Главная · Материалы · Что такое Вигьяна Бхайрава Тантра: философия или наука? Для Тантры делание есть знание, и другого знания не существует

Что такое Вигьяна Бхайрава Тантра: философия или наука? Для Тантры делание есть знание, и другого знания не существует

Говорить о ней, как о доктрине, бессмысленно. Она связана с методом, с техникой, а совсем не с принципами. Слово «тантра» означает технику, метод, путь. Поэтому она не является философией – запомните это. Она не связана с интеллектуальными проблемами или запросами. Она не связана с «почему» различных вещей, она связана с «как»; не с вопросом «что есть истина», а с вопросом «как можно постичь истину».

Тантра означает технику

Так что трактат «Вигьяна Бхайрава Тантра» является научным. Наука не связана с вопросом «почему», наука связана с вопросом «как». В этом основное отличие науки от философии. Философия спрашивает: «Почему это существует?» Наука спрашивает: «Как это существует». В тот момент, когда вы задаете вопрос «как», становится важным метод, техника. Теории становятся бессмысленными, центром всего становится переживание.

Тантра является наукой, а не философией

Понять философию нетрудно, поскольку для этого требуется только ваш интеллект. Если вы можете понимать язык, если вы можете воспринимать понятия, вы можете понимать философию. Вы не должны меняться, от вас не требуется трансформация. Таким, как вы есть, вы можете понимать философию – но не Тантру.

Вам потребуется изменение… даже, скорее, мутация. Пока вы не станете другим, вы не сможете понять Тантру, поскольку Тантра – это не интеллектуальное суждение, а переживание. Оно не придет к вам, пока вы не будете восприимчивыми, готовыми, уязвимыми.

Философия связана с умом

Вашей головы для нее достаточно, ваша целостность здесь не требуется. Тантра нуждается в вас во всей вашей целостности. Это более глубокое требование. Вы должны будете находиться в ней целиком. Она не фрагментарна. Для того чтобы принять ее, требуется другой подход, другая позиция, другой ум. Именно поэтому кажется, что Дэви задает философские вопросы. Все вопросы могут восприниматься как философские.

В действительности же каждый из вопросов может восприниматься двояким образом: философски или тотально, интеллектуально или экзистенциально. Если кто-нибудь, например, спросит: «Что такое любовь?», вы можете отнестись к нему интеллектуально, вы можете дискутировать, вы можете предлагать теории, вы можете отстаивать конкретные гипотезы. Вы можете создать систему, доктрину – и, тем не менее, совсем не знать любви.

Для создания доктрины переживание не требуется

На самом деле наоборот, чем меньше вы знаете, тем лучше, поскольку тогда вы можете предлагать какую-либо систему без всяких колебаний. Только слепой человек легко может дать определение того, что такое свет. Когда вы не знаете, вы становитесь самоуверенными. Невежество всегда самоуверенно; знание сомневается. И чем больше вы знаете, тем больше вы чувствуете, что земля уходит из-под ног. Чем больше вы знаете, тем больше вы чувствуете, насколько вы невежественны. И те, кто действительно мудр, становятся невеждами. Они становятся простыми, как дети, или простыми, как идиоты.

Чем меньше вы знаете, тем лучше

Легко философствовать, быть догматиком, создавать учения. Очень легко решать проблему интеллектуально. Но решать проблему экзистенциально – не только думать о ней, но прожить ее, пройти сквозь нее, позволить себе быть трансформированным ею – это сложно. Это значит, что для того, чтобы знать о любви, нужно будет любить. Это опасно, потому что вы не сможете остаться тем же самым. Переживание может изменить вас. В тот момент, когда вы начинаете любить, вы становитесь другим человеком. И когда вы выйдете из переживания, вы не в состоянии будете узнать свое старое лицо, оно не будет принадлежать вам. Произойдет нарушение непрерывности. Теперь имеет место разрыв, старый человек мертв, пришел новый человек. Это то, что известно как перерождение – второе рождение.

Тантра является не философской, а экзистенциальной

Поэтому Дэви задает вопросы, которые кажутся философскими, но Шива не собирается отвечать на них подобным образом. Поэтому лучше все это понять в самом начале; в противном случае вы будете обескуражены, поскольку Шива не собирается отвечать ни на один из вопросов. Шива совсем не собирается отвечать ни на один из вопросов, которые задает Дэви. И все-таки он отвечает! И действительно, только он ответил на них и никто другой – но совсем в другом плане.

Дэви спрашивает: «В чем заключается твоя реальность, мой господин?» Он не собирается отвечать ей. Наоборот, он даст технику. И если Дэви пройдет через эту технику, она узнает. Поэтому ответ является иносказательным, а не прямым. Он не собирается отвечать на вопрос: «Кто Я?». Он даст технику – делайте ее и вы узнаете.

Для Тантры делание есть знание, и другого знания не существует

Пока вы не будете делать что-нибудь, пока вы не будете меняться, пока вы не будете иметь другой взгляд на то, что рассматривать и чем рассматривать, пока вы не будете двигаться в измерении, совершенно отличающемся от интеллекта, ответа не будет. Ответы могут быть даны – все они будут ложью. Все философии являются ложью. Вы задаете вопрос и философия дает вам ответ. Он удовлетворяет или не удовлетворяет вас. Если он вас удовлетворяет, вы становитесь приверженцем этой философии, но вы остаетесь тем же самым. Если он вас не удовлетворяет, вы отправляетесь на поиски некоторой другой философии, чтобы стать ее приверженцем. Но вы остаетесь тем же самым; вы остаетесь совсем незатронутым, вы не изменились.

