Главная · Покраска · Когда джон байрд изобрел телевизор. Джон Лоуги Бэрд: пионер телевидения - Аудиомания — LiveJournal. Рождение и учёба

Когда джон байрд изобрел телевизор. Джон Лоуги Бэрд: пионер телевидения - Аудиомания — LiveJournal. Рождение и учёба

Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ради Бога, спуститесь вниз в приёмную и избавьтесь от безумца, ожидающего там. Он говорит, что изобрёл машину, чтобы видеть через радио! Будьте аккуратнее - он может быть вооружён.

Первые показы на публике

В конце 1936 года BBC начала заменять системы Бэрда (которые к тому времени имели 240 линий сканирования) электронными телевизионными системами компании Electric and Musical Industries Ltd (EMI), которые, после слияния с компанией Маркони под руководством Исаака Шоэнберга производила системы с 405 строками сканирования. BBC перестала транслировать передачи по системе Бэрда в начале 1937 года .

Бэрд также внёс большой вклад в развитие электронного телевидения, например, в 1939 году он продемонстрировал цветное телевидение на базе электронно-лучевой трубки - перед экраном вращался диск, состоящий из цветных фильтров. Этот метод использовался американскими компаниями Columbia Broadcasting System (CBS) и Radio Corporation of America (RCA).

Другие изобретения

Помимо телевидения, Бэрд пытался проявить себя во многих других областях. В свои 20 лет он пытался создавать алмазы путём нагревания графита и в результате устроил короткое замыкание в электросети университета Глазго. Через некоторое время он создал бритвенный станок из стекла, который, впрочем, разбился. По примеру автомобильных шин он пытался создать пневматическую обувь, но камеры в опытном образце лопались. Термоноски - ещё одно изобретение Бэрда, которое получилось более успешным, нежели другие.

«Фоновидение », первое устройство для записи видеоизображения, также является изобретением Бэрда.

Напишите отзыв о статье "Бэрд, Джон Лоуги"

Примечания

См. также

Ссылки

  • (рус.)
  • (англ.)
  • (англ.)
  • (англ.)
  • (англ.)
  • (англ.)
  • - also contains many detailed references to Baird’s history (англ.)
  • (англ.)
  • (англ.)
  • (англ.)
  • (англ.)

Литература

  • Baird, John Logie, Television and Me: The Memoirs of John Logie Baird . Edinburgh: Mercat Press, 2004. ISBN 1-84183-063-1 (англ.)
  • Kamm, Antony, and Malcolm Baird, John Logie Baird: A Life . Edinburgh: NMS Publishing, 2002. ISBN 1-901663-76-0 (англ.)
  • McArthur, Tom, and Peter Waddell, The Secret Life of John Logie Baird . London: Hutchinson, 1986. ISBN 0-09-158720-4. (англ.)
  • McLean, Donald F., Restoring Baird’s Image . The Institute of Electrical Engineers, 2000. ISBN 0-85296-795-0. (англ.)
  • Rowland, John, The Television Man: The Story of John Logie Baird . New York: Roy Publishers, 1967. (англ.)
  • Tiltman, Ronald Frank, Baird of Television . New York: Arno Press, 1974. (Reprint of 1933 ed.) ISBN 0-405-06061-0. (англ.)

Ошибка Lua в Модуль:External_links на строке 245: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Отрывок, характеризующий Бэрд, Джон Лоуги

Думаю, что во время своих скитаний Серёгиным приходилось хвататься за любую работу, просто чтобы по-человечески выжить. Время было суровое и на чью-либо помощь они, естественно, не рассчитывали. Чудесное поместье Оболенских осталось в далёком и счастливом прошлом, казавшимся теперь просто невероятно красивой сказкой... Реальность была жестокой и, хочешь не хочешь, с ней приходилось считаться...
В то время уже шла кровавая вторая мировая война. Пересекать границы было очень и очень непросто.
(Я так никогда и не узнала, кто и каким образом помог им перейти линию фронта. Видимо, кто-то из этих трёх людей был очень кому-то нужен, если им всё же удалось со-вершить подобное... И я так же совершенно уверена, что помогал им кто-то достаточно влиятельный и сильный, иначе никоим образом перейти границу в такое сложное время им никогда бы не удалось... Но как бы не доставала я позже свою бедную терпеливую бабушку, ответа на этот вопрос она упорно избегала. К сожалению, мне так и не удалось узнать хоть что-нибудь по этому поводу).
Так или иначе, они всё же оказались в незнакомой Литве... Дедушка (я буду его дальше так называть, так как только его я и знала своим дедушкой) сильно приболел, и им пришлось на время остановиться в Литве. И вот эта-то короткая остановка, можно сказать, и решила их дальнейшую судьбу... А также и судьбу моего отца и всей моей семьи.
Они остановились в маленьком городке Алитус (чтобы не слишком дорого приходилось платить за жильё, так как финансово, к сожалению, им в то время было довольно тяжело). И вот, пока они «осматривались по сторонам», даже не почувствовали, как были полностью очарованы красотой природы, уютом маленького городка и теплом людей, что уже само по себе как бы приглашало хотя бы на время остаться.

А также, несмотря на то, что в то время Литва уже была под пятой «коричневой чумы», она всё же ещё каким-то образом сохраняла свой независимый и воинственный дух, который не успели вышибить из неё даже самые ярые служители коммунизма... И это притягивало Серёгиных даже больше, чем красота местной природы или гостеприимство людей. Вот они и решили остаться «на время»… что получилось – навсегда… Это был уже 1942 год. И Серёгины с сожалением наблюдали, как «коричневый» осьминог национал-социализма всё крепче и крепче сжимал своими щупальцами страну, которая им так полюбилась... Перейдя линию фронта, они надеялись, что из Литвы смогут добраться до Франции. Но и при «коричневой чуме» дверь в «большой мир» для Серёгиных (и, естественно, для моего папы) оказалась закрытой и на этот раз навсегда… Но жизнь продолжалась... И Серёгины начали понемногу устраиваться на своём новом месте пребывания. Им заново приходилось искать работу, чтобы иметь какие-то средства для существования. Но сделать это оказалось не так уж сложно – желающим работать в трудолюбивой Литве всегда находилось место. Поэтому, очень скоро жизнь потекла по привычному им руслу и казалось – снова всё было спокойно и хорошо...
Мой папа начал «временно» ходить в русскую школу (русские и польские школы в Литве не являлись редкостью), которая ему очень понравилась и он категорически не хотел её бросать, потому что постоянные скитания и смена школ влияла на его учёбу и, что ещё важнее – не позволяла завести настоящих друзей, без которых любому нормальному мальчишке очень тяжело было существовать. Мой дедушка нашёл неплохую работу и имел возможность по выходным хоть как-то «отводить душу» в своём обожаемом окружном лесу.

