Главная · Штукатурка · Марина ивановна цветаева направление в литературе. Творчество цветаевой. Но знаю, что только в плену колыбели

Марина ивановна цветаева направление в литературе. Творчество цветаевой. Но знаю, что только в плену колыбели

Родилась Марина Цветаева в Москве 26 сентября (8 октября) 1892 года. Ее отец был профессором университета, мать – пианисткой. Стоит кратко заметить, что биография Цветаевой пополнилась первыми стихами еще в возрасте шести лет.

Первое образование получила в Москве в частной женской гимназии, затем обучалась в пансионах Швейцарии, Германии, Франции.

После смерти матери, Марина и ее брат и две сестры воспитывались отцом, который старался дать детям хорошее образование.

Начало творческого пути

Первый сборник стихотворений Цветаевой был опубликован в 1910 году («Вечерний альбом»). Уже тогда на творчество Цветаевой обратили внимание знаменитые - Валерий Брюсов , Максимилиан Волошин и Николай Гумилёв . Их творчество и произведениями Николая Некрасова значительно повлияли на раннее творчество поэтессы.

В 1912 году она выпустила второй сборник стихов – «Волшебный фонарь». В эти два сборника Цветаевой вошли также стихотворения для детей: «Так», «В классе», «В субботу». В 1913 году выходит третий сборник поэтессы под названием «Из двух книг».

Во время Гражданской войны (1917-1922) для Цветаевой стихи являются средством выразить сочувствие. Кроме поэзии она занимается написанием пьес.

Личная жизнь

В 1912 году выходит замуж за Сергея Эфрона, у них появляется дочь Ариадна.

В 1914 году Цветаева знакомится с поэтессой Софией Парнок. Их роман длился до 1916 года. Ей Цветаева посвятила цикл своих стихотворений под названием «Подруга». Затем Марина вернулась к мужу.

Вторая дочь Марины, Ирина, умерла в возрасте трех лет. В 1925 году родился сын Георгий.

Жизнь в эмиграции

В 1922 году Цветаева переезжает в Берлин, затем в Чехию и в Париж. Творчество Цветаевой тех лет включает произведения «Поэма горы», «Поэма конца», «Поэма воздуха». Стихи Цветаевой 1922-1925 годов были опубликованы в сборнике «После России» (1928). Однако стихотворения не принесли ей популярности за границей. Именно в период эмиграции в биографии Марины Цветаевой большое признание получила прозы.

Цветаева пишет серию произведений, посвященную известным и значимым для неё людям:

  • в 1930 году написан поэтический цикл «Маяковскому», в честь известного Владимира Маяковского , чьё самоубийство потрясло поэтессу;
  • в 1933 – «Живое о живом», воспоминания о Максимилиане Волошине
  • в 1934 – «Пленный дух» в память об Андрее Белом
  • в 1936 – «Нездешний вечер» о Михаиле Кузмине
  • в 1937 – «Мой Пушкин», посвященное Александру Сергеевичу Пушкину

Возвращение на родину и смерть

Прожив 1930-е года в бедности, в 1939 Цветаева возвращается в СССР. Её дочь и мужа арестовывают. Сергея расстреливают в 1941 году, а дочь через 15 лет реабилитируют.

В этот период своей жизни Цветаева почти не пишет стихов, а лишь занимается переводами.

31 августа 1941 года Цветаева покончила с собой. Похоронена великая поэтесса в городе Елабуга на Петропавловском кладбище.

Музей Цветаевой находится на улице Сретенка в Москве, также в Болшево, Александрове Владимирской области, Феодосии, Башкортостане. Памятник поэтессе установлен на берегу реки Ока в городе Таруса, а также в Одессе.

Хронологическая таблица

Другие варианты биографии

  • Свои первые стихотворения Марина Цветаева начала писать еще в детстве. И делала это не только на русском языке, но и на французском и немецком. Языки она прекрасно знала, потому как семья часто жила за границей.
  • Своего мужа она встретила случайно, отдыхая у моря. Марина всегда считала, что полюбит человека, который подарит ей понравившийся камень. Ее будущий муж, не подозревая об этом, подарил Цветаевой в первый же день их знакомства сердолик, который нашел на пляже.
  • Во время второй мировой войны Цветаеву вместе с сыном эвакуируют в Елабугу (Татарстан). Помогая Марине собирать чемодан, ее друг, Борис Пастернак , пошутил про взятую им веревку для перевязки чемодана (что она крепкая, хоть вешайся). Именно на этой злополучной веревке и повесилась поэтесса.
  • посмотреть все

К Вам душа так радостно влекома…

О, какая веет благодать

От страниц «Вечернего альбома»!

Кто Вам дал такую ясность красок?

Кто Вам дал такую точность слов?

Смелость все сказать – от детских ласок

До весенних, новолунных снов?

Ваша книга – это весть «оттуда»,

Утренняя, благостная весть…

Я давно уж не приемлю чуда…

Но как сладко слышать: «Чудо есть!»

М. Волошин

    Марина Цветаева – великий романтик Серебряного века.

    Особенности раннего творчества Цветаевой.

    Своеобразие тем и средств их воплощения в сборнике «Вечерний альбом».

    Особенности лирики в сборнике «Волшебный фонарь». Отклики в критике.

    Черты сходства и различия двух сборников Поэта.

    Место ранних сборников в поэтическом наследии.

    III. Значение ранней лирики в формировании Поэта

М. Цветаевой.

Марина Цветаева – великий романтик Серебряного

века.

Творчество Марины Цветаевой - выдающееся и самобытное явление как культуры серебряного века, так и всей истории русской литературы. Она принесла в русскую поэзию небывалую дотоле глубину и выразительность лиризма. Благодаря ей русская поэзия получила новое направление в самораскрытии женской души с ее трагическими противоречиями.

Сегодня Марину Цветаеву знают и любят миллионы людей: не только у нас, но и во всем мире. Ее поэзия вошла в культурный обиход, сделалось неотъемлемой частью нашей духовной жизни. Сколько цветаевских строчек мгновенно стали крылатыми! На горизонте русской поэзии неожиданно вырисовывалась романтическая тень Поэта. То была стремительная женская фигура – с крыльями стихов за плечами и гордым профилем. Если Ахматову сравнивали с Сафо, то Цветаева была Никой Самофракийской:


Ноши не будет у этих плеч,

Кроме божественной ноши – Мира!

Нежную руку кладу на меч:

На лебединую шею Лиры.


Жизнь посылает некоторым поэтам такую судьбу, которая с первых же шагов сознательного бытия ставит их в самые благоприятные условия для развития

природного дара. Такой яркой и трагической была судьба Марины Цветаевой, крупного и значительного поэта первой половины ХХ века. Все в ее личности и в ее поэзии (для нее это нерасторжимое единство) резко выходило за рамки традиционных представлений, господствующих литературных вкусов. В этом была и сила, и самобытность ее поэтического слова.