Поэтому не имеет значения, являетесь ли вы индусом, мусульманином, христианином или джайном. Реальная личность позади вывески индуса, мусульманина или христианина является одной и той же. Различаются только слова или одежды. Человек, который направляется в церковь, или в храм, или в мечеть, остается одним и тем же. Изменяется только внешность, и эта внешность является лживой, она является маской. За маской вы найдете того же самого человека – тот же гнев, ту же агрессию, то же насилие, ту же жадность, ту же похоть – все то же самое. Отличается ли сексуальность мусульманина от сексуальности индуса? Отличается ли насилие христианина от насилия индуса? Все одно и то же. Действительность остается одной и той же, меняется только одежда.

Тантра не имеет отношения к вашей одежде, она имеет отношение к вам

Если вы зададите вопрос, она покажет, где вы находитесь. Она покажет также, что кем бы вы ни были, вы не можете видеть; вот почему имеет место вопрос. Слепой человек спрашивает: «Что такое свет?», и философия начнет отвечать ему, что такое свет. Тантра будет знать только одно – если человек спрашивает: «Что такое свет?», то это показывает, что он слеп. Тантра начнет воздействовать на человека, изменять его таким образом, чтобы он мог видеть. Тантра не скажет, что такое свет. Тантра скажет, как достичь понимания, как обрести способность смотреть, как обрести способность видеть. Когда появится способность видеть, появится ответ. Тантра не даст вам ответ, Тантра даст вам метод для получения его.

Итак, этот ответ не будет интеллектуальным. Если вы скажете что-нибудь о свете слепому человеку, это будет интеллектуальным. Если сам слепой становится способным видеть, это является экзистенциальным. Вот что я имею в виду, когда говорю, что Тантра является экзистенциальной. Поэтому Шива не собирается отвечать на вопросы Дэви; и все же он ответит – и это первое.

Второе заключается в том, что это другой тип языка. Прежде, чем мы войдем в него, вы должны знать о нем что-нибудь. Все рассуждения Тантры представляют собой диалоги между Шивой и Дэви. Дэви спрашивает, а Шива отвечает. Все рассуждения Тантры начинаются таким образом. Почему? Почему именно этот метод? Это имеет большое значение. Это не диалог между учителем и учеником, это диалог между двумя любовниками. И Тантра подчеркивает эту очень важную мысль: что более глубокое обучение не может быть осуществлено до тех пор, пока не будет любви между этими двумя – мастером и учеником. Мастер и ученик должны стать страстными любовниками. Только тогда может быть выражено нечто высшее, запредельное.

Таким образом, это язык любви; ученик должен быть в состоянии любви. Но не только это – друзья тоже могут любить друг друга. Тантра говорит, что ученик должен быть восприимчивым, что ученик должен быть в состоянии женской восприимчивости; только тогда что-либо возможно. Чтобы быть учеником, вы не обязаны быть женщиной, но вы должны быть в состоянии женской восприимчивости. Когда спрашивает Дэви, это значит, что спрашивает состояние женственности. Почему делается упор на этом состоянии женственности?

Мужчина и женщина отличаются не только физически, они отличаются также психологически

Пол означает не только различие в телах, но и различие в психологиях. Женский ум подразумевает восприимчивость – тотальную восприимчивость, безоговорочную капитуляцию, любовь. Ученику нужна женская психология – в противном случае он не сможет учиться. Вы можете спрашивать, но если вы не являетесь открытым, вам невозможно будет получить ответ. Вы можете задавать вопрос и, в то же время, оставаться закрытым. Тогда ответ не сможет проникнуть в вас. Ваши двери закрыты – вы мертвы. Вы не открыты.

Женская восприимчивость подобна восприимчивости матки в ее внутренней глубине, дающей ей возможность получать. И не только это – предполагается нечто гораздо большее. Женщина не просто воспринимает что-либо, но в момент, когда она это воспринимает, оно становится частью ее тела. Получен ребенок. Женщина оплодотворяется; в момент оплодотворения ребенок становится частью женского тела. Он не является чем-то чужеродным. Он поглощен. Теперь ребенок будет жить не как нечто, добавленное к матери, но как часть ее, как сама мать. И результатом является не только принятие ребенка; женское тело становится творящим, ребенок начинает расти.

Ученик должен обладать восприимчивостью женской матки

Все, что воспринимается, не должно накапливаться в виде мертвых знаний. Оно должно расти в вас, оно должно стать вашей плотью и кровью. Оно должно стать частью вас. Оно должно расти! Этот рост изменит вас, преобразует вас, принимающего. Вот почему Тантра использует этот прием. Каждое рассуждение начинается с вопроса Дэви, а Шива отвечает на него. Дэви является супругой Шивы, его женской частью.

И еще одно… Современная психология, особенно глубокая психология, утверждает, что человек является и мужчиной, и женщиной. Никто не является только мужчиной, никто не является только женщиной; все являются бисексуальными. Здесь присутствуют оба пола. На Западе это является результатом совсем недавних исследований, но для Тантры это было одним из основных понятий в течение тысяч лет. Вы, вероятно, видели некоторые изображения Шивы как ардха-наришвары – наполовину мужчина, наполовину женщина. Во всей истории человечества нет больше понятий, подобных этим. Шива представляется наполовину мужчиной, наполовину женщиной.

Поэтому Дэви не просто супруга, она – другая половина Шивы. И пока ученик не превратится во вторую половину мастера, ему невозможно будет передавать высшие учения, эзотерические методы. Когда вы превратитесь в единое, тогда исчезнут сомнения. Когда вы являетесь единым целым со своим мастером – тотально единым, глубоко единым, – тогда не нужны будут аргументы, не нужна логика, не нужны рассуждения. Один из них просто впитывает; один из них становится маткой. И тогда учение начинает расти в вас и изменять вас.

Тантра написана на языке любви

О языке любви необходимо понимать еще кое-что. Имеется 2 типа языков – язык логики и язык любви. Между ними имеются существенные различия.