А моя бабушка в то время имела на руках своего маленького новорождённого сынишку и мечтала хотя бы короткое время никуда не двигаться, так как физически чувствовала себя не слишком хорошо и была так же, как и вся её семья, уставшей от постоянных скитаний. Незаметно прошло несколько лет. Война давно кончилась, и жизнь становилась более нормальной во всех отношениях. Мой папа учился всё время на отлично и учителя порочили ему золотую медаль (которую он и получил, окончив ту же самую школу).
Моя бабушка спокойно растила своего маленького сына, а дедушка наконец-то обрёл свою давнишнюю мечту – возможность каждый день «с головой окунаться» в так полюбившийся ему алитуский лес.
Таким образом, все были более или менее счастливы и пока что никому не хотелось покидать этот поистине «божий уголок» и опять пускаться странствовать по большим дорогам. Они решили дать возможность папе закончить так полюбившуюся ему школу, а маленькому бабушкиному сыну Валерию дать возможность как можно больше подрасти, чтобы было легче пускаться в длинное путешествие.
Но незаметно бежали дни, проходили месяцы, заменяясь годами, а Серёгины всё ещё жили на том же самом месте, как бы позабыв о всех своих обещаниях, что, конечно же, не было правдой, а просто помогало свыкнутся с мыслью, что возможно им не удастся выполнить данное княжне Елене слово уже никогда... Все Сибирские ужасы были далеко позади, жизнь стала каждодневно привычной, и Серёгиным иногда казалось, что этого возможно и не было никогда, как будто оно приснилось в каком-то давно забытом, кошмарном сне...

Василий рос и мужал, становясь красивым молодым человеком, и его приёмной матери уже всё чаще казалось, что это её родной сын, так как она по-настоящему очень его любила и, как говорится, не чаяла в нём души. Мой папа звал её матерью, так как правды о своём рождении он пока ещё (по общему договору) не знал, и в ответ любил её так же сильно, как любил бы свою настоящую мать. Это касалось также и дедушки, которого он звал своим отцом, и также искренне, от всей души любил.
Так всё вроде понемногу налаживалось и только иногда проскальзывающие разговоры о далёкой Франции становились всё реже и реже, пока в один прекрасный день не прекратились совсем. Надежды добраться туда никакой не было, и Серёгины видимо решили, что будет лучше, если эту рану никто не станет больше бередить...
Мой папа в то время уже закончил школу, как ему и пророчили – с золотой медалью и поступил заочно в литературный институт. Чтобы помочь семье, он работал в газете «Известия» журналистом, а в свободное от работы время начинал писать пьесы для Русского драматического театра в Литве.

Всё вроде бы было хорошо, кроме одной, весьма болезненной проблемы – так как папа был великолепным оратором (на что у него и вправду, уже по моей памяти, был очень большой талант!), то его не оставлял в покое комитет комсомола нашего городка, желая заполучить его своим секретарём. Папа противился изо всех сил, так как (даже не зная о своём прошлом, о котором Серёгины пока решили ему не говорить) он всей душой ненавидел революцию и коммунизм, со всеми вытекающими из этих «учений» последствиями, и никаких «симпатий» к оным не питал... В школе он, естественно, был пионером и комсомольцем, так как без этого невозможно было в те времена мечтать о поступлении в какой-либо институт, но дальше этого он категорически идти не хотел. А также, был ещё один факт, который приводил папу в настоящий ужас – это участие в карательных экспедициях на, так называемых, «лесных братьев», которые были не кем-то иным, как просто такими же молодыми, как папа, парнями «раскулаченных» родителей, которые прятались в лесах, чтобы не быть увезёнными в далёкую и сильно их пугавшую Сибирь.
За несколько лет после пришествия Советской власти, в Литве не осталось семьи, из которой не был бы увезён в Сибирь хотя бы один человек, а очень часто увозилась и вся семья.
Литва была маленькой, но очень богатой страной, с великолепным хозяйством и огромными фермами, хозяева которых в советские времена стали называться «кулаками», и та же советская власть стала их очень активно «раскулачивать»... И вот именно для этих «карательных экспедиций» отбирались лучшие комсомольцы, что бы показать остальным «заразительный пример»... Это были друзья и знакомые тех же «лесных братьев», которые вместе ходили в одни и те же школы, вместе играли, вместе ходили с девчонками на танцы... И вот теперь, по чьему-то сумасшедшему приказу, вдруг почему-то стали врагами и должны были друг друга истреблять...
После двух таких походов, в одном из которых из двадцати ушедших ребят вернулись двое (и папа оказался одним из этих двоих), он до полусмерти напился и на следующий день написал заявление, в котором категорически отказывался от дальнейшего участия в любых подобного рода «мероприятиях». Первой, последовавшей после такого заявления «приятностью» оказалась потеря работы, которая в то время была ему «позарез» нужна. Но так как папа был по-настоящему талантливым журналистом, ему сразу же предложила работу другая газета – «Каунасская Правда» – из соседнего городка. Но долго задержаться там, к сожалению, тоже не пришлось, по такой простой причине, как коротенький звонок «сверху»... который вмиг лишил папу только что полученной им новой работы. И папа в очередной раз был вежливо выпровожен за дверь. Так началась его долголетняя война за свободу своей личности, которую прекрасно помнила уже даже и я.

2 октября 1925 года шотландский изобретатель Джон Логи Бэрд впервые в истории сумел передать живое движущееся полутоновое изображение. Сначала это была голова манекена из реквизита чревовещателя, а затем лицо 20ти летнего служащего Уильяма Эварда Тейнтона, ставшего первым человеком, которого "показали по ящику". Скорость передачи составляла 5 кадров в секунду, а разрешение 30 линий.

1926 год. Компаньон Бэрда, Оливер Хатчинсон. Фото с экрана телевизора

История успеха Бэрда началась в 1923 году, когда недоучившийся в Университете Глазго (из за войны), 35 летний изобретатель, вдохновленный работами Артура Корна по передаче изображений по радио, решил передать изображение не статичное, а движущееся.

В том году американец Чарльз Дженкинс уже сумел передать движущееся изображение без полутонов, а Владимир Зворыкин изобрел "иконоскоп" - передающую ЭЛТ.

Бэрд, поселившийся в прибрежном Гастингсе и довольно быстро добился успеха. С помощью разработанной им телевизионной системы, основанной на Диске Нипкова, Бэрд уже в феврале 1924 года сумел передать изображение движущегося силуэта в присутствии корреспондентов лондонского издания Radio Times, однако непредвиденная авария - Бэрд получил удар током под напряжением в 1000 вольт, остался жив, но одна из рук сильно обгорела, за которой последовало выселение из дома, который арендовал Бэрд и переезд вместе с лабораторией в Лондон, отложила публичную демонстрацию до 25 марта 1925 года.

За ней последовал первый удачный опыт по передаче полутонового изображения (02.10.1925), а 26 января 1926 года состоялась первая публичная демонстрация своей системы ученым из Королевского Института и репортеру газеты "Таймс".

В мае 1927 года Бэрд сумел передать телесигнал из Лондона в Глазго на расстояние в 705 км, побив рекорд американцев из AT&T, месяцем ранее передавших сигнал из Нью-Йорка в Вашингтон (362 километра). В том же году он продемонстрировал первую систему записи видеоизображения.

3 июля 1928 года в ответ на удачную демонстрацию полностью электронной телевизионной системы Гвидо Фэйнсуорта, Бэрд показывает первую цветную телевизионную систему. В том же году он первый в мире передает "картинку" через океан.

В 1932 году Бэрд становится первым в Европе, кто начал использовать УК-волны для передачи телевизионного изображения (в США годом раньше телетрансляции в УК-диапазоне радиоволн начала телестанция в Милуоки, использовавшая механическую систему Улиса Санабрии (отличалась уникальной тройной чересполосной разверткой)).

