребывание их в образовательном учреждении в период всего учебного года.
Система мероприятий ближе познакомило со спецификой дополнительного учреждения.
Была организована совместная деятельность педагога и родителей по воспитанию и развитию ребенка.
Поэтому не случайно каждый родитель должен быть желанным гостем в творческом объединении. Их мнения, пожелания, оценочные суждения должны учитываться педагогом при организации работы с детьми.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«Дом детского творчества»

«Организация работы с родителями

(опыт работы)

Социальный педагог

С. Кочубеевское 2014 год

Введение ……………………………………………………………………………...3

Теоретическое обоснование…………………………………………………………5

Практическое решение……………………………………………………………….7

Выводы………………………………………………………………………………19

Список литературы………………………………………………………………….20

Приложения………………………………………………………………………….21

Введение

Одним из наиболее значимых процессов, протекающих в образовательной реформе, с полным основанием можно считать повышение качества и значения дополнительного образования детей, которое сегодня по праву рассматривается как неотъемлемая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе.

Дополнительное образование социально востребовано и требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка. Вместе с тем, учреждение дополнительного образования детей (далее - УДО), как особый тип образовательного учреждения, имеет свою специфику по организации работы с семьей, что позволяет наиболее полно реализовывать принцип взаимодействия с семьей в целях социализации своих воспитанников в целостном педагогическом процессе.

Анализ работы социального педагога муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Дом детского творчества» с семьями воспитанников показывает, что в этом направлении работы происходят изменения, обусловленные требованиями общества к процессу социализации ребенка.

Изменения отражаются на формах взаимодействия с родителями, целях и задачах, на содержании и формах работы с семьей в целом.

Процесс социализации складывается не только из необходимых базовых знаний и поведенческих навыков. Работа социального педагога и вся воспитательная работа в учреждении построена так, чтобы выработать у ребенка самые необходимые компетенции: личностные и профессиональные. И только в самом близком сотрудничестве с родителями это можно сделать наиболее успешно.

Именно по этой причине возникает потребность в разработке и создании системы взаимодействия семьи и УДО, интегрирующей педагогические усилия семейного воспитания и дополнительного образования, учитывающей особенности работы с семьей в сельской местности. Системный подход в работе с родителями содействует обогащению воспитательного потенциала УДО, обеспечивает повышение педагогической культуры родителей и благотворно сказывается на жизнедеятельности и творческую реализацию ребенка в целом.

Основной причиной, ведущей к появлению тех или иных трудностей в социализации ребенка, психологи считают, прежде всего, несовершенство человеческих взаимоотношений в первом в его жизни коллективе - в его семье. Особенности семейного микроклимата определяют поведение самых близких взрослых - мамы, папы, бабушек, дедушек, братьев и сестер. А ребенок, не осознавая никаких скрытых и даже явных конфликтов, эмоционально воспринимает либо грозовую напряженность, либо постоянную тревогу и страх, или, если повезет, благотворное чувство покоя, радости, уюта.

Цели одного из наиболее важных направлений в работе МОУ ДОД ДДТ – работе с семьей – создание условий для успешного взаимодействия образовательного учреждения и семей обучающихся для всестороннего развития личности ребенка.

Задачи в работе данного направления:

· Изучить потребности родителей в педагогических знаниях;

· Разработать систему взаимодействия социального педагога, психолога, педагогов с семьями воспитанников;

· Привлечь в систему работы специалистов различных специализированных служб и ведомств ;

· Разработать единую программу с использованием эффективных форм работы с родителями;

Теоретическое обоснование

В муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей «Дом детского творчества» накоплен определенный опыт работы с родителями.

Данное направление деятельности, как и всякая работа в образовательном учреждении, не может носить эпизодический характер, вестись от случая к случаю и без всякой системы. Чтобы помощь родителям была действенной, а дело воспитания и развития детской личности стало общим делом семьи и образовательного учреждения, надо обучать не только детей, но и их родителей. Причем не столько обучать, сколько общаться, обмениваться опытом и мнениями, обсуждать проблемы и вместе искать пути и способы их решения с целью успешной адаптации личности ребенка к последующей взрослой жизни.