Язык логики является агрессивным, спорящим, насильственным. Если я использую язык логики, я становлюсь агрессивным по отношению к вашему уму. Я стараюсь убедить вас, обратить вас, сделать вас своей марионеткой. Мои аргументы являются «правильными», а вы являетесь «неправым». Язык логики является эгоцентрическим: «Я прав, а вы неправы, поэтому я должен доказать вам это». Я проявляю беспокойство не о вас, я проявляю беспокойство о своем эго. Мое эго всегда «право».

Язык любви является совершенно другим. Я не забочусь о своем эго, я забочусь о вас. Я не стремлюсь к тому, чтобы доказать что-либо и укрепить свое эго. Я забочусь о том, чтобы помочь вам. Это сострадание, направленное на то, чтобы помочь вам расти, помочь вам трансформироваться, помочь вам переродиться.

Во-вторых, логика всегда будет интеллектуальной. Будут иметь значение понятия и принципы, будут иметь значение аргументы. В языке любви то, что говорится, не имеет такого значения, скорее имеет значение, как это говорится. Не имеет значение оболочка, слово; более важным является содержимое, сообщение. Это есть разговор от сердца к сердцу, а не дискуссия между двумя умами. Это не дебаты, это общение.

Итак, какое редкостное явление: Дэви сидит на коленях у Шивы и спрашивает, а Шива отвечает. Это не конфликт, а любовный диалог – как будто Шива говорит сам с собой. Почему я делаю такой упор на любви, на языке любви? Потому что если вы находитесь в состоянии любви со своим мастером, то все ваше мироощущение меняется, оно становится другим. Тогда вы не слышите его слов, тогда вы пьете его. Тогда слова становятся неуместными. Тогда более значительным становится молчание между словами. Все, что он говорит, может иметь значение, а может и не иметь значения… но значение имеют его глаза, его жесты, его сострадание, его любовь.

Вот почему Тантра имеет такую фиксированную структуру изложения. Каждая новая тема начинается с вопроса Дэви и ответа Шивы. Здесь не будет никаких аргументов, никакой ненужной траты слов. Здесь имеется только простое утверждение фактов, телеграфные сообщения без всякого намерения убедить, но лишь установить связи между явлениями.

Если вы атакуете Шиву вопросом, находясь в состоянии замкнутого ума, то в этом случае он вам не ответит ожидаемым образом. Сначала должна быть сломлена ваша замкнутость. Тогда он будет вынужден быть агрессивным. Тогда должны быть разрушены ваши предрассудки, ваши заранее составленные мнения. Пока вы полностью не очиститесь от своего прошлого, ничто не может быть дано вам. Но все совсем не так по отношению к его супруге Дэви – у Дэви нет прошлого.

Когда вы находитесь в глубоком состоянии любви, ваш ум приостанавливает свое существование

Нет никакого прошлого, лишь настоящий момент становится всем. Когда вы пребываете в состоянии любви, единственным временем является настоящее, нет ни прошлого, ни будущего. Итак, Дэви просто открыта. В ней нет никакой защиты – ничего не должно быть очищено, ничего не должно быть разрушено. Почва готова, остается только опустить в нее семя. Почва не просто готова, но является доброжелательной, восприимчивой, просящей оплодотворения.

Каждая сутра, каждое телеграфное сообщение, переданное Шивой, заслуживает Веды, заслуживает Библии, заслуживает Корана. Каждое отдельное предложение может стать основой для великой священной книги. Священные книги логичны – вы должны делать предположения, защищаться, аргументировать. Здесь же нет аргументов, одни лишь простые утверждения любви.

В-третьих, сами слова Вигъяна Бхайрава Тантра означают технику выхода за пределы сознания. Вигъяна означает сознание, бхайрава означает состояние за пределами сознания, а Тантра означает метод – метод выхода за пределы сознания. Это высшая доктрина – без каких-либо доктрин.

Мы являемся бессознательными

Поэтому все религиозные учения связаны с вопросом о том, как выйти за пределы бессознательного, как быть сознательным. Например, Кришнамурти, Дзэн – все они связаны с проблемой того, как создать больше сознательности, ведь мы бессознательны. Поэтому вопрос – как стать более осознающими, бдительными? Как двигаться от бессознательности к осознанности?

Но Тантра утверждает, что в этом заключается дуализм – бессознательность и осознанность. Если вы двигаетесь от бессознательности к осознанности, то вы двигаетесь от одной стороны дуализма к другой. Двигайтесь за пределы их обеих! Если вы не выйдете за пределы их обеих, вы никогда не достигнете предельного, поэтому не будьте ни бессознательными, ни осознающими; просто выходите за пределы, просто будьте. Не будьте ни бессознательными, ни осознающими – просто будьте! Это идет за пределы , идет за пределы Дзэна, идет за пределы всех учений.

«Вигьяна» означает осознанность, а «бхайрава» представляет собой специфический термин, тантрический термин, для того, кто вышел за пределы. Вот почему Шива известен как Бхайрава и Дэви известна как Бхайрава – это те, кто уже вышел за пределы двойственностей.

В нашем жизненном опыте только любовь может дать об этом некоторое представление. Вот почему любовь становится самым главным инструментом для приобщения к мудрости Тантры. Можно сказать, что в наших переживаниях только любовь является чем-то, что выходит за пределы двойственности. Если двое любят друг друга, то чем глубже они входят в это, тем меньше и меньше они остаются двумя, тем больше и больше они становятся единым целым. И приходит момент, и достигается вершина, когда только кажется, что их двое. Внутренне они являются единым целым, границы двойственности преодолены.

Только в этом смысле приобретают значение слова Иисуса «Бог, есть любовь» – и ни в каком другом. В наших переживаниях любовь ближе всего к Богу. Это не означает, что Бог любит – как продолжают интерпретировать христиане, – и что Бог имеет отеческую любовь к вам. Чепуха! «Бог есть любовь» представляет собой тантрическое утверждение. Оно означает, что любовь есть единственная реальность нашего жизненного опыта, которая приближается к Богу, к божественному. Почему? Потому что именно в любви ощущается единение, тождественность. Тела остаются различными, но нечто за пределами тел сливается и становится единым целым.