В 1929 году BBC, используя оборудование Бэрда начинает регулярные трансляции. В конце того же года передатчик компании Бэрда установлен на Эйфелевой башне - началось французское телевещание.

В 1929-32 BBC ведет опытное вещание с разрешением в 30 линий. В 1932 Бэрд запускает в эксплуатацию самую совершенную механическую телесистему с разрешением в 240 линий. Бэрд, по видимому, выжал из механического телевидения все что мог. В 1931 году он проводит первую в историю спортивную трансляцию со скачек в Эпсоме.

Однако, когда 3 ноября 1936 года BBC начнет регулярные передачи из Альберт Холла, в ее студии будет стоять новейшее телеоборудование американской компании EMI-Marconi, созданное на основе патентов Зворыкина. На много лет разрешение английского телевидения будет 405 линий. Бэрд пытался бороться, подал в суд на BBC, который длился 6 месяцев за время которых студия, использовавшая оборудование Бэрда (BBC транслировало и картинку для телевизоров Бэрда и для электронных телевизоров EMI-Marcony) сгорела.

Недостатком оборудования Бэрда было не то, что оно использовало механический принцип получения изображения, а его громоздкость и энергоемкость. С другой стороны, в отличии от EMI-Marconi оборудование Бэрда, на последнем этапе уже была механико-электронным - Бэрд использовал телекамеру Фейнсуорта, которая могла сканировать и передавать кинофильмы. С другой стороны - ЭЛТ Фейнсуорта было малочувствительным к свету, перегревалось, требовало интенсивного охлаждения. Проблему перегрева решить не удалось, хотя сам Фейнсуорт приехал в Лондон. Все в итоге кончилось пожаром, уничтожившим студию Бэрда. BBC перестала вести трансляции для механических телевизоров Бэрда в феврале 1937 года.

Джон Логи Бэрд со своим первым телевизором

Неудачи совершенно не сломили Бэрда и он взялся таки за электронное телевидение. Уже в 1939 году он продемонстрировал свою первую систему электронного цветного телевидения, в которой цвет получался с помощью вращающихся цветных фильтров, в 1941 первая демонстрация объемного телевещания. 16 августа 1944 года Бэрд демонстрирует первый полностью цветную электронную телесистему с разрешением в 600 линий (электронное цветное телевещание было запатентовано в США еще в 1940 году, но не было реализовано. В то же время над созданием электронной цветной телесистемы бился в Германии Фон Арденне, но распоряжение Гитлера летом 1940 прекратить все гражданские исследовательские программы поставило крест на его работах).

В то же время в Великобритании действовал совет, решавший, какое будет в стране телевидение после войны. Бэрд предлагает стандарт цветного телевидения с разрешением 1000 линий (фактически, нынешнее HDTV), правительство принимает его рекомендации, но послевоенная разруха препятствует таким масштабным реформам и до 1964 года единственным стандартом английского телевещания будет оставаться довоенный, с разрешением в 405 линий. В 1964 будет введен PAL (625 линий), а цветное телевещание начнется только в 1967 году. Стандарт же в 405 линий будет использоваться до 1985 года.

Сегодня, 26 января 2016 года, исполняется 90 лет со дня первой телевизионной передачи. История современного телевидения - это история технических экспериментов. Сам термин «телевидение» появился в 1900 году, прозвучав на Всемирном конгрессе электротехники. Развитие идей электрической передачи изображений с самого начала было интернациональным. К началу ХХ века было выдвинуто не менее двадцати пяти проектов (из них пять - в России) под названиями «телефотограф», «электрический телескоп», «телефот» и тому подобные. 25 июля 1907 года профессор Петербургского технологического института Борис Львович Розинг запатентовал способ «электрической телескопии», то есть передачи изображений на расстояние с помощью электронно-лучевой трубки. Опыты Розинга были продолжением технологии разложения телевизионного изображения на ряд элементов, которые потом передавались по каналам связи, а принимающая система их вновь воссоздавала. Это стало фундаментом для электронного телевидения, так называемой «разверткой». Несмотря на то, что телевидение — это результат работы многих изобретателей, Бэрд является одним из пионеров. Он останется известным как первый человек, который передал чёрно-белое (градации серого) изображение объекта на расстояние. Этой темой занимались многие инженеры, но шотландец Джон Лоджи Бэрд первым добился результата. 26 января 1926 года он передал движущееся изображение в своей радиотехнической фирме-лаборатории в Лондоне, которое и продемонстрировал членам Королевского института Великобритании и репортёрам газеты The Times.


Передача движущегося изображения была осуществлена с помощью изобретенного Бэрдом прибора, работающего по принципу оптико-механической развертки с использованием диска Нипкова и позволяющего принимать зрителям изображение с разверткой в 30 строк и частотой кадров — 12,5 в секунду. Из-за низкой разрешающей способности такое телевидение получило название малострочного. Разумеется, это не была современная «телевизионная картинка», на ней присутствовали лишь силуэты, к тому же не изобретение Бэрда не позволяло передавать звук но начало было положено.


Что касается камеры, которой осуществлялась съёмка, то Бэрд собрал её сам из подручных средств - шляпных картонок, жестянок из-под конфет и кусков дерева. И всё же, система работала! Правда, из-за того, что внутри камеры находился вращающийся диск Нипкова, она должна была закрепляться неподвижно, дабы не произошло нарушения развёртки при сотрясении. Чтобы изменить угол съёмки (если таковое было необходимо), использовалось поворотное зеркало, установленное перед объективом. Технология получила распространение в газетной полиграфии для передачи фотографий без полутонов. Сканирование фотоснимка занимало всего несколько минут и позволяло получать контрастный черно-белый снимок приемлемого для газеты качества.

Что касается диска Нипкова, лежащего в основе всего механического телевидения, то это изобретение, представляющее собой диск в котором по спирали вырезаны прямоугольные отверстия для разделения изображения на отдельные элементы, предложил студент Берлинского университета Пауль Нипков. Ходят легенды, что в рождественские каникулы 1883 года, когда эта идея пришла ему в голову, он в качестве экспериментального устройства использовал крышку журнального столика, в котором высверлил множество отверстий, располагавшихся последовательно и на равных расстояниях от края к центру этого круга. Такая конструкция позволяла последовательно разложить изображение на элементы и передать от объектива к фотоэлементам. Если на приемники установить аналогичное устройство, то изображением можно было восстановить. Следует заметить, что еще в 1840 году изображения могли передаваться по телеграфу, а Нипков лишь значительно упростил процесс кодирования и декодирования изображения. В 1885 году Нипков, потратив все свои сбережения, получил патент на изобретение электрического телескопа для воспроизведения светящихся объектов, однако разработать это устройство немецкий изобретатель так и не смог. Через 15 лет патент был отозван, а сам Нипков получил должность конструктора в институте Берлина и больше не интересовался темой передачи изображений.


Устройство на основе диска Нипкова работало по следующему принципу: объектив фокусирует изображение на кадровом окне, мимо которого пробегает край диска. Отверстия диска сканируют по мере своего движения весь кадр и прочеркивают его горизонтальными строчками. Затем процесс повторяется. За диском стоит линза, которая фокусирует прошедший через отверстия свет на фотоэлементе. Колебания яркости фотоэлемент преобразует в последовательность электрических импульсов, которые по радио передаются к приемникам. На приемной станции также устанавливался аналогичный диск Нипкова между источником света и зрителем.