В последние годы вопросы взаимодействия семьи и образовательных учреждений рассматривались доктором исторических наук, доктором философии, профессор Холостова издала ряд учебных пособий . В них не только изложена история развития социальной работы в России начиная с X в. по настоящее время, но и сформулированы теоретико-методологические аспекты социальной работы, проанализированы социокультурные и социополитические факторы становления и развития социальной работы, указаны принципы социальной политики, направленные на повышение жизненного уровня людей. Рассмотрены особенности социальной работы в различных сферах жизни общества, описаны различные технологии социальной работы.

В 2011 году под редакцией и вышло в свет уникальное издание - "Энциклопедия социальных практик". В нём были собраны и рассмотрены новейшие методики организации социальной помощи и социального обслуживания наиболее уязвимых категорий населения - пожилых, инвалидов, семьи и детей.

Изучив её работы, я пришла к выводу, что социальная адаптация семьи должна происходить в нескольких направлениях

И если учреждение дополнительного образования не может значительно изменить материальное положение семьи, то оказать психолого - педагогическую поддержку, и помочь семье социализироваться – наши прямая обязанность.

В настоящее время идет перестройка системы образования, и в центре этой перестройки стоят гуманизация и деидеологизация педагогического процесса. Целью его отныне признается не воспитание члена общества, а свободное развитие личности, а целью работы с семьёй является создание единого образовательного пространства на основе Федеральных государственных требований.

Практическое решение

Цель:

Внедрение в работу с семьей современных форм и методик.

Задачи:

Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.
-Активизация и обогащение воспитательных и образовательных умений родителей, повышений их педагогической культуры;
-Реализация единого подхода к воспитанию и обучению детей в учреждении дополнительного образования;

Предполагаемый результат:

· Создание положительного эмоционального микроклимата взаимодействия с родителями;

· Повышение педагогической грамотности родителей на основе Федеральных государственных требований;

· Повышение профессиональной компетентности педагогов;

· Обогащение опыта межличностного общения детей, родителей и педагогов;

· Привлечение большего числа родителей в образовательно-воспитательный процесс ребенка;

Описание опыта:

В 2009 году я пришла в профессию «социальный педагог», и первый год работа с семьей была построена с использованием традиционных методик и форм педагогического просвещения родителей.

Но с введением образовательных стандартов и новых требований к качеству работы образовательного учреждения, повысились требования и к работе с родителями. Такие критерии как «качество» и «количество» стали неразделимы.

Для выполнения требований системы образования и в целях привлечения родителей в образовательно-воспитательный процесс были введены в работу социального педагога новые формы взаимодействия с родителями.

Работа с родителями начинается с изучения социального статуса семей. На основании данного мониторинга создается банк данных о детях из семей «группы риска» и социально-незащищенных семей.

«Культура поведения в семье»

«Ребенок учиться тому, что видит у себя в дому»

Особенно популярны среди родителей заседания, которые сочетаются с выступлениями детей и интересными развивающими играми – деловыми или ролевыми. В ролевых играх дети выполняют функцию родителей и подсказывают им, как бы они решили те или иные семейные проблемы. Благодаря использованию такой формы взаимодействия, родители получают возможность приобщиться к деятельности детского коллектива, они как бы оказываются на "территории интересов" ребёнка, учатся уважать его право на индивидуальность.

Особенно хочется отметить востребованность и эффективность индивидуальных консультаций. Вопросы, которые волнуют родителей, обусловлены социально-экономическими процессами в обществе и в каждой семье в частности. Больше всего волнует современных родителей следующие темы:

«Влияние компьютерных игр на развитие личности ребенка»

«Компьютерная зависимость»

«Организация досуга ребенка в домашних условиях»

«Формирование негативного отношения ребенка в ПАВ»

«Значение дополнительного образования на развитие ребенка»

«Что такое ответственность?»

Активным участников родительских университетов является психолог. Использование в работе психологических упражнений и тренингов, делает занятия не только интересными, но и плодотворными. Не обсуждая проблемы вслух, каждый участник может найти ее решение для себя.

Вот некоторые темы прошедших занятий:

«Профилактика кризисных состояний у подростков»

«Педагог и родители - схемы эффективного взаимодействия»

«Определение способностей ребенка»

«Учим ребенка общаться» и многие другие.

