Главная · Штукатурка · Затонувший корабль екатерины 2. Финны не отдают картины екатерины. Европейские сокровища для российской императрицы

Затонувший корабль екатерины 2. Финны не отдают картины екатерины. Европейские сокровища для российской императрицы

Каких только сокровищ не скрывают воды морей и океанов! Вот и на дне Балтийского моря, недалеко от берегов Финляндии, лежит затонувший корабль. Говорят, в его трюмах покоится бесценный груз - картины, предметы роскоши, украшения стоимостью в миллиард евро. Но почему же драгоценный клад до сих пор сокрыт пучиной вод?

Мой дядя самых честных правил…
Всё дело в том, что на сокровища претендуют сразу несколько стран - Финляндия, Швеция, Россия и Нидерланды. А из-за того, что они никак не могут прийти к соглашению, клад, история которого сама по себе является невероятной и захватывающей, все ещё лежит на дне.

Итак. В конце XVIII века российский посол в Голландии граф Андрей Шувалов на балу познакомился с прелестной девицей по имени Аннабель. Граф влюбился в красавицу с первого взгляда, стал ухаживать за ней и в конце концов добился взаимности. Голубки проводили вместе почти все время, и в один из дней юная Аннабель познакомила своего кавалера с дядюшкой. Им оказался не кто иной, как известный голландский коллекционер живописи Геррит Браамкамп. Он с гордостью продемонстрировал русскому графу бесценные собрания полотен нидерландских и немецких художников. А заодно пожаловался на то, что стар и что сил заниматься любимым делом уже не осталось.

Увы, сударь, мой преклонный возраст не позволяет мне отдавать коллекционированию все силы, как в прежние годы. Впереди старость, а дело моё продолжить, знаете ли, некому. Вот и решил я продать свою коллекцию какому-нибудь ценителю искусства. Не повесе какому-то, а достойному человеку. Коллекция, на которую я потратил всю жизнь, должна попасть в руки истинного ценителя и большой души человека. Я хочу, чтобы о моем детище говорили, чтобы оно было овеяно славой… Впрочем, простите меня, старика, это уже нескромно.

Но чем же я, сударь, могу вам помочь?

Можете, друг мой, можете. Поговорите о моих сокровищах с вашей императрицей. Я слышал, что Екатерина II, будучи дамой весьма образованной, покровительствует искусству, да и сама является большим ценителем живописи и драгоценностей.. Как знать, может быть, её величество пожелает купить мою коллекцию…

Так и вышло. Осенью 1771 года граф Шувалов по распоряжению Екатерины выкупил у Геррита Браамкампа его сокровища. Коллекцию нужно было доставить в Санкт-Петербург - предполагалось, что она украсит Зимний дворец.

Страшный шторм
Для транспортировки ценного груза был выбран голландский двухмачтовый парусник «Фрау Мария». В его трюмы загрузили полотна знаменитых художников - Герарда Терборха, Хендрика ван Балена, Яна ван Гойена, Габриеля Метсю, Герарда Доу. А ещё «Фрау Мария» везла драгоценности, статуэтки из золота и серебра, богато украшенные рамы для картин, фарфоровые курительные трубки, кофе, сахар, дипломатическую почту.

«Фрау Марии» надлежало проследовать по водам Балтийского моря до Северной столицы, делая промежуточные остановки в портах Швеции. Командовал судном опытный капитан Рейнуд Лоренс.

9 октября судно сделало остановку в шведском порту Або (ныне финский город Турку), взяло на борт груз и отчалило. Но почти сразу же начался сильнейший шторм. Несмотря на все усилия моряков, волны и ветер сделали судно неуправляемым - у «Фрау Марии» были повреждены паруса и рулевое управление.
Волны бросили корабль на прибрежные скалы, и спустя несколько часов «Фрау Мария» затонула.

Команда практически не пострадала - на помощь морякам пришли финские рыбаки на своих лодках. Спасся и граф Шувалов - во время путешествия он проводил время с юной Аннабель, которую дядя отправил сопровождать сокровища. Но вот ценный груз ушёл на дно морское. Хотя капитан просил финнов спасти хотя бы ящики с картинами, сделать это не удалось: они были слишком большими и тяжёлыми (при погрузке на корабль пришлось даже разобрать часть обшивки).