Первые опыты передачи изображений на расстояние проводились уже в XIX веке. Исходя из принципа «факсимильной телеграммы», выдвинутого шотландцем А. Бейном в 1842 году, работавший в России итальянец Д. Козелли изобрел (в 1862 году) «химический телеграф», при помощи которого можно было передавать по проводам изображение — рисунок или текст. Телеграф этот был испытан на линии связи Петербург — Москва, но не получил признания. Чтобы передать изображение по «пантотелеграфу Козелли», рисунок или текст нужно было вытравить на медной пластинке, затем в принимающем пункте аналогичную пластинку подвергнуть столь же длительной химической обработке. Короче говоря, изобретение Козелли оказалось практически бессмысленным, ибо между Москвой и Петербургом уже функционировала железная дорога и поезд мог доставить изображение почти за то же время, которое для этого требовалось при использовании «химического телеграфа».

В 1880 году русский ученый Порфирий Иванович Бахметьев (широко известный как физик и биолог) предложил теоретически вполне возможную телевизионную систему, названную им «телефотографом». Заслуга Бахметьева перед наукой состоит в том, что он хотя и не построил аппарат, но выдвинул первый из основополагающих принципов телевидения — разложение изображения на отдельные элементы для последовательной их передачи на расстояние. (Независимо от Бахметьева идею о разложении изображения на элементы высказал португалец Адриану ди Пайва.)


Открытие в 1873 г. У.Смитом и Дж. Мейем (Англия) светочувствительности селена (внутренний фотоэффект) и создание А.Г. Столетовым (Россия) в 1888 г. фотоэлемента с внешним фотоэффектом послужило толчком к созданию первых систем «видения на расстоянии». Первым, кому удалось с помощью селена передать изображение по телеграфу, стал английский изобретатель Шелфорд Бидуэлл. В 1881 году Шелфорд Бидуэлл продемонстрировал систему передачи неподвижных фотографий, которая использовала механическое разложение на элементы. О своем изобретении он поведал 10 февраля 1881 г. на страницах журнала «Nature». Эта технология, получившая название «фототелеграф», быстро нашла применение в новостной фотожурналистике, но была неприменима для передачи движущегося изображения из-за инерционности селеновых фотоэлементов. Сканирование одного фотоснимка с качеством, приемлемым для газетной полиграфии, занимало несколько минут. Лишь в 1909 году совершенствование фотоэлектрических преобразователей позволило добиться мгновенного сканирования изображений, не содержащих полутонов. В 1923 году американец Чарльз Дженкинс (англ. Charles Francis Jenkins) передал первое движущееся силуэтное изображение, а 13 июня 1925 года состоялась телетрансляция полутонового изображения с борта судна в Атлантическом океане.

На рубеже XIX и XX веков русский изобретатель А. А. Полумордвинов работал над своим «телефотом», ключевым элементом которого был т. н. «светораспределитель». Это была первая в мире система цветного телевидения с диском Нипкова, ставшая прообразом современных систем на теории трёхкомпонентного цветового зрения. Она была предложена лаборантом Казанского университета Полумордвиновым 5 августа 1900 года. В том же месяце изобретение получило высокую оценку на Первом электротехническом съезде в Петербурге, но практической реализации «телефот» не получил. За два года до этого польский изобретатель Ян Щепаник получил английский патент №5031 на «телектроскоп», предназначенный для передачи на расстояние цветного движущегося изображения.

Однако, практического воплощения это изобретение не получило, и первая действующая система механического телевидения была запатентована только в 1925 году Джоном Бэрдом. Уже в феврале 1924 года он продемонстрировал механическую телевизионную систему, способную передавать и отображать движущиеся изображения. Система воспроизводила всего лишь силуэты снимаемых объектов, например изгибание пальцев. Уже 25 марта 1925 года в магазине «Селфриджез» (Лондон) состоялась премьера трёхнедельной демонстрации телевидения. Проводя первые опыты телесъёмки, Бэрд решил не рисковать и в качестве "звезды экрана" использует куклу чревовещателя по имени Стуки Билл (Stookie Bill). Дело в том, что из-за малой чувствительности фотоэлемента нужно было яркое освещение объекта съёмки, приходилось использовать лампы большой мощности. А значит, перед камерой было весьма жарко. Бэрд логично рассудил, что с куклой ничего плохого не произойдёт, она сможет долго позировать оператору, а если даже и расплавится - нестрашно. Опыт завершился успехом!

2 октября 1925 в своей лаборатории Джон Бэрд достиг успеха в передаче чёрно-белого (в градациях серого) изображения куклы чревовещателя. Изображение сканировалось в 30 линий по вертикали, передавалось 5 изображений в секунду. Бэрд спустился вниз и привёл курьера, 20-летнего Вильяма Эдварда Тэйнтона, чтобы посмотреть, как будет выглядеть человеческое лицо на передаваемом изображении. Эдвард Тэйнтон — первый человек, изображение которого было передано при помощи телевизионной системы. В поиске возможности сообщить общественности о своём изобретении, Бэрд посетил редакцию газеты Daily Express. Редактор газеты был шокирован предлагаемой новостью. Позднее, один из работников редакции вспоминал его слова: "Ради Бога, спуститесь вниз в приёмную и избавьтесь от безумца, ожидающего там. Он говорит, что изобрёл машину, чтобы видеть через радио! Будьте аккуратнее — он может быть вооружён "...

Первая известная фотография изображения,
воспроизведённого устройством Бэрда,
примерно 1926 год.
В некоторых ранних механических системах строки располагались не горизонтально, как в современном телевидении, а вертикально. В качестве примера можно привести британскую 30-строчную систему Бэрда, разработанную им в 1927. Эта система создавала вертикальное прямоугольное изображение (книжная ориентация), вместо горизонтального (альбомная ориентация), распространённого в наши дни. Направление линий зависит от расположения маски кадра относительно диска Нипкова: при расположении слева или справа линии развёртки вертикальные, сверху или снизу — горизонтальные. Из-за низкого разрешения изображений в системе Бэрда, достаточной только для более-менее чёткого изображения одного человека, вертикальная (портретная) ориентация становилась предпочтительней, нежели горизонтальная. Однако, в конце концов победил горизонтальный кадр, совпадающий с кинематографическим.


Свой первый в мире цветной передатчик Бэрд продемонстрировал 3 июля 1928 года, используя по 3 диска Нипкова в камере и телевизоре: в камере перед каждым диском стоял фильтр, пропускающий только один из трёх основных цветов, а в телевизоре за каждым диском была установлена соответствующего цвета лампа. В том же году Бэрд продемонстрировал своё стереоскопическое телевидение, а основанная им компания "Baird Television Development Company Ltd" организует первую трансатлантическую телепередачу между Лондоном и американским Хартсдейлом.

Помимо диска Нипкова существует ряд других технологий. Вместо диска может использоваться вращающийся барабан либо с отверстиями, либо с набором зеркал установленных на нём: например, так называемая конструкция с «зеркальным винтом». На вертикальной оси расположена стопка металлических полированных пластин, повернутых друг относительно друга на небольшой угол. Количество пластин соответствует количеству строк развёртки. При освещении щелевой неоновой лампой, её отражение на зеркальной поверхности перемещается за счёт вращения винта и в результате получается изображение, сопоставимое с размерами всей конструкции. В этом отношении зеркальный винт превосходит диск Нипкова, многократно более громоздкий, чем размер создаваемого кадра. Однако, винт применим только в приёмных устройствах.