Ответы на эти вопросы родители получают не только у педагогов, но и у психолога. Примерное количество консультаций психолога в год составляет около 400.

Комфортное состояние ребенка в семье – это отдельное направление в работе всех педагогов Дома детского творчества. Для достижения целей в данном направлении используются различные формы совместной деятельности детей и родителей: спортивные соревнования, конкурса, игры, проекты.

Понимая, что воспитание – это не сумма мероприятий, а мудрое общение взрослого с живой душой ребенка вся работа в объединениях, строится так, чтобы родители не превращались в сторонних наблюдателей, а помогали в осуществлении образовательного процесса.

Педагоги стараются вовлечь родителей в совместное творчество по следующим направлениям:

· проведение совместных праздников и развлечений;

· участие в совместных конкурсах, выставках, соревнованиях;

· организация экскурсий, походов, целевых прогулок;

· отчет перед родительской общественностью по полугодиям

Подготовка к праздникам и развлечениям начинается с обсуждения того, каким быть празднику, какое культурное, духовное наследие и как можно передать детям.

Это, как правило, позволяет сплотить семью, помогают членам семьи научиться ценить индивидуальность, решать конфликты.

Так, очень дружно и весело прошел спортивный конкурс для семей ДДТ «Папа, мама, я – спортивная семья».

В ежегодном конкурсе «Семья года» принимают участие семьи Кочубеевского района. По итогам прошлого года 1 место заняла семья Хлопцевых из с. Ивановского, 2 место заняла семья Белоцерковец с. Кочубеевское, 3 место заняла семья Ивановых с. Заветное.

Неотъемлемой частью стали тематические выставки детских работ, организованные педагогом Куртвелиевой каждому малышу сделать его работу помогают родители, и делают это с удовольствием потому, что темы выставок самые разнообразные: «Путешествие в подводный мир», «В гостях у Феи цветов». Особую теплоту и сказочное настроение несут в себе концерты, посвященный Дню матери «Мамины глаза» и конкурсные программы к 8 марта «Я + бабушка + мама», новогодние и Рождественские праздники. Педагоги дополнительного образования организуют конкурсную программу для детей из социально-незащищенных семей.

С целью привлечения родителей в процесс социализации детей в учреждении прошли конкурсы с использованием нетрадиционных форм:

интерактивная интеллектуальная игра «Радуга знаний» целью которой являлось создание условий для формирования партнёрских отношений между родителями и детьми, проходила с участием семейных команд, которые, передвигаясь по специальному игровому полю выполняли творческие и интеллектуальные задания на предложенные темы по направлениям литературы искусства, природы, музыки.);

конкурс семейных проектов «Мой дом» проводился с целью повышение интереса к совместной деятельности у детей и родителей и использование возможностей информационных технологий в организации семейного досуга. В ходе конкурса дети разрабатывали проекты, в которых рассказывали о буднях своей семьи, о семейных ценностях и традициях, праздниках, досуге и увлечениях, и т. д. Защищали же проекты взрослые, это условие обеспечило совместную работу над проектом. Победителям конкурса семье Крамаренко выпала честь быть членами жюри в районном конкурсе «Семья года»);

конкурс презентаций «Мы всегда вместе » был нацелен на поддержку семейных ценностей и родовой культуры. В конкурсе приняли участие семьи обучающихся различных направлений: спортивное, художественно-эстетическое, декоративно-прикладное. Представление презентаций прошло с участием родителей, что вызвало много положительных отзывов.)

Привлекают родителей большие районные праздники организатором которых выступает наше учреждение, это наши рождественские и пасхальные праздники: « За рождественской звездой», «Пасха – наш любимый праздник», где совместные игры и конкурсы создают праздничное настроение для взрослых и малышей.

Но самым запоминающимся, масштабным и волнительным является наш отчетный концерт к Дню защиты детей 1 июня . Когда и дети, и родители волнуются одинаково – дети, потому что им предстоит выступление на сцене, а родители переживают за детей.

Ежегодно праздничный зал собирает около 600 человек на представление. В прошлом году наш творческий отчет назывался «Волшебная сила ореха Кракатук».