Марина Ивановна Цветаева родилась в Москве 26 сентября 1892 года. По происхождению она принадлежала к кругу научно – художественной интеллигенции. Огромное влияние на формировании взглядов будущего Поэта оказала ее мать. «После такой матери мне осталось только одно: стать поэтом», - скажет позже Цветаева.

С раннего детства Марина жила в мире героев прочитанных книг: исторических и вымышленных, литературных и реальных, одинаково страдая за всех. В жизни юная Цветаева была диковата и дерзка, застенчива и конфликтна. Илья Эренбург, хорошо знавший ее в молодости, говорил: «Марина Цветаева совмещала в себе старомодную учтивость и бунтарство, пиетет перед гармонией и любовью к душевному косноязычию, предельную простоту. Ее жизнь – клубок прозрений и ошибок».

Удивительная личностная наполненность, глубина чувств и сила воображения позволяли Цветаевой на протяжении всей жизни, – а для нее характерно романтическое ощущение единства жизни итворчества – черпать поэтическое вдохновение из безграничной, непредсказуемой и в то же время постоянной, как море, собственной души. Иными словами, от рождения до смерти, от первых стихотворных строчек до последнего вдоха она оставалась, если следовать ее собственному определению, «чистым лириком».

Лирическая героиня Цветаевой полностью отражает чувства и переживания самой Марины, так как она принципиально поставила знак равенства между собой и ее лирической героиней. Поэтому стихи Цветаевой очень личностные, им она доверяла свои чувства, свою жизнь. Цветаева всегда говорила, что она не поэтесса, а «поэт Марина Цветаева», она не относила себя не к одному литературному течению, так как всегда считала, что поэт в своем творчестве индивидуален. Со страстной убежденностью она утверждала провозглашенный ею еще в ранней юности жизненный принцип: быть только самой собой, ни в чем не зависеть: ни от времени, ни от среды.

В своих стихах, в жизни, в быту, в любви она была романтиком. Все, что попадало в поле ее зрения, тотчас чудесно и празднично преображалось, начинало искриться и трепетать с какой – то удесятеренной жаждой жизни. Однажды Марина случайно обмолвилась по чисто литературному поводу: «Это дело специалистов поэзии. Моя же специальность – жизнь». Эти слова можно сделать эпиграфом к ее творчеству.

Марина была очень жизнестойким человеком. Она жадно любила жизнь и, как положено поэту – романтику, предъявляла ей требования громадные, часто непомерные.

Своеобразие тем и средств их воплощения в сборнике « Вечерний альбом ».

Стихи Цветаева начала писать с шести лет (не только по-русски, но и по-французски, по-немецки). В 1910 году еще не сняв гимназической формы, тайком от семьи, собрала стопку стихов – исповедь за последние два года и отнесла в типографию А. И. Мамонтова. Заплатив за печатанье 500 экземпляров, через месяц уже держала в руках довольно неказистую книгу в сине-зеленой картонной обложке под названием «Вечерний альбом».

По сути, это был дневник очень одаренного и наблюдательного ребенка. Но от многих своих сверстниц, тоже писавших стихи, юная Цветаева отличалась в своем альбоме, по крайней мере, двумя чертами: во первых, ничего не выдумывала, то есть почти не впадала в сочинительство, и, во вторых, она никому не подражала.

Первым, кто сразу же прочитал «Вечерний альбом» и тотчас на него откликнулся, был Максимилиан Волошин. По его мнению, до Цветаевой никому в поэзии не удавалось написать о детстве из детства. О детстве обычно рассказывали взрослые – сверху вниз. «Это очень юная и неопытная книга, - писал Волошин.

– Многие стихи, если их раскрыть случайно посреди книги, могут вызвать улыбку. Ее нужно читать подряд, как дневник, и тогда каждая строчка будет понятна и уместна. Если же прибавить, что ее автор владеет не только стихом, но и четкой внешностью внутреннего наблюдения, импрессионистической способностью закреплять текущий миг, то это укажет, какую документальную важность представляет эта книга, принесенная из тех лет, когда обычно слово еще недостаточно послушно, чтобы верно передать наблюдение и чувство…».

Для гимназистки Марины Цветаевой, тайком выпустившей свой первый сборник, такой отзыв был великой радостью и поддержкой. В Волошине она нашла друга на всю жизнь.

Одобрительно отозвался о «Вечернем альбоме» и Н. Гумилев. «Марина Цветаева внутренне талантлива, внутренне своеобразна…эта книга, - заключил он свою рецензию, - не только милая книга девических признаний, но и книга прекрасных стихов».

Строгий Брюсов, особенно похвалил Марину за то, что она безбоязненно вводит в поэзию «повседневность», «непосредственные черты жизни», предостерегая ее в опасности впасть в «домашность» и разменять свои темы на «милые пустяки», сообщил о своих надеждах увидеть впредь в стихах Цветаевой чувства «более острые» и мысли более «нужные», что задело самолюбие Марины. На его пугающий отзыв


Цветаева ответила стихотворением:


Улыбнись в мое «окно»,

Иль к шутам меня причисли, -

Не изменишь все равно!

«Острых чувств» и «нужных мыслей»

Мне от Бога не дано.


Нужно петь, что все темно,

Что над миром сны нависли…

-Так теперь заведено. -

Этих чувств и этих мыслей

Мне от Бога не дано!


Стихи юной Цветаевой были еще очень незрелы, но подкупали своей талантливостью, известным своеобразием и непосредственностью. На этом сошлись все рецензенты. Хотя оценки М. Волошина, В. Брюсова, Н. Гумилева и казались завышенными, Цветаева их вскоре оправдала.

В этом альбоме Марины Цветаевой появляется лирическая героиня – молодая девушка, мечтающая о любви. «Вечерний альбом» – это скрытое посвящение. Перед каждым разделом – эпиграф, а то и по два: из Ростана и Библии.

Таковы столпы первого возведенного Мариной Цветаевой здания поэзии. Какое оно еще пока

ненадежное, это здание; как зыбки его некоторые части, сотворенные полудетской рукой. Немало инфантильных строк – впрочем, вполне оригинальных, ни на чьих не похожих:

    «Кошку завидели, курочки

Стали с индюшками в круг…»

Мама у сонной дочурки

Вынула куклу из рук.

Но некоторые стихи уже предвещали будущего поэта. В первую очередь – безудержная и страстная «Молитва», написанная Мариной в день семнадцатилетия, 26 сентября 1909 года:


Христос и Бог! Я жажду чуда

Теперь, сейчас, в начале дня!

О, дай мне умереть, покуда

Вся жизнь как книга для меня.


Ты мудрый, ты не скажешь строго:

«Терпи, еще не кончен срок».

Ты сам мне подал - слишком много!

Я жажду сразу - всех дорог!