Вот почему кругом такое страстное желание секса. На самом деле имеется страстное желание единения, но это единение не является сексуальным. В сексе два тела имеют только обманчивое впечатление, что они являются единым целым, но они не тождественность, они лишь соединены вместе. Но на один момент оба тела забывают о себе друг в друге и достигается ощущение некоторого физического единства. В этом страстном желании нет ничего плохого, но останавливаться на нем опасно. Это желание показывает более глубокое стремление почувствовать тождественность с божественным.

В любви, в ее высших проявлениях, внутреннее движется, сливается с другим и появляется чувство единения

Двойственность растворяется. Только в этом недвойственном состоянии любви мы можем получить намек на то, что есть состояние бхайравы. Мы можем утверждать, что состояние бхайравы есть абсолютная любовь без возврата назад – с вершины любви там нет падения назад. Она остается на вершине.

Мы установили местопроживание Шивы на Кайлаше. Это просто символично: это высочайшая вершина, святейшая вершина. Мы создали это местопроживание Шивы. Мы можем идти туда, но мы должны будем спуститься, это не может быть местом нашего проживания. Мы можем продолжать паломничество. Это тиртхъятра – паломничество, путешествие. На один момент вы можете прикоснуться к высочайшим вершинам; затем вы должны будете вернуться назад.

В любви это священное паломничество случается, но не для всех, поскольку почти никто не выходит за пределы секса. Поэтому мы продолжаем проживать в долине, в темной долине. Иногда кто-нибудь движется к вершине любви, но затем он падает назад, поскольку это так головокружительно. Это так высоко, а вы расположены так низко, и так трудно жить там. Тот, кто любил, знает, как трудно все время оставаться в состоянии любви. Нужно снова и снова возвращаться назад. Это место, где проживает Шива. Он живет там, это его дом.

Бхайрава живет в любви; это место его проживания

Когда я говорю, что это место его проживания, я имею в виду, что он даже не осознает любви, потому что если вы живете на Кайлаше, вы не будете даже осознавать, что это Кайлаш, что это вершина. Вершина становится равниной. Шива не осознает любовь. Мы осознаем любовь, поскольку мы живем в нелюбви. И только по контрасту мы ощущаем любовь. Шива сам есть любовь. Состояние бхайравы означает, что кто-то стал любовью. Он стал любовью, а не любящим, он живет на вершине. Вершина стала местом его проживания.

Как сделать возможной эту высочайшую вершину? За пределами двойственности, за пределами бессознательности, за пределами осознанности, за пределами тела и за пределами души, за пределами мира и за пределами так называемой мокши, освобождения – как достичь этой вершины? Методом этого является Тантра. Но Тантра есть чистая техника, поэтому она будет трудна для понимания.

Вигьяна Бхайрава Тантра — это сборник из 112 техник медитации, которые Шива передал своей возлюбленной, Деви. Уникальность этих техник в том, что, несмотря на свою древность (Вигьяна Бхайрава Тантра была создана 5 тыс. лет назад), они сохраняют свою актуальность и поныне. Вот что говорит о них Ошо:

«Сутры Шивы – самые старые, самые древние техники. Но вы можете также назвать их и самыми последними также, потому что к ним нельзя ничего добавить. Они охватывают все возможности, все способы очистки ума, выхода за его пределы. Ни один метод нельзя добавить к 112 техникам Шивы. Они самые древние, и в то же время самые новые, самые современные. Древние как древние холмы – кажется, что эти методы вечны, и в то же время они настолько свежи, как капля росы перед восходом солнца. Эти сто двенадцать методов медитации включают в себя всю науку трансформации ума».
Ошо, «Книга Секретов» (комментарии к Вигьяне Бхайраве Тантре)

Несколько слов о Вигьяне Бхайраве Тантре

«Вигьяна Бхайрава Тантра» дословно означает «техники, чтобы идти за пределы ума». Слово «тантра» у нас чаще всего ассоциируется с сексом, хотя на самом деле оно просто означает «техника», «метод». Вигьяна Бхайрава Тантра – это не способ улучшить сексуальную жизнь людей. Это возможность использовать бесчисленные ситуации повседневной жизни (включая секс) в качестве повода для медитации. Каждый день нам приходится выполнять тысячи дел: читать, писать, учиться, петь, говорить, готовить еду, влюбляться, смотреть кино, танцевать, планировать, работать, рисовать, играть и запоминать. Также, существуют эмоции и чувства: счастье, печаль, беспокойство, ревность, страсть, тревога, смятение, любовь, ненависть, желание, нетерпение, радость, раздражение и жадность. Все они приходят в нашу жизнь не по нашей воле и остаются в ней без осознанности. Тантра предполагает, что тот же самый опыт мы должны проживать по собственной воле, осознанно. С осознанностью приходит спокойствие. Это спокойствие не обязательно длится долго — оно может прийти лишь на долю секунды, но в эту секунду случается озарение. Этим занимается тантра. Она не просит нас отбросить ваши радости или печали, она предлагает нам способ, как утилизировать их, чтобы испытать состояние тотального присутствия. Каждый может практиковать эти техники, где бы он ни находился. Это делает тантру универсальной. В ней есть что-то для каждого из нас.

Вигьяна Бхайрава Тантра – это великолепный инструмент трансформации. Однако, медитация без любви делает человека сухим, осознанность без любви укрепляет его эго. Техники Вигьяны Бхайравы Тантры в конце концов приводят к сердцу. Их называют «Дхаранами» — это умение направлять поток энергии в ту область, которую предполагает техника, их цель в конечном итоге — раскрыть наше сердце. В своих комментариях к Вигьяне Бхайраве Тантре Ошо сделал уникальный вклад: он ввел в техники медитации расслабление и празднование, игривость и несерьезность с целью раскрыть наше сердце. Его путь – от ума к сердцу, от сердца к внутреннему существу . Таким образом, благодаря сочетанию классических техник Вигьяны Бхайравы Тантры и революционных методов Ошо мы будем работать на всех трех уровнях, постепенно продвигаясь все глубже.