Совместная творческая деятельность позволяет детям приобрести умение ориентироваться на взрослого, как носителя собственных возможностей, а родителям с удовольствием погружаться в мир детства, раскрываться друг для друга с совершенно новых сторон. В результате такого продуктивного общения идет взаимообогащение и накопление позитивных эмоций.

На современную семью и её микроклимат оказывает особое влияние множество факторов: уровень образованности и культуры родителей, общественные процессы, помощь социальных институтов. Но еще одним из важнейших факторов остается финансовая составляющая. Тем более, если в семье есть ребенок-инвалид или ребенок в хроническими заболеваниями. Особый уход за таким ребенком не позволяет родителям выбрать высокооплачиваемую работу с большой затратой времени. И это, безусловно, сказывается на семейном благосостоянии.

В Доме детского творчества в 2012-13 учебном году обучались 10 детей-инвалидов и 10 детей с ограниченными возможностями здоровья и хроническими заболеваниями. Они посещали следующие объединения: основы компьютерной грамоты», «Мастерица», «Дошкольник», «оркестр народных инструментов», «Чудо-пластилин», «Арт-дизайн».

В связи с этим Дом детского творчества выступает инициатором благотворительного аукциона, который проходит ежегодно, в декабре месяце, с участием воспитанников учреждения. Воспитанники МОУ ДОД ДДТ предоставляют свои работы для продажи на аукционе. Данное мероприятие проводится совместно с Храмом Успения Божьей матери. Материальные средства, полученные от аукциона, передаются родителям детей – инвалидов, в том числе и обучающимся в МОУ ДОД ДДТ.

Кроме того, учреждение организует участие детей с ограниченными возможностями в конкурсах различного уровня. В 2012 году Курбатова Влада и Терлецкий Даниил участвовали в двух международных конкурсах детского творчества: «Мир русского слова»(Германия) и «Краски осени-2012» (Санкт-Петербург). Работы этих детей были выставлены в различных выставочных залах, а затем направлены в детские дома , находящиеся в Европе.

Педагоги ДДТ, привлекая родителей к совместной деятельности, всегда находят слова благодарности для самых активных родителей. С целью поощрения родителей, прилагающих все усилия для развития талантов своих детей, в Доме детского творчества ежегодно проходит церемония награждения «Звездный час-2013», где номинация для родителей называется «Путеводная звезда».

Современные требования к образовательному учреждению предполагают наличие программы по работе с родителями, которая разработана и в нашем учреждении в 2013 году. Она охватила все направления работы с родительской общественностью, определила дальнейшие формы сотрудничества и называется «Азбука воспитания».

Опыт работы позволяет сделать следующие выводы:

Внедрение новых форм в работу с родителями принесла отрадные результаты:

1. Повысился уровень активности родителей не только на уровне учреждения, но и на уровне объединений.

2. Удалось привлечь большее количество родителей к просветительской работе в школе для родителей «Родительский университет»..gif" width="577" height="510">

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр детского творчества № 1»

Советского района г. Красноярска

Основные формы работы с родителями

в учреждении дополнительного образования детей

(для молодых специалистов)

Журавлева Ольга Анатольевна,

методист МБОУ ДОД ЦДТ № 1

г. Красноярск, 2013.

Введение

Современные родители рассматривают учреждение дополнительного образования детей не только как место для развития хобби ребенка, для организации его досуга, но и, прежде всего, заинтересованы в образовательных успехах ребенка, нацелены на четкий и внятный образовательный результат. Поэтому для педагога дополнительного образования очень важно установление партнерских отношений с родителями, создание атмосферы поддержки и общности интересов, взаимопонимания, сотрудничества и взаимодействия. Эффективность взаимодействия с родителями учащихся во многом зависит от форм организации работы.

Данные рекомендации помогут начинающим педагогам создать систему работы с родителями учащихся, а также избежать традиционных конфликтов между родителями и учреждением дополнительного образования детей. Кроме того, хорошо организованная система работы педагога с родителями учащихся – это путь к повышению профессионального уровня и мастерства педагога, гарант совершенствования его личностных качеств, развития педагогического творчества, стратегия, направленная на отработку профессиональных навыков, формирование готовности к профессиональному самообразованию и самовоспитанию.

Основные формы взаимодействия педагога с родителями учащихся

Наиболее распространенной и эффективной формой взаимодействия с родителями учащихся является родительское собрание .