……………………………………….

Люблю и крест, и шелк, и каски,

Моя душа мгновений след…

Ты дал мне детство – лучше сказки

И дай мне смерть – в семнадцать лет!

Нет, она вовсе не хотела умереть в этот момент, когда писала эти строки; они – лишь поэтический прием. В стихотворении «Молитва» скрытое обещание жить и творить: «Я жажду всех дорог!». Они появятся во множестве – разнообразные дороги цветаевского творчества.

В стихах «Вечернего альбома» рядом с попытками выразить детские впечатления и воспоминания соседствовала не детская сила, которая пробивала себе путь сквозь немудреную оболочку зарифмованного детского дневника московской гимназистки. «В Люксембургском саду», наблюдая с грустью играющих детей и их счастливых матерей, завидует им: «Весь мир у тебя», - а в конце заявляет:


Я женщин люблю, что в бою не робели

Умевших и шпагу держать, и копье, -

Но знаю, что только в плену колыбели

Обычное – женское – счастье мое!


В «Вечернем альбоме» Цветаева много сказала о себе, о своих чувствах к дорогим ее сердцу людям; в первую очередь о маме и о сестре Асе. Н. Гумилев, прочитав «Вечерний альбом» (1910), заметил, что «мама» почти не сходит с его страниц. В стихотворении «Ricordo di tivoli» (Воспоминание о Тиволе» - итал.) Марина писала о сестре Анастасии, с «высоты» взрослого человека.

Мальчик к губам приложил осторожно свирель,

Девочка, плача, головку на грудь уронила…

-Грустно и мило! -

Скорбно склоняется к детям столетняя ель.


Темная ель в этой жизни видала так много

Слишком красивых, с большими глазами, детей.

Нет путей

Им в нашей жизни. Их счастье, их радость – у бога.


Море синеет вдали, как огромный сапфир,

Детские крики доносятся с дальней лужайки,

В воздухе – чайки…

Мальчик играет, а девочке в друге весь мир…


Ясно читая в грядущем, их ель осенила,

Мощная, мудрая, много видавшая ель!

Плачет свирель…

Девочка, плача, головку на грудь уронила.


Легко ли поверить, что эти стихи написала девушка, едва перешагнувшая порог отрочества: такова была Марина. Она все знала заранее. Ее грусть, в ней заложенная еще в детстве, чуя все, что придет потом, делала ее еще в пятнадцать лет тою столетнюю елью над теми детьми.

В «Вечернем альбоме» встречаются переклички с


Брюсовым. Это мотивы встречи, экзотики, чародейства, городская тема, стихотворения, образцом для которых послужили брюсовские баллады.

В первом сборнике Цветаевой критика отметила «хорошую школу стиха», его музыкальность и изящество. Модная тогда напевная декламация отразилась в звукозаписи и синтаксисе стихотворений: приемы синтаксического параллелизма, лексические повторы, восклицания. В основе композиции большинства стихотворений лежат строфические повторы и кольцевое строение. Строку она, повинуясь интонации и музыкальным синкопам, безжалостно рвет на отдельные слова и даже слоги, но и слоги своевольно переносит из одного стихового строчечного ряда в другой, даже не переносит, а словно отбрасывает, подобно музыканту, изнемогающему в буре звуков и едва справляющемуся с этой стихией. Д. Бродский в одной из своих статей говорил даже о «фортепианном» характере цветаевских произведений. Эмоциональный накал стихотворений повышается инверсиями («брат нежный мой», «ход замедлялся головы»), патетическими обращениями и восклицаниями. «Оборванные фразы» заставляют читателя замереть на высоте эмоциональной кульминации, особое значение имеют символы воды, моря, неба.

Одна из главных черт лирики Цветаевой – самодостаточность, творческий индивидуализм и даже эгоцентризм, они проявляются в постоянном

ощущении собственной непохожести на других, обособленности своего бытия в мире быта. В ранних стихах это отъединенность гениального ребенка – поэта, знающего свою правду, от мира взрослых:


Мы знаем, мы многое знаем

Того, что не знают они!

Ранее осознание противостояния поэта и «всего остального мира» сказалось в творчестве молодой Цветаевой в использовании излюбленного приема контраста. Это контраст вечного и сиюминутного, бытия и быта.

«Вечерний альбом» завершается стихотворением «Еще молитва». Цветаевская героиня молит создателя послать ей простую земную любовь.

В лучших стихотворениях первой книги Цветаевой уже угадываются интонации главного конфликта ее любовной поэзии: конфликта между «землей» и «небом», между страстью и идеальной любовью.

Особенности лирики в сборнике «Волшебный фонарь». Отклики в критике.

Знакомство с Максимилианом Волошиным в конце 1910 г. значительно расширяет круг литературных интересов Цветаевой. Сказывается это и на стихотворениях следующего сборника, который вышел в 1912 году. В это время Цветаева – «великолепная и победоносная» – жила очень напряженной душевной

жизнью. Устойчивый быт уютного дома в одном из старомосковских переулков, неторопливые будни профессорской семьи – все это было внешностью, под которой уже зашевелился «хаос» настоящей, не детской поэзии.

К тому времени Цветаева уже хорошо знала себе цену как поэту, она уже догадалась, что ее поэзия по духу своему – мятеж, пожар, ракета, что она по сути своей – вперекор всему: и покою сна, и тишине святилищ, и фимиаму славы, и даже пыли забвения, которую, может, на сто лет покроются ее книги. Она была уверена – пожар разгорится: ведь искра брошена и бег задан! Ее молодые строчки рассекали воздух молниеносно, как крылья ласточки. Первая книга «Вечерний альбом» и в особенности вторая, «Волшебный фонарь», вышли, словно подчиняясь, бегу автора, друг за другом.

Характерно обращение к читателю, которым открывался этот сборник «Волшебный фонарь»:

Милый читатель! Смеясь, как ребенок,

Весело встреть мой волшебный фонарь.

Искренний смех твой, да будет он звонок

И безотчетен, как встарь.


Все промелькнут в продолжение мига:

Рыцарь, и паж, и волшебник, и царь…

Прочь размышленья! Ведь женская книга –

Только волшебный фонарь!

В «Волшебном фонаре» мы видим зарисовки семейного быта, очерки милых лиц мамы, сестры, знакомых, есть пейзаж Москвы и Тарусы.

Марина очень сильно любила город, в котором родилась, Москве она посвятила много стихов:


Над городом отвергнутым Петром,

Перекатился колокольный гром.


Гремучий опрокинулся прибой

Над женщиной отвергнутой тобой.


Царю Петру, и вам, о царь, хвала!

Но выше вас, цари: колокола.

Пока они гремят из синевы –

Неоспоримо первенство Москвы.

    И целых сорок сороков церквей

Смеются над гордынею царей!