Несколько слов о группе Свамиджи Аруна

Цель группы
Мы пришли в этот мир – и это значит, что жизнь, существование, вселенная, уже приняла нас такими, какие мы есть, и она всегда, постоянно поддерживает нас. Проблема только в том, что, поскольку мы бессознательны и ведем себя как запрограмированные роботы, мы не видим этого, мы не открыты для нее. Цель этой группы – соединиться с источником жизни в нас самих, источником света, понимания, блаженства – с нашей осознанностью . Группа построена так, что каждый из нас получит возможность найти те техники, которые подойдут именно для нас, и таким образом, чтобы серьезная медитация древних будд стала лилой, игрой красок, звуков, энергий.

Для кого эта группа
Ошо постоянно подчеркивает, что медитация – это не система верований или философских идей, это наука, которая позволяет выйти за пределы всех доктрин, оставляя лишь чистое, свободное от мыслей сознание. Эти техники учат научным принципам тантры, они дают возможность собрать беспорядочные волны, излучаемые нашим умом, и интегрировать их внутри, чтобы сознание могло оставить клетку ума и воспарить к небу. Однако ошибочно полагать, что техники медитаций – это сама медитация. Техники – это карта, математическая формула. Цель не в том, чтобы изучить их, но в том, чтобы экспериментировать с ними в лаборатории своего собственного внутреннего пространства. Медитация случится в результате этого эксперимента.

Вигьяна Бхайрава Тантра. Эти техники медитации охватывают все возможности, все способы очищения ума, выхода за пределы ума. Книге - Вигьян Бхайрав Тантра - пять тысяч лет. Ничего нельзя добавить к ней. Она исчерпывающа, полна. Это самая древняя и, в то же время, самая новая книга.

Читать книгу Вигьяна Бхайрава Тантра онлайн

Сказала Дэви:

О, Шива, что такое эта действительность?

Что такое эта полная чудес вселенная?

Что составляет семя?

Что центрирует колесо вселенной?

Что есть жизнь вне тела, все тела наполняющая?

Как войти в нее целиком, вне пространства

И времени, вне родов и названий?

Пусть сомнения мои рассеются!

Ответил Шива:

О, Лучезарная, переживанье это

Между двумя дыханьями пробуждаться может.

После прихода вниз дыханья и прямо

Перед возвратом вверх его - БЛАГОТВОРЕНЬЕ.

Когда дыханье поворачивает снизу

Опять наверх и вновь, когда

Оно меняется обратно сверху вниз -

Ты через оба этих поворота - ОСОЗНАВАЙ.

Иль всякий раз, когда бы воедино

Ни слились вдох и выдох - в этот миг

Коснися не энергетического, но

Энергией наполненного ЦЕНТРА.

Или когда все выдохнуто кверху, и

Дыханье само остановилось, либо

Когда ты все вдохнула вниз и более

Не дышишь - в такой всеобщей паузе

ИСЧЕЗНЕТ твое неистинное "Я".

Лишь оскверненным трудно это.

Свою сущность ты света лучом представляй,

Что идет в позвоночнике вверх, поднимаясь

От центра одного до другого, и так же

Восходит ЖИЗНЕННОСТЬ в тебе.

Иль в промежутках между ними

КАК МОЛНИЮ ты это ощути.

В этих полных нектара сосредоточьях сознания

Ты представь себе, Дэви, санскритские буквы -

Как буквы сперва, а потом утонченно, как звуки.

А потом уж как самое тонкое ощущенье.

И тогда, их оставя, - СВОБОДНОЮ стань.

Вниманье меж бровей держи, и пусть

Твой разум прежде мысли будет.

А тело пусть по внешней форме

Дыханья сущностью наполнится до самой

Макушки головы, и там она ПРОЛЬЕТСЯ СВЕТОМ.

Иль пятицветные круги хвоста павлина представь

Своими чувствами пятью в пространстве беспредельном.

И пусть теперь их красота уходит постепенно.

Так же вот в любой пространства точке иль стены -

Пока СОВСЕМ НЕ РАСТВОРИТСЯ точка. Вот тогда

И сбудется твое желание иного.

Закрыв глаза, рассматривай подробно

Ты бытность сокровенную свою.

Так ЗРИ свою природу.

Сосредоточь свое вниманье в нерве,

Как лотосова нить тончайшем, что

Проходит средь позвоночного столба.

И в нем - ПРЕОБРАЖЕННОЙ будь.

Все семь отверстий головы закрой руками и

Почувствуй, как пространство меж глазами - ВМЕЩАЕТ ВСЕ.

Глазных яблок легонько, как пером

Прикоснувшись, из средины меж ними -

Легкость, свет РАСКРЫВАЮТСЯ В СЕРДЦЕ,

И гармония космоса входит в него.

Купайся в середине звука,

Как в пене водопада непрерывной.

Иль, пальцы в уши заложив, - ЗВУК ЗВУКОВ слышь.

Распевай протяжно: А - У - М,

Звук вольется в полнозвучье.

Так за ним ВОЙДИ И ТЫ.

В начале звучания буквы любой

И в утончении звучанья постепенном - ПРОСНИСЬ.

Внимая струнных инструментов звукам,

Их средний звук услышь, в нем - ВЕЗДЕСУЩНОСТЬ.

Вслух звук пропой, потом все тише, тише, ощущая

В ГАРМОНИЮ БЕЗМОЛВЬЯ погруженье.

Внутри, вокруг себя, одновременно дух представляй,

Покуда вселенная не ОДУХОТВОРИТСЯ вся.