Когда Екатерина Великая узнала о трагическом крушении парусника с драгоценностями, она пришла в неописуемую ярость. Влетело в первую очередь графу Шувалову. А тут ещё о его романе с юной Аннабель стало известно супруге вельможи, статс-даме Екатерине Салтыковой.

Императрица повелела срочно приступить к подъёму затонувшего корабля. Но ведь «Фрау Мария» находилась на территории Швеции! Шведский монарх Густав III стал чинить российской стороне всяческие препятствия. Безусловно, он захотел заполучить свой кусок пирога и мечтал о проценте от клада.

Потом же политическая обстановка в стране резко поменялась, и стало не до того. О «Фрау Марии» забыли до 1999 года.

Это - мне, это - тебе…
В июне 1999 года на затонувший корабль наткнулась команда ныряльщиков под руководством финского дайвера Райно Койвусаари. Райно всю свою жизнь искал «Фрау Марию». Примерные координаты места крушения судна были известны, и ныряльщик метр за метром кропотливо обследовал дно Балтийского моря, пока наконец не наткнулся на судно. Оно покоилось на глубине 41 метр между финскими островами Юрмо и Бургсте.

Дайверы из команды Койвусаари подняли на берег некоторые предметы с затонувшего судна - судовую печать, принадлежавшую капитану Рейнуду Лоренсу, фарфоровую курительную трубку, серебряную вазу и несколько монет. Все эти ценности перешли в собственность Финляндии.

Главные сокровища остались на дне - причём исследователи полагают, что картины и прочие драгоценности прекрасно сохранились. Дело в том, что при отправке из Голландии ценный груз упаковали в специальные тубусы из лосиной кожи, а те в свою очередь поместили в свинцовые контейнеры и герметично закупорили. Поэтому можно надеяться на то, что время и морская вода пощадили шедевры.

Кстати, в этом районе Балтики море удивительно чистое и почти нет грибка. Сама деревянная обшивка «Фрау Марии» сохранилась идеально. Один из финских дайверов попытался было вбить гвоздь в борт судна - так гвоздь согнулся!

Казалось бы, дело осталось за малым - поднять затонувший корабль на поверхность. Но тут-то и начались сложности. Теоретически груз «Фрау Марии» принадлежал России - ведь Екатерина II выкупила его у голландского коллекционера. Но корабль затонул на территории, которая в XVIII веке принадлежала Швеции, а сейчас находится под юрисдикцией Финляндии. Значит, эти две страны тоже претендуют на драгоценный клад. А ещё судьбой сокровищ интересуются Нидерланды - ведь корабль, который перевозил клад, принадлежал им.

Как бы то ни было, основные претенденты на «Фрау Марию» - Финляндия и Россия. Финны даже составили смету - согласно этому документу подъём судна на поверхность обойдётся в 80 миллионов евро. В эту внушительную сумму включена стоимость реставрации самого корабля: планируется, что он станет уникальным плавучим музеем. Если российская сторона согласится с этим проектом, «Фрау Мария» окажется на суше уже в ближайшее время. А пока место крушения охраняют от «чёрных ныряльщиков» финские пограничники. Ведь с тех пор, как координаты корабля были неосмотрительно опубликованы в прессе, появилось множество желающих завладеть сокровищами старого коллекционера, который так мечтал пристроить их в хорошие руки и овеять славой…

Похоже, его мечта всё-таки сбылась.

Святой Михаил
Балтика - настоящая копилка ценностей, ведь на её дне покоятся более 6 тысяч кораблей. Так, в 1953 году финские рыбаки обнаружили у острова Борете остов корабля. Сначала историки не заинтересовались находкой. Но в 1961 году за дело взялись шведские дайверы. Они предположили, что этот корабль - русский «Святой Михаил», следовавший в 1747 году из Амстердама в Санкт-Петербург с грузом ценностей для русского императорского двора. В числе сокровищ был резной золочёный кабриолет для императрицы Елизаветы Петровны. Финны отдали затонувший корабль шведам, а потом локти кусали: в первый же день дайверы подняли 34 золотые французские табакерки. Кроме того, на корабле хранились золотые и серебряные часы французской и английской работы, образцы мейсенского фарфора, золотые накладки на мебель. Странно, но руководство СССР никаких прав на находки не предъявило, хотя могло бы - ведь юридически груз принадлежал России.