Сначала была Москва, родившаяся под пером юного, затем молодого поэта. Во главе всего и вся царил, конечно, отчий «волшебный» дом в Трехпрудном переулке:

Высыхали в небе изумрудном

Капли звезд и пели петухи.


Это было в доме старом, доме чудном…

Чудный дом, наш дивный дом в Трехпрудном,

Превратившийся теперь в стихи.


Таким он предстал в этом уцелевшем отрывке отроческого стихотворения. Дом был одушевлен: его зала становилась участницей всех событий, встречала гостей; столовая, напротив, являла собою некое пространство для вынужденных четырехкратных равнодушных встреч с «домашними»,- столовая осиротевшего дома, в котором уже не было матери. Мы не знаем из стихов Цветаевой, как выглядела зала или столовая, вообще сам дом, - «на это есть архитектура, дающая». Но мы знаем, что рядом с домом стоял тополь, который так и остался перед глазами поэта всю жизнь:


Этот тополь! Под ним ютятся

Наши детские вечера

Этот тополь среди акаций,

Цвета пепла и серебра…


В этой книге у Марины, впервые, появилась тема любви.

Книга Цветаевой «Волшебный фонарь» встречена была более сдержанно: « те же темы, те же образы, только бледнее и суше…стих уже не льется весело и

беззаботно, как прежде; он тянется и обрывается…» – писал Н. Гумилев. Сдержанность критиков заставляет Цветаеву задуматься над своей поэтической индивидуальностью, она начинает поиск нового поэтического «я».

Черты сходства и различия двух сборников Поэта.

Темы и образы двух первых книг Цветаевой объединяет «детскость» – условная ориентация на романтическое видение мира глазами ребенка. Это подчеркивает и название вымышленного издательства « Оле – Лукойе», по имени героя андерсоновской сказки, навевающего детям сказочные сны. Детская влюбленность, непосредственность, бездумное любование жизнью по-новому преломляли мотивы Брюсова, Бальмонта, Блока, освобождая их от идеологических элементов символизма. Поэтический язык этих сборников универсален и включает традиционный набор символов литературы первого десятилетия ХХ века. Стихотворения «Волшебного фонаря» менее подражательны, хотя и продолжают избранную вначале тему «детскости». Однако во второй книге на фоне пристрастия поэтессы героического, обреченного проступает ироническое отношение к быту. Именно иронию как основное качество поэзии Цветаевой отмечает Михаил Кузмин, сопоставляя ахматовский «Вечер» и цветаевский «Волшебный фонарь».

Композиционная структура первых книг Цветаевой,

их исповедальность целиком реализуют представление о символистском сборнике. Вся архитектоника книг: название разделов, эпиграфы, служащие ключом к их содержанию, заголовки стихотворений – раскрывает последовательность этапов пути героини от безмятежного счастья детства к утрате изначальной цельности. В таком строении сборников угадывается из традиционных мифов символистов – миф о потерянном рае.

В этих книгах она определила свое жизненное и литературное кредо – утверждение собственной непохожести и самодостаточности, обеспеченных глубиной души. Именно тогда, в тех первых наивных, но уже талантливых книжках, выявилось драгоценнейшее качество ее как поэта – тождество между личностью (жизнью) и словом. Быть самой собой, ни у кого ничего не заимствовать, не подражать, не подвергаться влияниям – такою Цветаева вышла из детства и такою осталась навсегда.

Место ранних сборников в поэтическом наследии.

«Вечерний альбом» и «Волшебный фонарь» интересны для нас сейчас как книги – предвестия будущей Марины Цветаевой. В них она вся – как в завязи: со своей предельной искренностью, ясно выраженной личностью, и даже нота трагизма, в целом для этих книг не характерная, все же глухо прозвучала среди детски – простодушных и наивно – светлых


Ты дал мне детство лучше сказки

И дай мне смерть в семнадцать лет…


Значение ранней лирики в формировании Поэта М.Цветаевой

Марина Цветаева – Поэт, которого не спутаешь ни с кем другим. Ее стихи можно безошибочно узнать – по особому распеву, неповоротным ритмом, необщей интонацией. С юношеских лет уже начала сказываться особая цветаевская хватка в обращении со стихотворным словом, стремление к афористической четкости и завершенности. Подкупала также конкретность этой домашней лирики.

Марина Цветаева – большой поэт, и вклад ее в культуру русского стиха ХХ века значителен: она вписала новаторскую, выразительную и исполненную высокого драматизма страницу. Наследие Цветаевой велико и трудно обозримо. Ее не впишешь в рамки литературного отрезка. Она необычайно своеобразна, трудноохватима и всегда стоит особняком.

Одним близка ее ранняя лирика, другим – лирические поэмы; кто – то предпочтет поэмы – сказки с их могучим фольклорным разливом; некоторые станут поклонниками проникнутых современных звучанием трагедий на античные сюжеты; кому – то окажется ближе философская лирика 20-х годов, иные предпочтут прозу или литературные письмена,

вобравшие в себя неповторимость художественного мироощущения Цветаевой. Однако все ею написанное объединено пронизывающей каждое слово могучей силой духа.

И ранние ее сборники «Вечерний альбом» и «Волшебный фонарь» – заявили о Поэте Цветаевой как о самом ярком романтике, устремленном в Будущее, жаждущем нового светлого мира, не принимающем мира быта, серости и сытости. И это ее главная черта будет ее особенностью на протяжении всего творчества.


Творчество Марины Цветаевой - выдающееся и самобытное явление всей русской литературы. Она принесла в русскую поэзию небывалую дотоле глубину и выразительность лиризма. Благодаря ей, русская поэзия получила новое направление в самораскрытии женской души с ее трагическими противоречиями.

Марина Цветаева родилась в Москве 26 сентября 1892 года. С раннего детства Марина жила в мире героев прочитанных ею книг, в жизни же юная Цветаева была диковата и дерзка, заносчива и конфликтна. Для нее характерно ощущение единства жизни и творчества.

Лирическая героиня Цветаевой полностью отражает чувства и переживания самой Марины, так как поэтесса изначально принципиально поставила знак равенства между собой и своей лирической героиней. Исходя из этого стихи Цветаевой очень личностные. Цветаева всегда считала, что поэт в своем творчестве должен быть индивидуален. Из этого принцип: быть только самой собой, ни в чем не зависеть ни от времени, ни от пространства.

В данной работе 3 главы:

Первая глава «Марина Цветаева – великий романтик серебреного века». Здесь освещается автобиография, основные лейтмотивы творчества и жизненные принципы поэтессы.

Вторая глава «Особенности раннего творчества Марины Цветаевой». В этой главе излагаются суть своеобразия тем и средства их воплощения в сборниках «Вечерний альбом» и «Волшебный фонарь». Рассматриваются черты сходства и различия этих сборников.

