Тестовые задания для проведения контроля знаний по дисциплине «Русский язык и культура речи» тест по русскому языку (11 класс) на тему. Тесты по русскому языку и культуре речи Русский язык и культура речи тест вуз
МБОУ «Куединская средняя общеобразовательная школа №2 – Базовая школа»
4) Хорошо идти по земле ранним утром.
8. Укажите предложение с грамматической ошибкой:
1) У ней получаются очень вкусные пирожки.
2) Я часто гулял с их собакой.
3) Света смогла показать себя с лучшей стороны.
4) Мама собирала ягоды, а дети бегали вокруг неё.
9. Укажи предложение, в котором допущена лексическая ошибка.
1) Художник написал репродукцию.
2) Наступила дождливая, темная осень.
3) После теплой, ясной погоды внезапно пришли заморозки.
4) Новые рекорды были установлены по прыжкам в длину.
10. Укажите предложения с грамматической ошибкой.
1) Я люблю мороженое и экзотические фрукты.
2) Артем любил смотреть на ихние игры.
3) Дрова у него всегда горели лучше, чем у нас.
4) Мы взялись с Аленкой за руки и побежали в большой магазин.
Ключ
1-1, 2-3, 3-4, 4-2, 5-4, 6-3, 7-2, 8-1, 9-1,
I вариант
3. дОговор
А2. Отметьте слово со звукосочетанием [шн]
1. гречневый
2. скучный
3. облачный
1. два шагА
2. два шАга
А4. Отметьте слово, в котором неправильно выделен ударный звук.
1. Загрязнение воздуха - актуальная проблема нашего века.
2. Мы были шокированы прекрасной игрой актеров.
3. Николай всегда был лидером нашего дружного коллектива .
4. Недалеко от парка возвышался дворец.
1. У Пушкина в Михайловском была хорошая библиотека.
2. Мне бы хотелось совершить подвиг.
3. Наружная внешность героини достаточно привлекательна.
2. По околоземной орбите двигаются бесчисленные космические летательные аппараты – ИСКУССТВЕННЫЕ спутники.
3. Комнату украшали ИСКУССТВЕННЫЕ цветы в высоких вазонах.
4. Слушателей поразило ИСКУССТВЕННОЕ исполнение романса.
1. пара носок
2. трое партизан
3. пять пар чулок
4. шесть помидоров
В2. Найдите ошибки в употреблении деепричастного оборота
1. Метель, усиливаясь с каждой минутой, то завывала, то страшно гудела.
2. Не размышляя над ошибками, экзамены были сданы.
3. Раскинув крылья, ястребы парили в воздухе.
4. Сверкнув в вышине, молния рассекла майское небо.
1. обращать внимание на вопросы
2. оплатить за проезд
3. удивляться произошедшему
4. платить штраф
Тест по теме «Культура речи». 7 класс
II вариант
А1. Отметьте слово, в котором неправильно выделен ударный звук.
1. звОнишь
2. экспЕрт
4. ходАтайствовать
А2. Отметьте слово, в котором неправильно выделен ударный звук.
А3. Выберите правильный вариант
1. два рядА
2. два рЯда
А4. Отметьте слова со звукосочетанием [шн]
1. облачный
2. конечный
3. обычный
4. пустячный
Б1. Найдите предложение с нарушением лексической нормы
1. Мрак колодца не испугал мальчика, и он смело бросился на помощь тонущей девочке.
2. Мои коллеги по профессии любят поспорить.
3. Обучение давалось Гагарину легко: он неизменно получал пятерки.
4. Чистое помещение новой школы производило приятное впечатление.
Б2. Найдите предложение с нарушением лексической нормы
1. Мы пили чай с сахаром и булочкой.
2. Вокруг этого населённого пункта расположился вражеский полк.
3. Герой целеустремленно стремится к намеченной цели.
4. Оля была капризной девочкой.
Б3. В каком предложении вместо слова КАМЕННЫЙ надо употребить КАМЕНИСТЫЙ?
1. В музее были представлены орудия каменного века.
2. Архитектор получил заказ на гигантский каменный мост.
3. Каменистый берег залива покрывал нетронутый сосновый бор.
4. Ухватившись рукой за каменный выступ, я осторожно приподнял другую руку.
В1. Укажите пример с ошибкой в образовании слова.
1. с обоими подругами
2. пара носков
3. полк гусар
4. три килограмма яблок
В2. Найдите ошибки в употреблении деепричастного оборота
1. Он был рассеян и, отвечая невпопад, рисковал хорошей репутацией.