Любезная Дэви, войди в неземное ПРИСУТСТВИЕ это,

Что все заполняет вокруг, и выше, и ниже тебя.

Ума вещество облеки в невыразимую тонкость:

И выше, и ниже, и В СЕРДЦЕ СВОЕМ.

Любую область твоего теперешнего тела -

ШИРОКОЙ БЕЗГРАНИЧНО представляй.

Почувствуй, как субстанцию твою -

Всю плоть и кровь и кости - все насквозь

КОСМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ наполняет.

Свое неподвижное тело представь

Пространством пустым, отгороженным кожей - ПУСТЫМ.

Благословенная, когда твои все чувства

Сердце поглотит - дойди до лотоса СРЕДИНЫ.

Лишая ум забот, останься в середине - ТОГДА.

Средь суеты мирской, удерживая вниманье меж двух

Дыханий, действуя вот так подряд немного дней -

РОДИСЬ ОПЯТЬ.

Сосредоточься на огне, идущем вверх по телу

От пальцев ног, покуда не сгорит все тело - НО НЕ ТЫ.

Над иллюзорным миром медитируй,

Как над сгорающим дотла,

И превращайся в суть, что ВЫШЕ ЧЕЛОВЕКА.

Почувствуй, как тончайшая способность созиданья

Переполняет грудь твою - ИЗЫСКАННЫЕ ФОРМЫ принимая.

Дыханьем еле ощутимым в центре лба, когда

В миг засыпания оно достигнет сердца,

Над снами стань владычицею и - НАД СМЕРТЬЮ.

Как зависимо буквы слагают слова, а слова - предложенья;

Как независимо сферы слагают миры, а миры - первопринцип,

Так найди, наконец, их схождение В БЫТНОСТИ НАШЕЙ.

Играй, божественная, забавляйся!

Вселенная - пустая скорлупа,

Где разум твой резвится БЕСПРЕДЕЛЬНО.

Смотри на чашу, но не замечай

Ни вещества ее, ни стенок.

За мгновенья - ОСОЗНАЮЩЕЙ СТАНЬ.

Живи в условиях БЕЗМЕРНОГО ПРОСТОРА -

Там, где нет жителей, деревьев и холмов.

Ума здесь прекращается стесненье.

Подумай, поразмысли, дорогая,

О знаньи и незнаньи, сущем и не-сущем,

А затем отбрось все сразу, чтобы могла ты - БЫТЬ.

Смотри с любовью на какой-нибудь предмет,

Не отвлекайся, переходи к другому.

Здесь, посреди него - БЛАГОСЛОВЕНЬЕ.

Чувствуй космос ПРОЗРАЧНЫМ ПРИСУТСТВИЕМ, ВЕЧНО ЖИВЫМ.

Благоговейно концентрируясь на двух

Дыханья переходах, - ОСОЗНАЮЩЕГО узнай.

Созерцай, углубись в наполнение - так

Твое переполнено ТЕЛО БЛАЖЕНСТВА.

Когда тебя ласкают, милая царевна -

Войди В ЛАСКУ ЭТУ, как в вечную жизнь.

Затвори двери чувств, ощущая

Как ползет муравей. И - ТОГДА.

В начале полового единенья

Держи вниманье на огне В ИСТОКЕ.

Это продолжая, избегай

Чуть тлеющих углей в конце.

Когда в таком обьятьи твои чувства

Как листья задрожат - ВОЙДИ В ДРОЖАНЬЕ ЭТО.

И даже вспомнив единенье, без объятий - ПРЕОБРАЗИСЬ.

Когда ты радостно встречаешь

Давно уехавшего друга -

Пусть радость эта ВСЮ ТЕБЯ ПРОНИКНЕТ.

Когда ешь или пьешь - стань вкусом

Еды или питья и БУДЬ НАПОЛНЕННОЮ ими.

Лотосоглазая, чьи сладостны касанья!

Когда поешь ты, смотришь или вкушаешь -

Себя осознавая, - БЕССМЕРТЬЕ открывай.

Где и в каком бы месте не сыскалось

Удовлетворенье - ОСУЩЕСТВИ ЕГО.

На грани засыпания, пока

Не навалился сон, а бодрость

Внешняя уходит - ОТКРЫТА СУТЬ.

Когда ты летом видишь все небо чистым

Бесконечно - ВОЙДИ В ТАКУЮ ЧИСТОТУ.

Как мертвая лежи. А разъярившись гневом, - такою

Оставайся. Иль, не моргая, пристально смотри.

Иль, когда что-нибудь сосешь, то - СТАНЬ СОСАНЬЕМ ЭТИМ.

Сядь лишь на ягодицы, без опоры

Для рук и ног. Внезапно - РАВНОВЕСЬЕ.

В удобной позе, постепенно, ты область

Меж подмышками ВЕЛИКИМ МИРОМ наполняй.

Шри Раджниш Ошо - Вигьян Бхайрав Тантра - читать книгу онлайн бесплатно

TANTRA ВИГЬЯНА БХАЙРАВА


THE SECRETS КНИГА ТАЙН

Новый комментарий

ОТ ИЗДАТЕЛЕЙ


Читателю предлагается новый, полный перевод книги Ошо (Бхагавана Шри Раджниша), выполненный по по¬следнему пересмотренному двухтомному изданию, пред¬принятому по-сле того, как автор покинул эту Землю. Вся книга содержит 80 бесед (глав), посвященных 112 техни¬кам-сутрам, изложенным в древнем тантрическом тракта¬те Вигьяна Бхайрава Тантра.

В этой книге Раджниш говорит о Боге, как о некоторой потенции, заложенной в самом че-ловеке, как о некотором состоянии, которое он должен реализовать, о состоянии познания ИСТИНЫ как видения МИРА в его целостности и взаимосвязи, о состоянии любви как пре-бывании в гар¬монии с МИРОМ, о состоянии знания источника жизни, из которого вышел МИР, и самого бытия этим источником - источником «чистой жизненности», через который мы свя¬заны со всем бытием и являемся им.