Наталья Косякина


Одиссея корабля «Vrouw Maria» началась в извилистых каналах Амстердама. Торговец древесиной и коллекционер Геррит Браамкамп скончался в возрасте 71 года. В последние 30 лет жизни он тратил практически все свои сбережения на приобретение лучших европейских произведений искусства. Геррит Браамкамп рано потерял жену, и эта коллекция стала своего рода заменой. Поэтому всю свою энергию и любовь он направил на собирание полотен.

После смерти коллекционера представители королевских семей со всей Европы приехали в его имение, надеясь приобрести хотя бы малую часть знаменитой коллекции. В июле 1771 года был организован публичный аукцион. Было продано 12 тысяч билетов на мероприятие, а сам аукцион посетило около 20 тысяч человек. В числе желающих приобрести полотна из собрания Браамкампа была и российская императрица Екатерина Великая. Она велела послу в Гааге пойти на аукцион и купить несколько холстов для ее собственной коллекции. Представитель императрицы предложил за картины наивысшую цену, и в результате ему досталась бесценная подборка картин. Дипломатический представитель Российской империи урегулировал вопрос с доставкой полотен в Санкт-Петербург. Для того чтобы попасть в Эрмитаж, холсты должны были пересечь Балтийское море. Подобное морское путешествие было рискованным, но никто и не подозревал, насколько неудачным оно окажется.

В далеком 1771 году Екатерина II хотела получить свою коллекцию как можно быстрее и предпочла долгому процессу доставки по суше, морской путь.

Императрица Екатерина Великая

Для перевозки ценностей в Голландии была зафрахтована шхуна «Vrouw Maria». Парусное судно ничем не напоминало роскошный имперский корабль. Но для выполнения данной задачи это был оптимальный выбор. Только роковое стечение обстоятельств помешало маневренному судну с опытной командой доставить ценный груз по назначению.

«Vrouw Maria» был типичным для своего времени кораблем. Шхуна отличалась хорошей грузоподъемностью и высокой скоростью. Поскольку груз был исключительно ценным, его бережная погрузка заняла несколько недель. Перед тем как загрузить картины в трюм судна их упаковали в пеналы из лосиной кожи. Пеналы вложили в свинцовые сосуды и залили сверху воском. А уж потом эти сосуды запаяли свинцовыми крышками. Вместе с дорогостоящим грузом, приобретенным на аукционе, на корабль было погружено кофе, сахар, керамические курительные трубки и стекла для очков.

Сложный путь в Санкт-Петербург

После погрузки шхуна «Vrouw Maria» отправилась в Санкт-Петербург. Корабль без осложнений покинул Амстердамский порт и вышел в Балтийское море. В то время этот морской маршрут считался одним из самых опасных. Вдоль финского побережья навигация была очень сложной, из-за десятка торчащих из-под воды камней. Некоторые из них обросли растительностью и были заметны издалека, а другие скрывались под поверхностью воды. У капитанов кораблей был небольшой выбор: они могли чудом избежать естественных препятствий или столкнуться с непогодой, которая способна погубить даже самое надежное судно того времени.

Когда шхуна «Vrouw Maria» двигалось по ветру, погода стояло ужасной. Туман постоянно сбивал капитана с курса. Когда шторм усилился капитан Reynoud Lourens (Рейнуд Лоренс) дал команду рулевому сбавить скорость, но было уже поздно. Корабль на полном ходу приближался к рифам, которых вдоль финского залива было немало. Ночью шхуна ударилась о скалу и потеряла управление. При попытке бросить якорь последовал второй удар, и судно дало течь. Испуганные моряки пытались откачать воду и молились о спасении.