Организация и структура родительского собрания

Собрание организуется не реже 2-х раз в год. Родительское собрание может быть трех видов: организационное, итоговое, тематическое.

В начале учебного года обязательно проводится организационное собрание, на первой встрече с родителями, важно определить день недели, время и согласовать примерную тематику встреч на учебный год (с кем бы они хотели встретиться, получить консультацию). Это можно выяснить с помощью анкетирования родителей. Родителям учащихся 1-го года обучения важно презентовать образовательную программу и результаты ее освоения, специфику и расписание занятий.

Любое родительское собрание требует от педагога тщательной подготовки, создания своего рода «сценария», плана, для того чтобы оно проходило в обстановке заинтересованности, при активном участии родителей. При подготовке тематического собрания желательно заранее предложить родителям анкету по проблеме, которая выносится для беседы, порекомендовать прочесть книги или ознакомиться с материалами периодической печати. Важно продумать оформление учебного кабинета, зала (оформить выставку творческих работ учащихся, подобрать литературу для родителей, выпустить тематическую газету). Не менее значима и форма приглашения родителей на собрание.

Встреча должна начинаться в строго установленное время. Родители привыкают к такому требованию и стараются его придерживаться. Максимальная продолжительность 1-1,5 часа.

Каждое собрание (имеется в виду не тематическое, а рабочее собрание) структурируется в соответствии со следующей повесткой:

    Информация об учреждении дополнительного образования детей, о детском объединении, о достижениях детей за прошедший период (только положительная информация).

    Полезная информация от специалистов (врачей, психологов, социологов, ученых, работников правоохранительных органов).

    Информация о работе родителей с учащимися за прошедший период.

    Планирование участия родителей в делах детского объединения на следующий период.

В заключительной части встречи педагог благодарит родителей за участие, совместную работу. Просит задержаться тех, родителей, у детей которых есть проблемы в обучении, поведении, чтобы выяснить причины и выработать совместное решение о возможных путях их преодоления.

В конце учебного года проводится итоговое собрание. Главная его цель – представление родителям образовательных результатов по программе, демонстрация достижений учащихся, а также планирование деятельности детского объединения на следующий учебный год.

Не менее важной является просветительская форма работы, например, оформление информационных стендов «Для вас, родители!», «Университет» для родителей», «Ликбез для родителей». На стенде можно размещать информацию в виде памяток, советов, рекомендаций представлены материалы по темам воспитания детей. Подобная информация размещается и в сети Интернет на официальном сайте учреждения.

Активными и популярными формами работы у родителей являются:

Совместные воспитательные и праздничные мероприятия;

Консультации педагога-психолога;

Посещение занятий родителями;

Индивидуальные беседы.

Совместные воспитательные и праздничные мероприятия активизируют и повышают заинтересованность родителей. Примерами таких мероприятий могут быть творческие конкурсы и фестивали «Наша дружная семья», «Хобби и увлечения моей семьи», «Мир семейных увлечений», «Папа, мама, я – дружная семья», «Традиции в моей семье», «Мама, папа, я – читающая семья». Конкурс может состоять из нескольких этапов:

Литературный, родителям совместно с детьми предлагается в форме эссе, рассказа, новеллы, сочинения раскрыть определенную тему: «Новогодние традиции моей семьи»;

Литературно-художественный, рассказы о родителях, бабушках, дедушках например, «Трудовая династия моей семьи», «Папа - настоящий друг», «Мама – солнышко мое», «Родовое имя семьи - фамилия», «Родословное древо нашей семьи», иллюстрируемые фотографиями, рисунками, аппликациями.

По результатам конкурсов оформляются выставки и выпускаются сборники сочинений, рассказов, эссе детей и родителей.

Фотовыставки из семейных архивов на определенную тематику: «Отдых в нашей семье», «Праздники и будни моей семьи» и т.п.

Выставка прикладного и изобразительного творчества «Хобби», «Семейные увлечения».

Следует отметить, что успешность (либо не успешность) педагогического взаимодействия педагога и семьи во многом определяется правильно избранной позицией педагога, стилем и тоном его отношений.