Третья глава «Значение ранней лирики Цветаевой». В ней рассматривается значение ранних сборников в формировании главной черты творчества Цветаевой.

Цель данной работы заключается в том, чтобы рассмотреть подробнее основные аспекты раннего творчества Марины Цветаевой на примере «Вечерний альбом» и «Волшебной фонарь».


Марина Цветаева начала писать с 6 лет. В 1910 году тайком от семьи, заплатив за печатанье 500 экземпляров, через месяц держала в руках книгу «Вечерний альбом».

С одобрительной критикой этой книги выступили М. Волошин и Н Гумилев. А Брюсов предостерег ее об опасности впасть в «домашность» и разменять свои темы на «милые пустяки». В этом сборнике стихи Цветаевой еще очень незрелы, но уже появляется образ лирической героини: Молодая девушка, мечтающая о любви.

Некоторые стихотворения, например «Молитва» (26 сентября 1908г.), предвещали большое будущее поэту. В «Вечернем альбоме» наряду с детскими впечатлениями и воспоминаниями запечатлена не детская сила.

Критики отмечают хорошую школу стиха, музыкальность и изящество первого сборника. И уже здесь вырисовывается интонация главного конфликта ее любовной поэзии: конфликта между «небом и землей», между страстью и идеальной любовью


В 1912 году выходит второй сборник «Волшебный фонарь». Цветаева уже хорошо знает себе цену как поэту, она уверена – пожар разгорится, ведь искра брошена, и бег уже задан.

В «Волшебном фонаре» много зарисовок семейного быта, очерки милых лиц, мамы, сестры, посвящено несколько стихов Москве. Но эта книга заставляет Цветаеву начать поиск нового поэтического «я», так как нет новых тем, стих тянется и обрывается, говорил Гумилев.


Основное сходство двух первых сборников Марины Цветаевой заключается в том, что их объединяет «детскость»; детская влюбленность, непосредственность, бездумное любование жизнью. Но, тем не менее, стихи из второго сборника менее подражательны, и на фоне пристрастие поэтессы к обреченному героизму проступает ироническое отношение к быту.

В первых сборниках формируется основное жизненное кредо Марины Цветаевой: быть самой собой.

Марина Цветаева – поэт, которого не спутаешь ни с одним другим, ее стихи обладают особым распевом, ритмом и интонацией. Подкупает четкость, конкретность и завершенность ее стихов.


Я считаю, что ранние сборники «Вечерний альбом» и «Волшебный фонарь» заявили о Цветаевой, как о самом ярком романтике, устремленным в будущее, жаждущем нового и светлого в мире, который не принимает мира быта, серости и сырости. И эта ее главная черта будет ее особенностью на протяжении всего творчества.

Марина Цветаева вписала в историю русской поэзии свою, новаторскую, исполненную высокого драматизма, страницу. Ее наследие огромно: более 800 лирических стихотворений, 17 поэм, 8 пьес, около 50 прозаических вещей, свыше 1000 писем. Сегодня все это приходит к широкому кругу читателей. И одновременно перед читателем раскрывается трагический путь великой поэтессы.

Марина Ивановна Цветаева родилась 26 сентября 1892 года в Москве. Ее отец — Иван Владимирович Цветаев — был личностью во многом примечательной: ученый, профессор, педагог, директор Московского Румянцевского Публичного музея, создатель Музея изящных искусств на Волхонке, знаток языков и литературы. Отец связывал Марину Цветаеву с искусством мира, с историей, филологией, философией. Знание языков и любовь к ним Марины Цветаевой воспитано семьей.

Мать — Мария Александровна — урожденная Мейн, происходила из обрусевшей немецко-польской семьи. Она была блестящей пианисткой, знала иностранные языки, занималась живописью. От матери к Марине перешла музыкальность, причем не просто способность к блестящему исполнительству, а особый дар воспринимать мир через звук.

В 1902 году, когда Марине едва исполнилось 10 лет, Мария Александровна заболела чахоткой, и благополучие навсегда покинуло семью Цветаевых. Маме нужен был мягкий климат, и с осени 1902 года семья Цветаевых уехала за границу: в Италию, Швейцарию, Германию. Марина и ее сестра Ася жили и учились в заграничных частных пансионах.

В Германии осенью 1904 года мама Цветаевой сильно простудилась и они пребрались в Крым. Год, прожитый В Ялте, сильно повлиял на Марину, она увлеклась революционной героикой. Вскоре умерла Мария Александровна, которую летом 1908 года перевезли в Тарусу. Она скончалась 5 июля. Марине было тогда всего 14 лет.

Осенью 1908 года Марина пошла в интернат при московской частной гимназии. Она в это время много читает. Среди любимых книг — «Нибелунги» , «Илиада» , «Слово о полку Игореве», а среди стихов — «К морю» Пушкина, «Свидание» Лермонтова, «Лесной царь» Гете. Вольная романтическая стихия своеволия и строптивости во всем близка Цветаевой с молодых лет.

В 16 лет одна уехала в Париж, чтобы в Сорбонне прослушать курс старофранцузской литературы, тогда же начала печататься. А вообще стихи начала писать рано: с 6-ти лет, и не только на русском, но и по-немецки и по-французски.

В 1910 году Марина Цветаева издает на свои деньги первый сборник стихов «Вечерний альбом». Весной 1911 года, так и не окончив гимназии, она уехала в Крым. В Коктебеле, гостя у М. Волошина, она познакомилась с будущим мужем Сергеем Эфроном. Он был сыном революционером, сирота. В сентябре 1912 года у Цветаевой родилась дочь Ариадна, верный спутник и друг всей ее жизни, адресат многих стихов, к которой она будет обращаться в разные годы. В августе 1913 года умирает отец Иван Владимирович Цветаев.

Произведения 1913-1916 годов Марина Цветаева соберет в книгу «Юношеские стихи», куда вошли стихотворения «Бабушке» (1913), «Генералам 12-го года» (1913), «Вам одеваться было лень» (1914), «Мне нравится, что Вы больны не мной» (1915) и многие другие. Эта книга никогда не была напечатана. А между тем был канун Революции, и скорее всего повинуясь голосу интуиции, Цветаева стала писать стихи о России. В 1916 году сложился новый сборник «Версты», который выйдет только в 1922 году.

С весны 1917 года для Цветаевой наступил трудный период. К Февральской революции она отнеслась безучастно. Происходившие события не затронули души, как человек она в них отсутствует. В апреле 1917 года Марина Цветаева родила вторую дочь Ирину. В самый разгар Октябрьских событий Марина Ивановна в Москве, а затем с мужем уезжает в Коктебель к Волошину. Когда же через некоторое время она вернулась в Москву за детьми, обратного пути в Крым уже не было. Так, с поздней осени 1917 года началась для Марины Цветаевой расставание с мужем.