Моряки выкачивали воду до самого утра, а когда взошло солнце, моряки увидели что находятся в окружении скал и рифов. Ситуация была крайне неприятная. К счастью команды мимо проплывала рыбацкая шхуна, моряки с которой предложили пострадавшей команде свою помощь. Сочтя дальнейшее пребывание на корабле опасным, капитан отдал приказ покинуть судно. 9 октября 1771 года через пять дней после столкновения с рифами шхуна «Vrouw Maria» ушла на дно Балтийского моря.

Во время крушения картины императрицы спасти не удалось. Главной проблемой этого предприятия были их огромные размеры - площадь каждого полотна составляла около двух квадратных метров, поэтому извлечь холсты из трюма было невозможно. Всей команде удалось спастись до того как шхуна полностью ушло под воду.

Добравшись до континента, моряки направились в столицу Финляндии. Капитан корабля дал отчет о своих действиях в королевском дворце. Также капитан передал свой бортовой журнал и объяснил причины случившегося. Только после этой процедуры он мог обратно возвратиться в Амстердам.

Если бы речь шла о простом грузовом судне дело бы сразу закрыли, но шхуна «Vrouw Maria» унесла на дно невероятно дорогую коллекцию полотен. Финские власти сразу же оповестили владельцев об этом инциденте. Екатерина Великая была очень расстроена, узнав о случившемся, и она немедленно организовала масштабный поиск пропавшего судна. Императрица послала своих подданных в Финляндию, перед которыми стояла непростая задача - найти и вернуть на родину бесценную коллекцию. Для того чтобы достать со дна хотя бы часть груза требовалось несколько кораблей, хорошая погода и конечно же удача. Дополнительными проблемами для посланников Екатерины стали обширные зона поиска и местное население промышлявшее грабежом кораблей, потерпевших крушение.

После целого года поисков финны и русские остались ни с чем. Ценный груз оказался на слишком большой глубине. Как только поиски были закончены, о корабле забыли. Его даже перестали упоминать в письменных источниках.

На протяжении последующих двух веков затонувший корабль представлял особый интерес для скандинавских кладоискателей. Интерес к шхуне «Vrouw Maria» резко возрос в 1979 году, когда о крушении корабля была написана книга.

И только через 200 лет после гибели «Vrouw Maria» новейшие технологии помогли осмотреть то, что осталось от судна.

В 1999 году международная команда профессиональных искателей подводных сокровищ обнаружила под водой в районе Аландских островов неплохо сохранившееся судно. Закругленная форма корпуса, разбитый руль и высокие мачты указывали на шхуну «Vrouw Maria». Корабль находится в прекрасном состоянии - древесина хорошо сохранилась в холодных водах Балтики.

Шхуна «Vrouw Maria» на дне Балтики



Дайверы установили, что «Vrouw Maria» стоит вертикально на глубине 41 м, ее корпус на несколько метров погрузился в ил. Сохранность корабля обеспечили малосоленая вода в заливе и отсутствие течений. Кроме того, в этом месте полностью отсутствует грибок, который обычно разрушает затонувшие суда.

Исследователей волновал единственный вопрос - какие именно холсты из коллекции Екатерины Великой могут находиться на борту? Утраченные полотна идентифицировали методом исключения. Подсчеты археологов показали, что это было около 21 работы. Именно они были куплены Екатериной Великой.