Беседа с родителями учащихся будет успешна, если:

Удалось избежать противостояния и конфронтации;

Удержались сами и удержали родителей от взаимных упреков и обвинений;

Удачно сформулировали проблему воспитания, и родители поняли и приняли вашу формулировку;

Обсудили ваши совместные действия по решению имеющейся воспитательной проблемы.

Абсолютного успеха вы добьетесь, если сумеете объединиться с родителями против вашего общего «врага» воспитательной проблемы и разработать план конкретных совместных действий по ее решению.

Желаю вам удачи во взаимодействии с родителями учащихся и советую изучить следующую литературу:

    Калейдоскоп родительских собраний / Под ред. Н.А. Алексеевой. Вып. 1,2. М., 2001.

    Коляда М. Шпаргалка для родителей. Донецк, 1998.

    Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети. М., 2000.

    Хамяляйнен Ю. Воспитание родителей. М., 1993.

Приложение № 1

Методика изучения удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения

Цель исследования – изучение мнения родителей учащихся о воспитательной работе и организации взаимодействия в учреждении и детском объединении.

Задачи исследования:

    Определить активность участия детей и их родителей в жизни учреждения дополнительного образования, подготовке и проведении мероприятий в объединении и учебной группе.

    Определить, насколько удовлетворены родители учащихся отношениями со всеми участниками образовательного процесса.

    Выявить эмоциональное отношение родителей учащихся к учреждению дополнительного образования детей, к мероприятиям, к негативным явлениям в детском объединении.

Исследование проводится на родительском собрании. Работа ведется по специальному опроснику. Анкета выдается каждому родителю, и они отвечают на все вопросы в течение 10-12 минут.

Уважаемые родители!

Пригашаем Вас принять участие в опросе по вопросам воспитательной системы Центра детского творчества и взаимодействия педагогов и родителей.

Ваше мнение поможет понять существующее положение и выработать рекомендации для педагогического коллектива по улучшению воспитательной работы в ЦДТ.

Надеемся на искренние ответы. Результаты работы будут использованы только в обобщенном виде, поэтому свою фамилию можно не указывать. Запишите только название образовательной программы или объединения, в котором ваш ребенок занимается.

Необходимо ознакомиться с вариантами ответов на каждый вопрос, затем выбрать и указать на листе для ответов тот из них, который больше всего соответствует вашему мнению.

Заранее благодарим и желаем успеха!

    Участвовал ли Ваш ребенок в подготовке и проведении мероприятий в Центре детского творчества?

А) да, постоянно

Б) да, эпизодически

В) нет, не участвовал

Г) затрудняюсь ответить

2. Нравятся ли Вам мероприятия, которые проводятся в Центре детского творчества?

А) в основном нравятся

Б) нравятся, но не во всем

В) в основном не нравятся

Г) затрудняюсь ответить

3. Насколько вы удовлетворены отношениями, которые сложились у Вас с педагогом дополнительного образования?

А) в основном удовлетворительные

Б) в чем-то удовлетворительные, в чем-то нет

В) в основном неудовлетворительные

Г) затрудняюсь ответить

4. Что Вас привлекает и не привлекает в Центре детского творчества?

5. Ваши предложения по организации воспитательных и праздничных мероприятий в Центре детского творчества.

_____________________________________________________________________

Приложение № 2

Анкета для родителей

    Часто ли должны проводиться родительские собрания?

    Все ли родительские собрания вы посещаете?

    Эффективны ли с вашей точки зрения родительские собрания?

    Какие вопросы Вы бы хотели обсудить на родительских собраниях?

Приложение № 3

Правила

педагогической этики во взаимодействии и родителями учащихся

    Учитывайте личные интересы родителей, их возможность посещения образовательного учреждения и родительских собраний.

    Ведите беседу с родителями в подходящей обстановке, не на ходу.

    Обращайтесь к родителям по имени и отчеству. Умейте расположить родителей к себе.

    Умейте слушать и слышать, станьте собеседником.

    Не оскорбляйте родительские чувства и помыслы, в каждом ребенке найдите положительные черты и качества.

    Хвалите ребенка и родителей при всех, о проблемах говорите индивидуально.

    Обращение к родителям посредством письменного сообщения должно быть уважительным, лаконичным и конкретным.