Ещё один известный метод «бегущего луча» был попыткой использования аналогичной технологии телекинопроекции, разработанной Манфредом фон Арденне (его ещё называли «немецким Эдисоном») в 1931 году. Объект съёмки находился в затемнённой студии и сканировался узким пучком света, проходящего через отверстия диска Нипкова, 16 раз в секунду. Отражённый от объекта свет попадал не на один фотоэлемент, а на целый блок таких элементов, позволяя суммировать сигнал для повышения светочувствительности системы. Метод «бегущего луча» использовался телекомпанией BBC до 1935 года и в Германии до 1938 года. К недостаткам этого метода стоит отнести условие съёмки — объект должен находиться в темноте, то есть метод не годится для внестудийного вещания. Несмотря на это, такие теледатчики широко использовались для вещания из студии в 30-х годах. При этом диктор усаживался в тёмной кабине и читал новости, а его изображение сканировалось бегущим лучом. Способ «бегущего луча» и сейчас применяется в современной аппаратуре, но только для передачи кинофильмов, слайдов, открыток и т.д. Арденне в 1945—1955 годах занимался научной работой в Подмосковье и был даже удостоен двух Сталинских премий. К сожалению, сфера его научных интересов в то время (да и потом, когда он вернулся в Дрезден) была далека от телевидения.

В том же 1927 году американская фирма «Белл телефон» построила малострочную электромеханическую систему (50 строк, 17 кадров в секунду) и провела с ее помощью первую опытную передачу из Нью-Йорка в Вашингтон. Сам Нипков впервые увидел практическое воплощение своего изобретения лишь в 1928 году на радиотехнической выставке в Берлине. Заглянув в крошечное окошечко механического телевизора, 68-ми летний изобретатель, с усмешкой сказал: «Наконец я могу быть спокойным. Я видел мерцающую поверхность, на которой что-то двигалось, хотя нельзя было различить, что именно ». 12 июня 1928 года в Чикаго в эфир выходит первая вещательная станция WCFL, использующая стандарт механического телевидения, осуществившая трансантлантическую передачу. Её создателем был Улисс Санабриа (англ. Ulises Armand Sanabria), который впервые использовал для передачи изображения и звука один диапазон радиоволн, начав 19 мая 1929 года трансляцию звукового сопровождения радиостанцией WIBO, а видеосигнала — станцией WCFL. В 1929 году на международной радиовыставке в Берлине немецкий изобретатель Г. Краувинкель продемонстрировал устройство дальновидения, которое, как и первые две системы, работало на принципе механической развертки изображения (30 строк, 12,5 кадра в секунду). Правда, все эти устройства были рассчитаны только для индивидуального пользования, так как размеры экранов в этих системах были меньше спичечного коробка. В начале 1930 года уже упоминавшаяся английская лаборатория Дж. Бэрда смогла организовать впервые в мире звуковые передачи с помощью малострочных электромеханических систем дальновидения. Рядом с лондонской телестудией, расположенной в Бруклин-парке, находились две радиостанции: по каналам одной передавалось только изображение, по другой — человеческая речь. В 1931 ведется прямая трансляция с Эпстомских скачек. Компания Бэрда вела телевизионное вещание два раза в неделю по три часа, позже была введена и дневная передача. Передачи этой студии представляли собой простейшие звуковые фильмы и прямые выступления политических деятелей, ученых, актеров. Качество изображения, по нынешним временам, было неважным, но все-таки разглядеть что-то можно было. Там, где зритель не мог разобрать картинку, ему на помощь приходил звук. Казалось, что до массового распространения телевидения осталось совсем немного — через несколько лет телеприемники станут такими же обычными и радиоприемники, тем более, что в то время их объединяли в одно устройство. Историки, впоследствии, назовут этот период «лжебумом», но механические телевизионные системы начинали работать в странах одна за другой.

Первые серийные телевизионные приемники «Вижэнет» с 45-строчной механической развёрткой начали выпускаться компанией Western Television в 1929 году по цене чуть меньше $100. К производству телевизионной передающей и приемной аппаратуры, организации телевещания подключаются крупные фирмы: «Белл», «Радиокорпорация Америки» (RCA), «Вестингауз» — в США, «Телефункен» и «Фернзее» — в Германии, «Маркони» и «Граммофонная компания» — в Англии. К концу 1920-х годов более высокий уровень промышленного производства в Европе и США позволил перейти от отдельных опытных передач изображения на расстояние к организации регулярного телевизионного вещания с помощью малострочных электромеханических устройств.

В том же 1930-м году начинает регулярное вещание немецкое малострочное дальновидение. В распоряжении его специалистов имелась телевизионная студия под Берлином (Кенигвустергаузен) и радиостанция в самом городе (Бицлебен). Передачи из Берлина также велись два раза в неделю по часу. Демонстрировались лишь немые документальные и художественные фильмы, специально снятые для телевидения или смонтированные из фильмотечных материалов кинематографа. В Германии именно Нипкова считают создателем телевидения. В 1935 году первая общественная телестанция была названа в его честь — Fernsehsender Paul Nipkow. Чуть позже подобные малострочные электромеханические телестудии начинают работать в ряде крупнейших городов США, в Италии (Ватикан), во Франции (Тулуза).

Некоторые из систем были в состоянии воспроизводить изображения размером до полуметра с качеством, сравнимым с электронно-лучевой трубкой, вытеснившей впоследствии механическое телевидение. Возможности электронного («катодного») телевидения в то время были ограничены маленькими экранами с весьма низкой яркостью малоконтрастного изображения. После 1935 года благодаря некоторым техническим достижениям появились механические системы, рассчитанные на 180 и более строк. Однако, качество изображения электронного телевидения для механического осталось недостижимым. Лучшей системой механического телевидения можно по праву назвать британскую «Скофони», которая воспроизводила 405 линий на экране размером до 2,8×3,7 метров (9×12 футов). Было собрано несколько аппаратов этой системы, в том числе для домашнего использования с экраном 24×22 дюйма (56×61 см). В системе Scophony для создания изображения использовалось несколько барабанов, вращающихся с большой скоростью. Массовый выпуск телевизоров этого типа не состоялся из-за приближения мировой войны. Также известна американская система с 441 линией развёртки, использовавшая несколько барабанов, один из которых вращался со скоростью 39 690 об/мин, а другой — несколько сотен оборотов в минуту.


Л.С. Термен
В СССР же первая экспериментальная передача состоялась 1 мая 1931 года на волне 56,6 метров без звукового сопровождения, хотя еще в 1926 году Лев Сергеевич Термен (виолончелист по основному образованию) создал систему с разверткой в 32/64 строки (через несколько лет планировалось создать даже систему с разверткой в 100 строк!). В СССР использовался немецкий стандарт механического телевидения с разложением на 30 строк и частотой кадров 12,5 к/сек. Соотношение сторон кадра было принято близким к «классическому» — 4:3 с разрешением примерно 30×40 элементов. Регулярное механическое вещание из телецентра началось 15 ноября 1934 года с передачи 25-минутного эстрадного концерта. Изображение передавалось на волнах 379 метров, а звук транслировался радиостанцией ВЦСПС на длине волны 720 метров с полуночи до часа ночи 12 раз в месяц. При помощи системы велись регулярные передачи кинофильмов и трансляции из студии первого московского телецентра на Никольской улице. Так уже в 1932 году при разработке второго пятилетнего плана телевидению было уделено большое внимание.