Бхагаван не призывает к поклонению или «преданному служению» какому-либо божест-ву, а призывает познать Божественное, окружающее нас и содержащееся в нас, приоб-щиться к нему, реализовать его в себе самом. Он призывает к открытию тех сокровенных глубин нашей при¬роды, которые объединяют нас с Божественным, через ко¬торые оно нас кормит и поит, через которые Божественное дает нам жизнь и о которых мы даже не по-дозреваем в своем обыденном существовании.

Для осуществления этого, говорит он, мы должны осоз¬нать всю нашу обусловленность, которая делает из нас, из Божественного, роботов. Робот - это не тот, кто живет, чувству-ет, понимает, а тот, кто запрограммирован на опре¬деленное поведение, кто функционирует по заранее заложенным программам, правилам, предписаниям. Про¬граммы, заложенные в робота, - не его программы, робот является их рабом. Человеку, стремящемуся быть сво-бод¬ным, стремящемуся быть Человеком, стремящемуся реа¬лизовать в себе Божествен-ное, необходимо осознать это и освободиться от этого. Тогда его природа потечет легко и свободно, как ручей, из которого убрали камень, преграж¬давший ему дорогу.

На это и направлены 112 техник, изложенные Шивой своей супруге Дэви более пяти тысяч лет назад. Просвет¬ленный мастер пытается возродить эти техники в перво¬зданном виде и приспособить их для людей XXI века. Раджниш утверждает, что эти техни-ки являются всеобъем¬лющими и что на них построены медитационные практи¬ки всех су-ществующих религий и эзотерических учений. Он стремится передать людям все свое глу-бокое понимание этих техник, утверждая, что именно с этой целью приходи¬ли в мир людей Шива, Кришна, Будда, Лао-цзы, Махавира, Патанджали, Моисей, Иисус, Мухаммед… Он го-ворит, что все зависит от нас, от того, насколько глубокой и искренней оказалась наша по-требность познать ИСТИНУ.

Annotation

Бхагаван Шри Раджниш (Ошо).

ОТ ИЗДАТЕЛЕЙ

Глава 1 (33). ДУХОВНОСТЬ ТАНТРИЧЕСКОГО ПОЛОВОГО АКТА

48. В половом акте не ищи облегчения

49. Сотрясение в сексе

50. Делай любовь без партнера

51. Когда поднимается радость, стань ею.

52. Ешь и пей осознанно

Глава 2 (34). КОСМИЧЕСКИЙ ОРГАЗМ ПОСРЕДСТВОМ ТАНТРЫ

Глава 3 (35). ОБРАЩЕНИЕ ВНУТРЬ К РЕАЛЬНОМУ

53. Вспоминание самого себя

54. Испытайте удовлетворение

55. Осознай промежуток между бодрствованием и сном

Глава 4 (36). ОТ МАЙИ (ИЛЛЮЗИИ) К РЕАЛЬНОСТИ

Глава 5 (37). ТЕХНИКИ СВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ НЕПРЕРЫВНО ИЗМЕНЯЮЩЕЙСЯ КАРТИНЫ ЖИЗНИ

57. Будь невозмутим желаниями

58. Смотри в мир как на спектакль

59. Стой посередине между двумя полярностями

60. Приятие

Глава 6 (38). К ПОДЛИННОМУ СУЩЕСТВОВАНИЮ

Глава 7(39). ОТ ВОЛНЫ К КОСМИЧЕСКОМУ ОКЕАНУ

61. Воспринимай существование как морское волнение

62. Используй ум как дверь к медитации

63. Осознай чувствующего

Глава 8 (40). ВНЕЗАПНОЕ ПРОСВЕТЛЕНИЕ И ПРЕПЯТСТВИЯ К ЭТОМУ

Глава 9 (41). ТАНТРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОСОЗНАНИЯ И НЕСУЖДЕНИЯ

64. В начале сильного ощущения осознай

65. Не суди

Глава 10 (42). БДИТЕЛЬНОСТЬ ПОСРЕДСТВОМ ТАНТРЫ

Глава 11(43). ОБРЕТЕНИЕ НЕИЗМЕННОСТИ ПОСРЕДСТВОМ ИЗМЕНЕНИЙ

66. Осознай то, что никогда не изменяется в тебе

67. Помни, что все изменяется

Глава 12 (44). СЕКРЕТЫ ЛЮБВИ И ОСВОБОЖДЕНИЯ

Глава 13 (45). ПРЕБЫВАЯ С РЕАЛЬНЫМ

68. Оставь надежды

69. Стань выше рабства и свободы

Глава 14 (46). ТАНТРИЧЕСКИЙ ПУТЬ К СВОБОДЕ ОТ ЖЕЛАНИЙ

Глава 15 (47). ТАНТРИЧЕСКАЯ МЕДИТАЦИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СВЕТА

70. Визуализируй лучи света, поднимающиеся вдоль твоего позвоночника

71. Визуализируй вспышку света, перепрыгивающего с одной чакры на другую.

72. Ощущай присутствие вечного существования

Глава 16 (48). ПОТЕНЦИАЛЬНАЯ ВОЗМОЖНОСТЬ СЕМЕНИ

Бхагаван Шри Раджниш (Ошо).

Вигьяна Бхайрава Тантра.

Книга Тайн.

Новый комментарий. Том 3

ОТ ИЗДАТЕЛЕЙ

Читателю предлагается новый, полный перевод книги Ошо (Бхагавана Шри Раджниша), выполненный по последнему пересмотренному двухтомному изданию, предпринятому после того, как автор покинул эту Землю. Вся книга содержит 80 бесед (глав), посвященных 112 техникам-сутрам, изложенным в древнем тантрическом трактате Вигьяна Бхайрава Тантра.