Осенью 1919 года, чтобы как-то прокормить детей, она отдала их в Кунцевский детский приют, но заболевшую Алю пришлось забрать домой и выхаживать, а в это время Ирина умерла от голода. Но как много она в это время писала! С 1917 по 1920 год она успела создать больше трехсот стихотворений, большую поэму — сказку «Царь-девица», шесть романтических пьес. И кроме этого сделать множество записей, эссе. Цветаева находилась в поразительном расцвете творческих сил.

14 июля 1921 года Цветаева получила известие от мужа. Он написал, что находится в Чехословакии. 11 мая 1922 года Цветаева навсегда оставляет свой дом в Москве и едет к мужу вместе с дочерью. Начинается долгая эмиграция. Сначала- два с половиной месяца в Берлине, где она успела написать около двадцати стихотворений, затем в Чехии три с половиной года и с 1 ноября 1925 года — во Франции, где прожила тринадцать лет. 1 февраля 1925 года у Цветаевой родился сын Георгий. За границей жилось бедно, неустроенно, тяжело. Во Франции ей многое не нравилось, Она чувствовала себя никому не нужной, Эфрор тянется к Советскому Союзу и в начале тридцатых годов стал сотрудничать в «Союзе возвращения на родину».

В 1930 году Цветаева написала стихотворный реквием на потрясшую ее кончину Владимира Маяковского, цикл стихов К Пушкину (1931). В 1930-е годы главное место в творчестве Марины Цветаевой стала занимать проза. В прозе она уходила от воспоминания, так родились «Отец и его музей», «Мать и музыка», «Жених».

Вся цветаевская проза носила автобиографический характер. Печальные события — кончины современников, которых любила и чтила, служили другим поводом для создания очерков-реквиемов; «Живое о живом» (о М. Волошине), «Пленный дух» (об Андрее
Белом), «Нездешний вечер» (о М. Кузмине). Все это было написано в период с 1932 по 1937 год. И еще Цветаева пишет в это время статьи, касающиеся проблемы поэта, его дара, призвания; «Поэт и время», «Искусство при свете совести». «Эпос и лирика современной России», «Поэты с историей и поэты без истории». Но это было еще не все. За границей ей удалось напечатать несколько отрывков из своих дневников разных лет: «0 любви», «0 благодарности». Появляются в это время и стихи. Так она создаёт оду своему неразлучному верному другу — письменному столу — цикл «Стол».

В «Стихах к сыну» Цветаева напутствует будущего человека, которому всего семь лет, в августе 1937 года Ариадна, а вслед за ней и Сергей Яковлевич, уезжают в Москву. 12 июня 1939 года Марина Ивановна Цветаева с сыном Георгием возвращается в Советский Союз. Ей — 46 лет.

Семья, наконец, воссоединилась. Все вместе они поселись в подмосковном Волшево, Но это последнее счастье было недолгим: 27 августа арестовали дочь Ариадну, потом ее несправедливо осудили и почти 18 лет она провела в лагерях и ссылке. (Только в

ЦВЕТАЕВА, Марина Ивановна (Цветаева, Марина Ивановна - 26.09.1892, Москва - 31.08.1941, Елабуга) - русская поэтесса.

Цветаева - это настоящая жемчужина русской поэзии «серебряного века», ее творчество, как и творчество А. Ахматовой, является наивысшим взлетом русской «женской» поэзии. Во многом схожими являются и их жизненные судьбы, полные тяжелых испытаний и трагических потерь. Н. Мандельштам в своих воспоминаниях «Вторая книга» писала: «Я не знаю судьбы страхітливішої, чем у Марины Цветаевой». И это действительно так.

Цветаева родилась в семье профессора Ивана Цветаева, основателя Московского музея изобразительных искусств, сына бедного сельского священника из с. Талиці Владимирской губернии, который, как он сам вспоминал, до 12 лет даже не имел сапог. Мать - из польско-немецкой семьи, музыкант, ученица Рубинштейна. Когда Марине исполнилось десять лет, уютное семейное жизни прервалось болезнью матери - чахоткой. Необходимо было лечиться, и семья выехала за границу - в Италию, Швейцарию, Германию. В католических пансионах Лозанны и Фрайбурга Марина получила начальное образование. Следующий год семья прожила в Крыму, где будущая поэтесса посещала Ялтинскую гимназию и пережила бурное увлечение революционной романтикой. В 1906 г. Цветаевы вернулись в Тарус, где вскоре умерла мать Цветаевой. Того же года она поступила в интернат при московской частной гимназии. В 1908 г. С. самостоятельно осуществила поездку в Париж, где в Сорбонне слушала сокращенный курс истории старофранцузского литературы.

В 1912 г. она вступила в брак с Сергеем Эфроном.

Годы Первой мировой войны, революции и гражданской войны были временем стремительного творческого роста Цветаевой. Она жила в Москве, много писала, но публиковала мало. В январе 1916 г. Цветаева посетила Петроград, где встретилась с Г. Кузьминым, Ф. Сологубом и С Есениным, а вскоре подружилась с А. Мандельштамом. Позже, уже в советские годы, встречалась с Б. Пастернаком и В. Маяковским, дружила со старым К. Бальмонтом. О. Блока видела дважды, но подойти к нему не решилась.

С началом гражданской войны Цветаева жила впроголодь, ездила за продуктами в Тамбов, а двух своих дочерей вынуждена была отдать в Кунцевский приют, чтобы хоть как-то прокормить. Одна из них (Ариадна) тяжело заболела, а другая (Ирина) умерла.

В 1922 г. Цветаева уехала за границу к мужу С. Эфрона - бывшего офицера Добровольческой армии. Встреча с мужем в эмиграции и рождения сына на некоторое время вернули ему утраченное душевное равновесие, но тяжелые условия жизни, постоянные мытарства и бесконечные переезды из одной страны в другую, прохладное, а то и враждебное отношение к ней со стороны эмиграционной большинства (из-за ее терпимое отношение к Советской России) постоянно создавали напряженную психологическую атмосферу. Попав в эмиграцию, Цветаева сначала замешкувала в Берлине, который ей не понравился. По ее словам, это был мир «после России - прусский, после революционной Москвы - буржуазный, не воспринимаемый ни глазами, ни душой; чужой». Цветаева перебралась в Чехию, которая ей очень понравилась. С ноября 1925 г. Цветаева поселилась во Франции, но впечатления от этой страны у нее остались не самые лучшие: «Париж мне духовно ничего не дал»; «Париж не для меня». Каким-то образом причастен к убийству в Париже одного из троцкистов, бежал из Франции и вернулся в Россию ее муж, а вслед за ним и дочь Ариадна (Алина). В 1939 г. вернулась на родину и Цветаева, хотя и с тяжелым чувством; «Здесь я не нужна. Там я невозможна», - писала она из России в Францию. В августе того же года арестовали ее дочь, которой много лет придется провести в лагерях и в ссылке, а полностью реабилитируют лишь в 1955 г. В октябре того же года арестовали, а через два года расстреляли и ее мужа. В начале войны Цветаева вместе с сыном эвакуировали в городок Елабуга на Каме, а 31 августа 1941 г. поэтесса в состоянии глубокой депрессии наложила на себя руки. В предсмертной записке она просила прощения и объясняла свой поступок тем, что была загнана в тупик. Через три года, в 1944 г., в боях под Витебском погиб и ее сын. Могилу самой Цветаевой, которую пытались разыскать после войны, так и не нашли.