2. Однажды, выезжая из деревни, нашу машину остановили.
3. Не сообщив о происшествии людям, я не мог тронуться дальше.
4. Закончите таблицу дома, используя цитаты из текста.
В3. Найдите ошибку в словосочетаниях
1. заплатить деньги
2. уплатить проезд
3. заплатить за работу
4. обидеться на приятеля
Ключ
А1 – 3 Б1 – 2 В1 - 1
А2 -2 Б2 – 3 В2 - 2
А3 – 1 Б3 – 4 В3 - 2
II вариант
А1 – 1 Б1 – 2 В1 - 1
А2 - 4 Б2 – 3 В2 - 2
Тестовые задания для проведения контроля знаний
по дисциплине «Русский язык и культура речи»
1. Литературная норма – это…
- установленные правила использования речевых средств;
- определенный период развития литературного языка;
- ограничение в употреблении многозначных слов;
- ограничение в употреблении синонимов.
2. Высшей формой существования национального языка является
- литературный язык;
- просторечие;
3. Разновидность лексики ограниченного употребления, бытующая внутри определенной социальной группы – это
- литературный язык;
- просторечие;
- территориальные диалекты (народные говоры);
- социальные диалекты (жаргоны).
4. Разновидность лексики ограниченного употребления, характерная речи малообразованных людей – это
- литературный язык;
- просторечие;
- территориальные диалекты (народные говоры);
- социальные диалекты (жаргоны).
5. Отметьте качество, которое не относится к коммуникативным качествам культуры речи
- богатство;
- точность;
- логичность;
- напевность.
6. Происхождение слова разъясняется в _______ словаре.
- этимологическом;
- толковом;
- орфографическом;
- фразеологическом.
7. Какие правила отражают орфоэпические нормы русского языка?
- правила написания слов;
- правила постановки знаков препинания;
- правила употребления слов и устойчивых сочетаний слов.
8. Какие правила отражают лексические нормы русского языка?
- правила произношения и постановки ударения;
- правила употребления слов и устойчивых сочетаний слов;
- правила употребления слов в соответствии с их стилистическими характеристиками;
- правила образования слов и формы слова, а также правила построения словосочетаний и предложений.
9. В каком слове при произношении происходит озвончение согласного звука?
- экзамен;
- подвиг;
- сквозняк;
- смеяться.
10. В каком слове при произношении происходит оглушение согласного звука?
- просьба;
- резьба;
- гвоздь;
- поиск.
11. В каком слове звуков больше, чем букв?
- якорь;
- земля;
- уголь;
- пояс.
12. Укажите правильный вариант постановки ударения.
- бАловать;
- премИровать;
- звонИшь;
- углУбить.
13. В каком слове буква Е после согласного произносится мягко?
- экстерн;
- тенденция;
- бактерия;
- термин.
14. Укажите слово, в котором сочетание ЧН произносится как [шн].
- дачный;
- вечный;
- скучно;
- точный.
15. В каком слове произносится звук [ з ] ?
- рассказ;
- сбоку;
- резкий;
- слово.
16. Укажите лишнее слово в ряду синонимов.
- похвальба;
- похвала;
- хвала;
4) одобрение.
17. Укажите предложение с фразеологизмом.
- Спектакль всем очень понравился.
- Зрители приняли спектакль восторженно.
- Спектакль вызвал восторг у публики.
- Мы пришли в восторг от спектакля.
18. Какое из перечисленных слов имеет значение «недавно появившееся в языке слово»?
- архаизм;
- фразеологизм;
- неологизм;
- диалектизм.
19. Значение какого слова определено неверно?
- регламентировать – упорядочивать, подчинять определенным правилам;
- шокировать – поражать, приводя в восторг;
- конфликт – столкновение, серьезное разногласие;
- опрометчивый – необдуманный, слишком поспешный.
20. Укажите средство художественной выразительности, которым пользуется автор.
Ненавижу
всяческую мертвечину!
Обожаю
всяческую жизнь!
(В. Маяковский)
- сравнение;
- гипербола;
- метафора;
- антитеза.
21. Выберите грамматически правильное продолжение предложения:
Переходя улицу,
- можно только на зеленый свет.
- часто нарушаются правила.
- меня оштрафовал милиционер.
- не нарушайте правила движения.
22. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
- к две тысячи третьему году;
- положьте на полку;
- много вишен;
- опытные шофёры.
23. Укажите пару слов, в которой нет ошибок в образовании форм глагола.