С 1933 до 1936 года отечественной промышленностью было выпущено более 3000 телеприставок марки «Б-2». Механические телевизоры тех лет представляли собой приставку к обычному радиоприёмнику. Для приёма звукового сопровождения, при его наличии, требовался ещё один радиоприёмник. С 1937 года звуковое сопровождение дублировалось по московской городской радиотрансляционной сети, как обычная радиопрограмма. Одним из немногих достоинств механического телевидения (вытекающим из его главного недостатка — низкого разрешения) была относительно узкая полоса частот видеосигнала, что позволяло использовать для его передачи диапазон средних радиоволн. Это, в свою очередь, давало возможность принимать телепередачи на больших расстояниях (сотни и тысячи километров), как и обычное радиовещание.

В начале 1930-х годов среди советских радиолюбителей получило распространение конструирование самодельных телеприставок для приёма телетрансляций, в том числе зарубежных. Простейшее устройство для сканирования изображения (самодельный механический телевизор) собиралось из двигателя, вращающего диск Нипкова, небольшого контейнера с одним фотоэлектрическим элементом и обычным объективом для проецирования изображения. В то же время, их иностранные коллеги имели возможность создания любительских телестанций. После московского телецентра передачи механического телевидения начались из Одессы и Ленинграда. 10 сентября 1933 г. начались передачи механического телевидения в Новосибирске.

Вскоре механическое телевидение стало доступно всем. Но существовал один недостаток – очень низкое качество изображения. Другого на столь маленьком экране и быть не могло. Например, чтобы увеличить экран до размера средней фотографии (9x12 см), диск в телекамере должен был быть более двух метров в диаметре. Это все было не очень удобно и выгодно. А в кругах скептиков термин «телевидение» превратился в «елевидение». В декабре 1933 года передачи механического ТВ прекратились, а более перспективным было признано электронное телевидение. Однако вскоре выяснилось, что промышленность еще не освоила новую электронную аппаратуру, поэтому в феврале 1934 года механическое ТВ вернулось в эфир.

Технология совершенствуется, почти сразу телевидение становится звуковым. В дни коммерческой эксплуатации механического телевидения были разработаны системы для записи изображений (но не звука) с использованием модифицированного аппарата для записи граммофонных пластинок. Система, известная как «Фоновидение», также являющаяся изобретением Бэрда, не получила высокого распространения из-за высокой сложности, низкой надёжности и весьма внушительной цены. Но, тем не менее, благодаря этому аппарату до нас дошли записи широковещательных передач, которые могли бы быть утеряны. В наши дни шотландский инженер Дональд Маклин создал оборудование для проигрывания этих пластинок и проводит лекции и демонстрации записей, сделанных в 1925—1933 годах. В коллекции дисков Маклина есть серия тестовых записей, сделанных лично пионером телевидения Джоном Бэрдом. Один диск, датированный 28 марта 1928 года с пометкой «Мисс Паунсфорд» представляет собой запись длиной в несколько минут изображения женского лица, ведущего оживлённую беседу с кем-то за кадром. В 1993 году личность женщины была установлена — это Мэйбл Паунсфорд, и её короткое появление на диске считается самой первой видеозаписью с участием человека.

Увеличивается количество отверстий в дисках Нипкова - сначала до 60, а впоследствии и до 240. Следовательно, увеличивается и развертка, изображение принимает горизонтальный (альбомный) вид. Бэрд при этом продолжает исследования. В 1930 году он демонстрирует телевизионную систему с экраном 60 на 150 сантиметров, а к 1939 году изготавливает систему, которая выводила изображение на поистине гигантский экран - 4,6 на 3,7 метра. Инженер всеми силами стремится показать возможности своей разработки. Увы, к этому времени ВВС решает прекратить трансляции с использованием телевизионной системы Бэрда. Если быть точнее, произошло это ещё в 1937 году, когда механическое телевидение было заменено электронным, на базе электронно-лучевой трубки. Почему это произошло? Многим было понятно, что вещание с механической разверткой, по большей части, интересный технический аттракцион. Как бы ни развивалась и ни совершенствовалась система Бэрда, изображение было далеко от совершенства. Небольшой размер экрана, явно заметные полосы на изображении, неизбежные помехи да и шум вращающихся дисков не могли удовлетворить телезрителей, которые, к тому же, привыкли к отличному качеству изображения в кинотеатре и жаждали получить от своих телевизоров картинки сходного качества. Так или иначе, должна была настать эра электронного ТВ.
В апреле 1940 года, с запуском нового телецентра на Шаболовке, основанного уже на электронных принципах, регулярные передачи механического телевидения из Москвы прекратились. В период с 1936 по 1940 годы в большинстве развитых стран начались опытные телевизионные передачи через электронные системы ТВ, которые в итоге отодвинули механическое телевидение в сторону. Механические системы телевидения существовали до начала Второй мировой войны, уступив своё место более технологичным и надежным электронным после её окончания. Бэрд справился с обидой (а несомненно, она у него возникла) и, параллельно с совершенствованием своей механической системы, начал работу над электронным телевидением. В 1939 году он демонстрирует цветное телевидение на базе электронно-лучевой трубки, в в 1944-м представляет первый полностью электронный цветной экран с 600-строчной трёхкратной чересстрочной развёрткой и чуть позже убеждает власти в необходимости использования для цветных телепередач нового стандарта в 1000 строк. Увы, эти планы так и не были реализованы, и до 1964 года действовал стандарт в 405 строк (после - 625-строчный).


Google Doodle посвященный этому событию
Помимо телевидения, он пытался проявить себя и во многих других областях. В свои 20 лет он пытался создавать алмазы путём нагревания графита и в результате устроил короткое замыкание в электросети университета Глазго. Через некоторое время он создал бритвенный станок из стекла, правда он разбился. По примеру автомобильных шин он пытался создать пневматическую обувь, но камеры в опытном образце лопались. Термоноски — ещё одно изобретение Бэрда, которое получилось более успешным, нежели другие.

Что касается, систем механического телевидения, то они не умерли. Им нашли применение в фототелевизионных системах для передачи изображений с Луны и других планет автоматическими межпланетными станциями. 25 декабря 1966 года советская АМС «Луна-13» впервые передала панораму лунной поверхности при помощи механической развёртки. Кадр, состоящий из 1500 вертикальных строк, передавался в течение полутора часов. За счёт невысокой скорости передачи удалось использовать более надёжный диапазон радиоволн и получить изображение неподвижных объектов с высокой чёткостью.

C 1970-х годов некоторые радиолюбители экспериментировали с системами механического телевидения. Оборудование перепроектировалось с учётом новых технологий: старые неоновые лампы заменялись сверхъяркими светодиодами и т. п.


Эффект радуги DLP
В наше время, технологии механического телевидения нашли применение в DLP-проекторах. В них используется матрица маленьких (16 мм²) электростатически заряженных зеркал, которые выборочно отражают свет для создания изображения. Многие дешёвые DLP проекторы используют цветовое колесо для создания цветного изображения. Эта технология применялась также в электронном цветном телевидении до изобретения кинескопов с теневой маской.