Остались стихи Цветаевой, которые еще долго прокладывали дорогу к читателю: несмотря на все попытки дочери и друзей поэтессы, их начали печатать лишь с 60-х pp. XX в. ее стихи, по словам Г. Адамовича, «излучают любовь и любовью пронизаны, они открыты миру и как бы пытаются обнять весь мир. В этом их главная прелесть. Стихи эти написаны от душевной щедрости, от искренности сердца... И на самом деле кажется, что от стихов Цветаевой человек станет лучше, добрее, самовідданішою, шляхетнішою».

Творческое наследие Цветаевой немалый. Это более 800 лирических стихотворений, 17 поэм, 8 пьес, около 50 прозаических произведений, свыше 1000 писем. Свои первые стихи Цветаева написала еще в 1898 г. Основные дореволюционные стихотворные сборники и циклы Цветаевой: «Вечерний альбом» («Вечерний альбом», 1910), «Волшебный фонарь» («Волшебный фонарь», 1912), «Из двух книг» («Из двух книг», 1913), «Лебединый стан» («Лебединый стан», 1917-1920). Уже здесь появляются темы и мотивы, которые в дальнейшем станут сквозными в его творчестве: история, любовь, поэзия, Россия, собственная биография, - и все это пропущено через страстную эмоциональность и размышления. В раннем творчестве Ц., по наблюдениям О. Соколова, «господствует лирика одиночества, оторванности от окружающих и в то же время лирика направленности к людям, к счастью. Цветаева была, по ее словам, всегда «чужой», то есть полностью независимой и в жизни, и в литературе. В литературных традиций у нее уже в детстве также было свое, оригинальное отношение. «Скажу, как есть, - писала она А. Тесковій в 1928 p., - что я в каждом круге - чужая, всю жизнь. Среди политиков, как и среди поэтов».

Жизненным девизом Цветаевой стал лозунг «Одна - из всех - за всех - против всех». Позиция абсолютного нравственного максимализма позже и заведет ее в сложные жизненные ситуации. Аналогичной с самого начала ее творчества была и его литературная позиция - романтическое бунтарство против всех, основанное на максимализме идеалов. С этим, очевидно, связано произвольное совмещение в ее творчестве самых разных литературных традиций». Цветаева не причисляла себя ни к символистов, ни к акмеисты, и всегда считала, что в вопросах художественных приоритетов она «сама по себе». Художественные особенности ранней лирики Цветаевой, по мнению А. Соколова, определяет «умение нарисовать характер из деталей быта, пейзажа, яркая афористичность, экспрессия выражения чувства и мысли, сочетание разговорных интонаций с торжественной лексикой. Тогда же окреслились присущи поэзии Цветаевой контрасты лексических рядов, сочетание прозаїзму и высокой патетики, построение стиха на одном выделенном слове и словообразование от одного и того же или близкого ему фонетического корня. Поэзия Цветаевой - вся в раВНОобразии поэтических поисков, открытий новых возможностей русского стиха - от изысканно-романтических стилизаций к проявлению высокого драматизма человеческого существования»:

А может, лучше победа,

Которой следует завершить, -

Пройти, чтобы следа - ни одного,

Пройти, чтоб не оставить тени

На стенах...

Может, уже сразу

И викреслитись с свічад?

Так: Лермонтовым по Кавказу

Прокрастись, не задев шат

А может, так поиграть:

Перстом Себастиана Баха

Струны органа не касаться?

Распасться, не оставив праха

На урну...

А если - обманом?

Чтобы выписаться из широт?

Так: Время, словно океаном,

Прокрастись, не рухнувши вод...

(«Прокрастись...», пер. Ж. Храмовой)

В доеміграційний период Цветаева создала сборника «Версты» («Версты», 1921), «Стихи к Блоку» («Стихи к Блоку», 1922), «Разлука»(«Разлука», 1922), посвященную Дж. Казанове поэму «Приключение» («Приключение», 1919), а также написанную на сюжеты русских народных сказок поэму-сказку «Царь-девица»(«Царь-девица», 1922).

В эмиграционный и «советский» периоды творчества Цветаевой общая тональность ее стихов становилась более мрачной и пессимистичной, в то же время более глубокой и філософічнішою. В Берлине вышли в свет два сборника стихов Цвєтаєвой «Психея» («Психея», 1923) и «Ремесло» («Ремесло», 1923). В лирике Цвєтаєвой этого периода раскрыта психология любви, тоска по родине, звучит тема призвания поэта, случаются многочисленные зарисовки из сценок эмиграционной жизни, размышления над смыслом жизни, переосмысления и интерпретации «вечных» тем и образов (Гамлета и Офелии, Христа и Магдалины, Федры и Ипполита). Как ни у кого из других русских поэтов, в Цвєтаєвой чрезвычайно много поэтических, литературно-критических, эпистолярных откликов на творчество других поэтов (А. Пушкин, А. Блок, Б. Пастернак, Г. М. Рильке и др.). В годы эмиграции Цветаева создала и несколько поэм «Поэма горы» («Поэма горы», 1924), «Поэма конца» («Поэма конца», 1924), «Поэма Лестницы» («Поэма Лестницы», 1926), «Поэма воздуха» (1930), лирическую сатиру «Крысолов» («Крысолов», 1926), в которых отразились ее философские взгляды на сущность и назначение человеческого существования, а также эмиграционные впечатление, пронизаны трагической горечью того недоразумения, которое ее окружало. «Поэма горы» и «Поэма конца «- это своеобразная лирико-трагедий-поэтическая дилогия, которую Пастернак назвал «лучшей в мире поэмой о любви». В основе сюжетов поэм - короткая, но драматическая история реальных взаимоотношений, связанных с захватом поэтессой эмигрантом из России К. Радзевичем. Поэмы интересны не только тем, что история любви передана в них с исключительной силой драматического психологизма, не только прекрасными пражскими пейзажами, но и интересным сочетанием в них любовного романа с саркастическим разоблачением сытой мещанской повседневности, буржуаВНОго строя, искаженных отношений.