В этой книге Раджниш говорит о Боге, как о некоторой потенции, заложенной в самом человеке, как о некотором состоянии, которое он должен реализовать, о состоянии познания Истины, как видения Мира, в его целостности и взаимосвязи, о состоянии любви как пребывании в гармонии с Миром, о состоянии знания источника жизни, из которого вышел Мир, и самого бытия этим источником - источником «чистой жизненности», через который мы связаны со всем бытием и являемся им.

Бхагаван не призывает к поклонению или «преданному служению» какому-либо божеству, а призывает познать Божественное, окружающее нас и содержащееся в нас, приобщиться к нему, реализовать его в себе самом. Он призывает к открытию тех сокровенных глубин нашей природы, которые объединяют нас с Божественным, через которые оно нас кормит и поит, через которые Божественное дает нам жизнь и о которых мы даже не подозреваем в своем обыденном существовании.

Для осуществления этого, говорит он, мы должны осознать всю нашу обусловленность, которая делает из нас, из Божественного, роботов. Робот - это не тот, кто живет, чувствует, понимает, а тот, кто запрограммирован на определенное поведение, кто функционирует по заранее заложенным программам, правилам, предписаниям. Программы, заложенные в робота, - не его программы, робот является их рабом. Человеку, стремящемуся быть свободным, стремящемуся быть Человеком, стремящемуся реализовать в себе Божественное, необходимо осознать это и освободиться от этого. Тогда его природа потечет легко и свободно, как ручей, из которого убрали камень, преграждавший ему дорогу.

На это и направлены 112 техник, изложенные Шивой своей супруге Дэви более пяти тысяч лет назад. Просветленный мастер пытается возродить эти техники в первозданном виде и приспособить их для людей XXI века. Раджниш утверждает, что эти техники являются всеобъемлющими и что на них построены медитационные практики всех существующих религий и эзотерических учений. Он стремится передать людям все свое глубокое понимание этих техник, утверждая, что именно с этой целью приходили в мир людей Шива, Кришна, Будда, Лао-цзы, Махавира, Патанджали, Моисей, Иисус, Мухаммед... Он говорит, что все зависит от нас, от того, насколько глубокой и искренней оказалась наша потребность познать Истину.

Незадолго до ухода от нас Раджниш отказался от своего титула «Бхагаван», буквально означающего «Бог, Господь, господин», так как опасался, что его начнут обожествлять фанатичные поклонники и последователи, как это было со многими другим просветленными. Поэтому он взял себе имя Ошо, что означает «океанический, растворенный в океане». Позднее он узнал, что слово «Ошо» использовалось также на Дальнем Востоке в смысле «Благословенный, тот, кого небо осыпает цветами»...

В третий том настоящего издания вошли очередные шестнадцать глав и, соответственно, медитационные техники с 48-й по 72-ю, соответствующие третьему тому первого оригинального издания, состоящего из пяти томов. Данный том содержит два цикла бесед Ошо, посвященных различным техникам медитации. Материал тома является достаточно автономным - любой из техник может оказаться достаточно для достижения Истины, эзотерические практики большинства религиозных традиций построены на одной-двух техниках Вигьяны, Бхайравы Тантры.

Глава 1 (33). ДУХОВНОСТЬ ТАНТРИЧЕСКОГО ПОЛОВОГО АКТА

Сутры:

48. В начале полового соития удерживай внимание на огне в начале и, так продолжая, избегай последних тлеющих угольков в конце.

49. Когда в объятиях твои чувства сотрясаются как листья, войди в это сотрясение.

50. Даже воспоминание о соитии, без объятий, есть трансформация.

51. При радостной встрече с долго отсутствовавшим другом пропитывайся этой радостью.

52. Во время еды или питья стань вкусом пищи или напитка и будь наполнен этим.

Зигмунд Фрейд где-то сказал, что человек рождается невротиком. Это половина правды. Человек не рождается невротиком, но он принадлежит невротическому человечеству, и общество вокруг него рано или поздно каждого делает невротиком. Человек рождается естественным, реальным, нормальным, но к тому моменту, когда новорожденный становится частью общества, начинаются неврозы. Такие, какие мы есть, мы являемся невротиками, причем причиной неврозов является расщепление - глубокое расщепление. Вы не один - вас двое или даже много. Это следует понять очень глубоко; только тогда сможем мы продвинуться в тантру.

Ваши ощущения и размышления стали двумя различными процессами - в этом основа всех неврозов. Ваша думающая часть и ваша чувствующая часть разделились, а вы отождествляете себя с думающей частью, а не с чувствующей. Но чувства являются более реальными, чем рассуждения; они являются более естественными. Вы появляетесь на свет с чувствующим сердцем, способности же к рассуждениям культивируются в вас - они воспитаны в вас обществом. И ваши чувства оказываются подавленными. Даже в тех случаях, когда вы говорите, что вы чувствуете, вы только думаете, что чувствуете. Ваши чувства умерли, и этому есть определенные причины.

Когда ребенок рождается, он является чувствующим существом: он ощущает все вокруг. Он еще не является думающим существом. Он естественен, как все естественное в природе - как деревья и как животные. Но мы начинаем переплавлять его, окультуривать. Он должен подавлять свои чувства, потому что без их подавления он всегда будет в беде. Когда ему хочется плакать, он плакать не может, потому что его родители не одобрят это. Его будут осуждать. Его не будут ценить, его не будут любить. Такой, какой он есть, он не может быть принят. Он должен вести себя хорошо, он должен вести себя в соответствии с конкретной идеологией, с определенными идеалами. Только тогда его будут любить.

Любовь предназначена не для такого, каков он есть. Он может оказаться любимым только в том случае, если следует определенным правилам. Эти правила навязаны ему, они не являются естественными. Естественное существо начинает подавляться; поверх него накладывается неестественное, нереальное. Это нереальное ест...