Другая сфера применения опто-механических технологий — лазерные принтеры, где небольшое вращающееся зеркало используется для управления модулированным лазерным лучом по одной оси, в то время как движение барабана используется для управления по другим осям. Вариант данной схемы с применением мощных лазеров используется в лазерных проекторах с разрешением до 1024 линий (каждая линия насчитывает более 1500 точек). Такие системы отличаются высоким качеством изображения и используются, например, в планетариях.

Если вы сегодня изучали страничку нашего аудиокалендаря, то могли узнать, что 125 лет назад, 13 августа 1888 года, родился Джон Лоуги Бэрд (John Logie Baird) - человек, создавший первую работоспособную механическую телевизионную систему и осуществивший в 1924 году первую телетрансляцию. Мы предлагаем вам чуть ближе познакомиться с его работами, почитать о них и посмотреть иллюстрации.

Итак, Джон Лоуги Бэрд родился с Шотландии, после школы окончил технический колледж и университет в Глазго. Собирался получить докторскую степень, но помешала Первая мировая война, после окончания которой инженер к мыслям о степени по какой-то причине не возвращался. Впрочем, это не помешало Бэрду стать одним из пионеров телевидения. Именно он впервые передал чёрно-белое изображение объекта на расстояние и впоследствии развивал и совершенствовал свою систему.

Откровенно говоря, Бэрд не являлся изобретателем своего метода. И он сам никогда не скрывал этого. Тем не менее, имя истинного автора системы мало кому известно. А ведь таковым был русский учёный, уроженец Вятской губернии Александр Аполлонович Полумордвинов. Он родился 30 августа 1874 года, окончил гимназию в Казани, куда переехала семья, затем учился на физико-математическом факультете Казанского университета, но через год поступил на первый курс механического отделения Харьковского технологического института. В 1898 году Полумордвинов начинает преподавать в Казанском промышленном училище, одновременно занимаясь исследованиями и изобретениями, а в 1900-м получает от Военного министерства России субсидию в размере 2000 рублей на изготовление изобретенного им аппарата для передачи изображения на расстояние. В том же году Александр Аполлонович демонстрирует изобретение в Париже, а после возвращения продолжает образование - он поступает в Петербургский электротехнический институт. И, конечно же, не бросает исследовательскую деятельность. Интересно, что Полумордвинов работал над передачей не только чёрно-белого, но и цветного изображения - в этой области он был первым в мире!

Увы, отечественные фирмы того времени не брались за изготовление изобретённой Полумордвиновым системы для передачи изображения, которую сам инженер именовал "телефотом", а недостаток финансирования помешал инженеру закончить работу над ней. Окончательно работоспособный образец так и не был собран, и Александр Аполлонович не смог стать первопроходцем телевидения. Иными словами, Полумордвинов был преждевременным гением, ярко блеснувшим, но оказавшимся ненужным стране.

И вот тут на сцене появляется наш герой из Британии, Джон Лоуги Бэрд. К сожалению, мы не нашли информацию о том, где встретились два гения - русский и шотландец. Известно только, что ещё до революции Бэрд выкупает патент на изобретение Полумордвинова. К чести Бэрда стоит отметить, что он всячески подчёркивал приоритет Полумордвинова, а в конце 20-х годов даже пытался разыскать Александра Аполлоновича. Советские власти то ли не смогли, то ли не захотели поспособствовать британцу, и Полумордвинов, всеми забытый, умер 2 декабря 1941 года.

А теперь пора перенестись в Англию, в февраль 1924 года. Здесь Бэрд уже собрал свою систему (конструктивно она была основана на разработках Полумордвинова) и проводит первые демонстрации её работы. Как же функционировала система? Попробуем описать вкратце: это было чисто механическое телевидение. В основе лежит диск Нипкова, имеющий ряд отверстий, расположенных по спирали. Диск используется для механического сканирования изображения, и каждое из отверстий образует одну линию развёртки. Позади диска размещена передающая камера, в которой установлен фотоэлемент, регистрирующий попадание на него света. Сигнал яркости при помощи радио передаётся на приёмник, в котором находится точно такой же диск Нипкова, который вращается с той же скоростью, а вместо фотоэлектрического элемента используется источник модулированного света, обычно неоновая лампа, обладающая малой инерционностью.

В диске, который использовал в своих первых опытах Бэрд, было всего 30 отверстий, а это значит, что развёртка изображения была 30-строчной. Качество картинки, конечно же, оставляло желать лучшего: поначалу можно было рассмотреть лишь контуры предметов. И, несомненно, пока никакой речи не шло об одновременной передаче звукового сигнала.

Что касается камеры, которой осуществлялась съёмка, то Бэрд собрал её сам из подручных средств - шляпных картонок, жестянок из-под конфет и кусков дерева. И всё же, система работала!

Правда, из-за того, что внутри камеры находился вращающийся диск Нипкова, она должна была закрепляться неподвижно, дабы не произошло нарушения развёртки при сотрясении. Чтобы изменить угол съёмки (если таковое было необходимо), использовалось поворотное зеркало, установленное перед объективом.

Из-за особенностей системы, изображение получалось вертикальным (современные любители снимать вертикальное видео на телефон могут смело называть себя последователями Бэрда) да ещё и сильно искажённым по краям. Впрочем, и по середине было не лучше: возникала постоянная рябь, помехи и деформация картинки. Но это всё-таки был прорыв! Поначалу сигнал передавался с частотой 5 изображений (то есть кадров) в секунду.

Проводя первые опыты телесъёмки, Бэрд решил не рисковать и в качестве "звезды экрана" использует куклу чревовещателя по имени Стуки Билл (Stookie Bill). Дело в том, что из-за малой чувствительности фотоэлемента нужно было яркое освещение объекта съёмки, приходилось использовать лампы большой мощности. А значит, перед камерой было весьма жарко. Бэрд логично рассудил, что с куклой ничего плохого не произойдёт, она сможет долго позировать оператору, а если даже и расплавится - нестрашно. Опыт завершился успехом!

Вот два изображения. На первом - "телезвезда" Стуки Билл, а на втором - раскадровка его съёмки (правда, многие исследователи считают, что это другая кукла; Бэрд часто использовал марионеток в своих опытах, а потом уже переходил на людей).

Затем Бэрд пробует снимать передавать изображение человеческого лица. Напомним, что размеры и книжная ориентация изображения не позволяли вместить в кадр ничего, кроме лица. И здесь он одерживает победу! Чуть ниже ещё два интересных изображения. На первом - фотография из одной из газет. Считается, что это первая фотография изображения, воспроизведённого устройством Бэрда. Она датируется 1926 годом. На второй картинке раскадровка съёмки некоей "мисс Паунсфорд" (Miss Pounsford; её полное имя - Мейбл Паунсфорд). Здесь можно разглядеть лицо непринуждённо болтающей с кем-то за кадром дамы.

Стоп, стоп, стоп, воскликните вы! Здесь мы видим уже вторую раскадровку съёмки Бэрда. Откуда они взялись?! 15 октября 1926 года Бэрд запатентовал ещё одну свою разработку, которую назвал "фоновизором". Это был прадедушка видеомагнитофона! Теперь Бэрд мог не только передавать движущееся изображение на расстояние, но и записывать его.

Конструкция фоновизора была довольно простой: по сути, это был граммофон, который мог проигрывать специальным образом нарезанные пластинки. Жаль, что в массовое производство фоновизор не поступил.