- беречь – бережешь;
- стеречь – стерегёшь;
- брезговать – брезговает;
- бриться – броешься.
24. Стилевыми чертами научного стиля являются…
1) точность, стандартизованность;
2) призывность, экспрессивность;
3) логичность, абстрактность;
4) образность, эмоциональность.
25. Прочитайте текст.
Месяц обливал меня светом, и, подняв глаза кверху, я долго смотрел в его лицо. Свет, проходя сквозь белесые кружева гардин, смягчал сумрак в глубине комнаты. Отсюда месяца не было видно, но все четыре окна были ярко озарены. Свет падал из окон бледно-серебристыми арками, и в каждой из них был дымчатый теневой крест, мягко ломавшийся по озаренным креслам и стульям. (И. А. Бунин).
Укажите стиль текста.
1) художественный;
2) научный;
3) публицистический;
4) разговорный.
1. Подберите синоним к термину «интервербальный»:
Интерлингвистический;
Интерсемиотический;
Интеравербальный;
Социолингвистический;
2. Укажите, что означает термин «античный» с латыни по отношению к теории перевода:
Недалекий;
Классический;
3. Укажите, какое понятие обозначает термин «имплицитный смысл (информация)»:
Глубинный смысл;
Скрытый смысл;
Фоновая информация;
Поверхностная, известная информация.
4. Укажите, какой стиль речи имеет следующие подстили – законодательный, дипломатический, юридический, административно-канцелярский:
Разговорный;
Художественный;
Официально-деловой.
5. Укажите, какой стиль ассоциируется с организацией управленческой деятельности:
Публицистический;
Ораторский;
Разговорный;
Официально-деловой.
6. К какому времени относится окончательное укрепление христианства и организация христианской церкви на Руси?
До первой половины Х века;
До конца Х века;
До второй половины XI века.
До первой половины XII века.
7. С чьим именем было связано христианство для людей Руси XI века?
С именем Владимира;
С именем Ярослава;
С именем Путяты;
С именем Олега.
8. Сколько восточнославянских племен называет летописец «Повести временных лет»?
Тринадцать;
Одиннадцать;
Пятнадцать.
9. Царь, который получил образование в Константинополе и стал величайшим из болгарских правителей?
10. Укажите, в каком случае форма родительного падежа существительного образована неверно:
пара чулок;
среди грузин;
несколько кочерег;
После заморозки.
11. Укажите, в каком случае множественное число существительных образовано неверно:
инженеры;
12. Укажите, какое из приведенных ниже слов нужно вставить во фразу «Традиционно понятие « … » определяется как краткое изложение любого вопроса» на место пропуска:
аннотация;
Реферат.
13. Укажите, какой может быть аннотация.
Описательной или специализированной;
общей или конкретной;
точной или популярной;
обобщенной или выборочной
14. Укажите, в чем состоит основная разница между аннотацией и статьей или книгой:
в объеме страниц;
В характеристике оригинала;
в стиле изложения информации;
в композиционном оформлении текста.
15. Укажите, во сколько раз обычно реферативный перевод бывает короче, чем оригинал.
примерно вдвое;
примерно втрое;
Примерно в пять раз;
примерно в десять раз.
16. Укажите, кто является профессиональным коммуникатором в сфере деловых отношений.
Референт;
секретарь;
переводчик;
делопроизводитель.
17. Укажите, какие существуют основные разновидности осмотра:
библиографический, реферативный и тезисное;
Библиографический, реферативный и аналитический;
библиографический, реферативный и аннотационный;
библиографический, систематический и аналитический.
18. Укажите, какие обзоры считаются наиболее сложными (синтетический вид информации) :
реферативные обзоры литературы;
библиографические обзоры литературы;
резюмуючі обзоры литературы;
Аналитические обзоры литературы.
19. Укажите, каким композиционным элементом должен заканчиваться реферативный обзор:
Список использованных источников;
списком сокращений.
20. Укажите, какую науку называют ортологией:
стилистику;
Науку о правильности речи;
науку о построении ораторской речи;
21. Укажите, какими бывают коммуникативные свойства речи:
постоянными и переменными;
регулярными и спонтанными;
Структурными и функциональными;
функциональными и регулярными.
22. Укажите пример с ошибками в построении грамматических форм:
семьюдесятью шестью тысячами тремястами девяноста четырьмя;
Перед тридцатым августа, к первому январю;
пять работниц завода, два красивых коня;
плещет, колышет, мурлычет, сыплет, щиплет.