Сюжетную основу поэмы «Крысолов» составляет западноевропейская средневековая легенда о том, как в 1284 г. немецкий город Гаммельна понесло нашествия крыс. Спас мещан странствующий музыкант: звуки его флейты очаровали грызунов, повели их за мелодией к реке Везвер, в которой они нашли свой конец. Бургомистр и городские толстосумы, которые обещали спасителю денежное вознаграждение, обманули его. Тогда разгневанный музыкант, играя на флейте, пленил и увел за собой всех детей города Гаммельна. Юных горожан, которые взошли на гору Контенберґ, поглотила бездна. Фантазия поэтессы внесла существенные изменения в фабулу этой легенды: нашествие крыс на город Гаммельна - кара за равнодушие и эгоизм «сытых», по их деградации, бездуховности; обещана награда музыканту - не отвергнут металл, не деньги, а брак с красавицей Гретой, дочерью бургомистра; выманить из города детей помогли музыканту не столько звуки волшебной флейты, сколько желание юных горожан за любую цену вибавитися от страданий, причиняемых им догматической бездуховной системой образования, и надежда обрести внутреннюю свободу и свободу.

В «Поэме Лестницы» Цветаева рисует символический образ Лестницы человеческого бесправия, навеянных одиноким и неустроенным жизнью в Париже. Символичным является и финальный образ поэмы: жители огромного дома учинили бунт, подожгли дом, и Лестница разрушились. Ключевые образы-символы «Поэмы воздуха» - вечность и смерть. В этот же период Цветаева создала віршову сборник «После России. 1922-1925»(«После России», 1928) и знаменитый поэтический цикл «Стихи к Пушкину» («Стихи к Пушкину», 1931), а также цикл «Стихи к Чехии» («Стихи к Чехии», 1938). Исследовательница творчества Цветаевой А. Саакянц отмечает, что «в Чехии Цветаева выросла в поэта, который в наше время справедливо причислен к великих. ее поэзия говорила о бессмертный творческий дух, что ищет абсолюта в человеческих чувствах. Наиболее заветной цвєтаєвською темой в это время стала философия и психология любви... Изображение человеческих страстей достигал в нее иногда действительно шекспировской силы, а психологизм, глубинное исследование чувств можно сравнить с блужданием по лабиринтам человеческих душ в романах Ф. Достоевского».

Обращалась Цветаева и к драматургии, в которой розроблювала мотивы античной мифологии (трагедии «Ариадна» - 1927 и «Федра» - 1928, и к прозе, преимущественно мемуарной и литературно-критической: критические эссе «Эпос и лирика современной России» («Эпос и лирика современной России», 1932), «Искусство при свете совести» («Искусство при свете совести», 1933), «Поэты с историей и поэты без истории» («Поэты с историей и поэты без истории», 1934), книги воспоминаний «Живое о живом» («Живое о живом», 1933; воспоминания о М. Волошина), «Пленный дух» («Пленный дух», 1934; воспоминания об А. Белого), «Нездешний ветер» («Нездешний ветер», 1936; воспоминания о М. Кузьмина), литературно-критические работы «Мой Пушкин» («Мой Пушкин», 1937), «Пушкин и Пугачев» («Пушкин и Пугачев», 1937), книга прозы «Повесть о Солнышке» («Повесть о Сонечке», 1938) и др.

Еще в поэтической юности, словно предвидя судьбу своего творческого наследия, Цветаева написала один из своих шедевров:

Моим строкам, написанным так рано,

Что и не знала я, что я поэт,

Изменчивым, как брызги из фонтана

Или искры из ракет...

Ворвались, растрепанные и упрямы,

В душный и устаревший храм;

Моим строкам, где юность круг смерти,

Нечитаним строкам.

Похороненным в магазинах невинно,

Где их никто рукой не торкавсь, -

Моим строкам, как старинным винам,

Еще придет подходящее время.

(«Моим строкам...», пер. В. Богуславской)

Ее пророческие слова сбылись. Сейчас Цветаева - одна из самых почитаемых поэтов серебряного века русской поэзии.

Один из крупнейших русских поэтов XX века Марина Ивановна Цветаева родилась 8 октября (26 сентября по ст. ст.) 1892 г. в Москве. Родителями Цветаевой были Иван Владимирович Цветаев и Мария Александровна Цветаева (урожденная Мейн). Отец, филолог… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Цветаева, Марина Ивановна - Марина Ивановна Цветаева. ЦВЕТАЕВА Марина Ивановна (1892 1941), русская поэтесса. Романтический максимализм, напряженная эмоциональность, мотивы одиночества, трагической обреченности любви, сознание собственной избранности (сборник “Версты”, 1921 … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Цветаева, Марина Ивановна - Запрос «Цветаева» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Марина Ивановна Цветаева Дата рождения … Википедия

Цветаева Марина Ивановна - Запрос «Цветаева» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Марина Цветаева М.Ц. Имя при рождении: Марина Ивановна Цветаева Дата рождения: 26 сентября (8 октября), 1892 Место рождения … Википедия

Цветаева Марина Ивановна - , русская советская поэтесса. Дочь И. В. Цветаева. В 1910 выпустила сборник «Вечерний альбом», в 1912 ‒ «Волшебный фонарь». В стихах 1912‒1915 ‒ обретение поэтического мастерства. Стихи 1916… … Большая советская энциклопедия

Цветаева Марина Ивановна - (1892 1941), рус. сов. поэтесса. В очерке «Световой ливень» (о кн. Б. Пастернака «Сестра моя жизнь») Ц. анализирует открывающее сб. стих. «Памяти Демона» и, касаясь вопроса о традициях и новаторстве, замечает: «Книга посвящена… … Лермонтовская энциклопедия

ЦВЕТАЕВА Марина Ивановна - (1892 1941) русская поэтесса. Дочь И. В. Цветаева. Романтический максимализм, мотивы одиночества, трагическая обреченность любви, неприятие повседневного бытия (сборники Версты, 1921, Ремесло, 1923, После России, 1928; сатирическая поэма… … Большой Энциклопедический словарь

Цветаева, Марина Ивановна - Цветаева Марина Ивановна (1892–1941; повесилась) – была в стихе такой же максималисткой, как и в жизни: она схватывала едва наметившуюся тенденцию развития метра, ритма, строфы, сразу доводила ее до предела и оставляла в виде четкого логаэда,… … Русские поэты Серебряного века

Цветаева Марина Ивановна - (1892 1941), русская поэтесса. Дочь И. В. Цветаева, сестра А. И. Цветаевой. В 1922 39 в эмиграции (в основном Прага, Париж). В сборниках стихотворений «Вёрсты» (1921), «Ремесло» (1923), «После России 1922 25» (1928) неизбывность трагического… … Энциклопедический словарь

Цветаева Марина Ивановна - (1892, Москва — 1941, Елабуга), поэт. Дочь. Родилась в Трёхпрудном переулке, 8 (дом не сохранился). Здесь, с перерывами на заграничные поездки в 1902—05, вызванные болезнью матери, прошли её детство и юность, были написаны первые стихи … Москва (энциклопедия)