Современные исследователи смогли повторить конструкцию фоновизора, и мы имеем возможность своими глазами увидеть съёмки диска, записанные на сохранившихся пластинках.

В то же время Бэрд пытается "вывести в свет" свою систему телевидения. Рассказывают, что однажды он пришёл в редакцию газеты "Daily Express". В результате редактор издания сказал одному из работников вот что: "Ради Бога, спуститесь вниз в приёмную и избавьтесь от безумца, ожидающего там. Он говорит, что изобрёл машину, чтобы видеть через радио! Будьте аккуратнее - он может быть вооружён".

26 января 1926 года в своей лондонской лаборатории Бэрд демонстрирует передачу изображения для членов Королевской ассоциации и репортёров газеты "The Times". Это была первая массовая демонстрация настоящей телевизионной системы. Скорость сканирования к этому моменту была увеличена с пяти до 12,5 кадров в секунду.

В 1927 году Бэрд осуществляет передачу телевизионного сигнала на расстояние 705 километров - от Лондона до Глазго.

Бэрд продолжает работу. 3 июля 1928 года он презентует первый в мире передатчик цветного изображения (снова вспомним разработки Полумордвинова). В системе использованы по 3 диска Нипкова в камере и телевизоре. В камере перед каждым из дисков стоял фильтр, пропускающий только один из трёх основных цветов, а в телевизоре за каждым диском была лампа соответствующего цвета. Справа от этого абзаца вы видите голову куклы Юстаса (Eustace), которую Бэрд по своей традиции использовал в экспериментах, связанных с передачей цветного изображения.

Дальше - больше. В том же 1928 году Бэрд демонстрирует своё стереоскопическое телевидение, а основанная им компания "Baird Television Development Company Ltd" организует первую трансатлантическую телепередачу между Лондоном и американским Хартсдейлом.

Кроме того, компания Бэрда создаёт первую телевизионную программу для BBC, и с 1929 по 1935 годы BBC осуществляет трансляцию с использованием 30-полосной системы Бэрда.

Раз есть настоящее телевидение, должны быть и телевизоры. Собственно, "телевизор" - тоже изобретение Бэрда. Поначалу это были громоздкие ящики с крохотными вертикальными экранами размером 6 на 2 сантиметра. Внутри размещался всё тот же диск Нипкова (в более поздних моделях - барабаны с отверстиями).

Технология совершенствуется, почти сразу телевидение становится звуковым. Увеличивается количество отверстий в дисках Нипкова - сначала до 60, а впоследствии и до 240. Следовательно, увеличивается и развертка, изображение принимает горизонтальный (альбомный) вид.

Бэрд при этом продолжает исследования. В 1930 году он демонстрирует телевизионную систему с экраном 60 на 150 сантиметров, а к 1939 году изготавливает систему, которая выводила изображение на поистине гигантский экран - 4,6 на 3,7 метра. Инженер всеми силами стремится показать возможности своей разработки.

Увы, к этому времени ВВС решает прекратить трансляции с использованием телевизионной системы Бэрда. Если быть точнее, произошло это ещё в 1937 году, когда механическое телевидение было заменено электронным, на базе электронно-лучевой трубки. Почему это произошло? Ну, как бы ни развивалась и ни совершенствовалась система Бэрда, изображение было далеко от совершенства. Небольшой размер экрана, явно заметные полосы на изображении, неизбежные помехи да и шум вращающихся дисков не могли удовлетворить телезрителей, которые, к тому же, привыкли к отличному качеству изображения в кинотеатре и жаждали получить от своих телевизоров картинки сходного качества. Всё это им и гарантировало электронное телевидение.

Бэрд справился с обидой (а несомненно, она у него возникла) и, параллельно с совершенствованием своей механической системы, начал работу над электронным телевидением. В 1939 году он демонстрирует цветное телевидение на базе электронно-лучевой трубки, в в 1944-м представляет первый полностью электронный цветной экран с 600-строчной трёхкратной чересстрочной развёрткой и чуть позже убеждает власти в необходимости использования для цветных телепередач нового стандарта в 1000 строк. Увы, эти планы так и не были реализованы, и до 1964 года действовал стандарт в 405 строк (после - 625-строчный).

Иначе говоря, будучи смещённым с "телетрона" после замены механического телевидения на электронное, Бэрд не прекратил работу и оставил весьма заметный след в становлении новой системы.

Умер Джон Лоуги Бэрд 14 июня 1946 года в возрасте 57 лет, ни на день не прекращая свою работу.

Напоследок позвольте показать вам ещё несколько изображений.

Вот, например, схематическое изображение раннего варианта телесистемы Бэрда:

А это - более поздняя и сложная схема. Здесь показана передача не только изображения, но и звука.

И, наконец, архивное видео 1937 года. Знакомьтесь: сам Джон Лоуги Бэрд и его система!

John Logie Baird invented “Television”

John Logie Baird was a Scottish inventor and one of the pioneers of the invention of television. Baird was born in 1888 in Helensburgh, Scotland, and was the youngest child of the Reverend John Baird and Jessie Morrison Inglis. He showed signs of resourcefulness even as a child, when he developed a small scale telephone exchange connecting his house with the neighboring ones. He studied at the Technical College in Glasgow but could not finish his degree due to the outbreak of World War I. Due to his persistent ill health, he was not deemed fit for military service, so he worked as the superintendent engineer at the Clyde Valley Electrical Power Company.

Baird briefly dabbled in other business, and moved abroad for a short period of time before returning to London in 1920. It was then that he started to experiment with television. He was living in near poverty and had to borrow money from friends and family, while living in an attic. Yet, his obsession was such that he kept at it and was always sure that he would eventually succeed. Many inventors were keen on doing the same, including one named Arthur Korn, who had successfully transmitted still images up to that point. Baird did not have very sophisticated equipment at his disposal; in fact his “equipment” included an assortment of odds and ends such as a discarded hatbox, a pair of scissors, darning needles, bicycle lights and sealing wax.

By 1925, Baird had developed his first working model and gave a public demonstration at Selfridges in Oxford Street, London. He repeated this demonstration, in slightly better quality, for the Royal Institution in 1926. He also demonstrated the world’s first color transmission on July 3, 1928. In 1927, Baird transmitted his first long distance television signal over a distance of 438 miles of telephone lines between London and Glasgow. Baird was not the first to claim this feat, as the same had already been demonstrated a month earlier by AT&T Bell Labs between New York and Washington, DC.

Baird set up the “Baird Television Development Company Ltd” which made the first transatlantic transmission from London to New York in 1928. This company also broadcasted the first television program for the British Broadcasting Corporation (BBC) and continued to do so between 1929 to 1932. Baird helped to establish the first television company of France and also worked to synchronize the transmission of sound and vision so they would appear at the same time. In the 1930s, Baird’s mechanical television was replaced by electronic television technology developed by the Italian inventor . Baird made several important contributions to this area of technology as well, including developing and patenting a system of three-dimensional television, and a proposed “Telechrome electronic colour system” which would have been today’s equivalent of Hi-Definition or HDTV. Baird also made contributions in other fields of science, including fibre-optics, radio direction finding, and infrared night viewing.

Baird got married at the age of 43 to a South African pianist named Margaret Albu, with whom he had two children. He died in Helensburgh in June 1946 and is buried at the cemetery there. He was awarded an Honorary Fellowship to the Royal Society of Edinburgh for his contributions to the development and advancement of television.