Список картин, которые были загружены в трюм шхуны «Vrouw Maria»:
Hendrick van Balen (1575-1632): «Девственница и молодой Иисус Христос»;
Gerard ter Borch (1617-1681): «Музыкант с гитарой»;
Gerard ter Borch (1617-1681): «Офицер, пишущий письмо»;
Gerard ter Borch (1617-1681): «Девушка с собакой»;
Gerard Dou (1613-1675): «Девушка в желтом»;
Gerard Dou (1613-1675): «На приеме у хирурга»;
Jan van Goyen (1596-1656): «Деревня на берегу реки»;
Willem Joseph Laquy (1738-1798): «Художник с учеником»;
Johannes Lingelbach (1622-1674): «Корабль на якоре»;
Gabriel Metsu (1629-1669): «Служанка с зайцем в руках»;
Frans van der Myn (1719-1783): «Джентльмен с бокалом»;
Adrian van Ostade (1610-1685): «Человек за столом»;
Paulus Potter (1625-1654): «Большая воловья повозка»;
Abraharm Stork (1644-1708): «Город на Рейне»;
Adriaen van de Velde (1636-1672): «Стадо на отдыхе»;
Jakob de Wit (1695-1754): «Кувшин с цветами»;
Philips Wouwerman (1619-1668): «Драка»;
Philips Wouwerman (1619-1668): «Старый дом»;
Philips Wouwerman (1619-1668): «Сцена с охотником»;
Philips Wouwerman (1619-1668): «Мальчик с лошадью»;
Philips Wouwerman (1619-1668): «У реки»;

Полотна, которые находятся на борту судна «Vrouw Maria» это шедевры, чья стоимость может исчисляться миллионами долларов. Эксперты задаются вопросом - если все же сокровища удастся поднять со дна, кому они будут принадлежать и сколько они будут стоить.

Материальная выгода от подъема полотен с шхуны «Vrouw Maria» довольно сомнительная. Если бы судно затонуло в международных водах, исследователи получили бы процент от общей суммы найденного груза, но корабль покоится в финских водах и по закону полностью принадлежит государству. Поэтому о находке сразу же оповестили военное ведомство. Теперь этот район просматривают с помощью гидрофонов и камер, и никто не останется не замеченным. Время реагирования береговой охраны около 5 минут.

Техническая сторона вопроса о подъеме судна «Vrouw Maria» оказалась не менее сложной. На сегодняшний день только две морские компании, специализирующиеся на поднятии затонувших кораблей, изъявили желание участвовать в тендере на подъем груза или целиком затонувшего парусника. Это компания «SMIT International» и «Mammoet Salvage» - участвовавшая в подъеме подводной лодки «Курск».

Схема подъема судна «Vrouw Maria»

Финской стороной планируется, что шхуна «Vrouw Maria» может быть поднята не ранее 2017 года. Российская сторона предполагает произвести работы уже в 2010 году. По оценке финских экспертов проект по подъему со дна Балтики шхуны «Vrouw Maria» обойдется в 80 миллионов евро, причем половина этой суммы пойдет на консервацию корабля и создание исторического музея. Переговоры о принадлежности и подъеме корабля между заинтересованными ведомствами ведутся с 2007 года.

История корабля «Vrouw Maria» все еще далека от своей развязки. По-мнению экспертов потребуются годы, чтобы собрать деньги на подъем судна. Ситуация с правами на бесценный груз поставила в тупик многих юристов. Твердо можно сказать одно в ближайшие годы затонувшее судно не раскроет свою главную тайну.

Одиссея корабля «Vrouw Maria » началась в извилистых каналах Амстердама. Торговец древесиной и коллекционер Геррит Браамкамп скончался в возрасте 71 года. В последние 30 лет жизни он тратил практически все свои сбережения на приобретение лучших европейских произведений искусства. Геррит Браамкамп рано потерял жену, и эта коллекция стала своего рода заменой. Поэтому всю свою энергию и любовь он направил на собирание полотен.

После смерти коллекционера представители королевских семей со всей Европы приехали в его имение, надеясь приобрести хотя бы малую часть знаменитой коллекции. В июле 1771 года был организован публичный аукцион. Было продано 12 тысяч билетов на мероприятие, а сам аукцион посетило около 20 тысяч человек. В числе желающих приобрести полотна из собрания Браамкампа была и российская императрица Екатерина Великая. Она велела послу в Гааге пойти на аукцион и купить несколько холстов для ее собственной коллекции. Представитель императрицы предложил за картины наивысшую цену, и в результате ему досталась бесценная подборка картин. Дипломатический представитель Российской империи урегулировал вопрос с доставкой полотен в Санкт-Петербург. Для того чтобы попасть в Эрмитаж, холсты должны были пересечь Балтийское море. Подобное было рискованным, но никто и не подозревал, насколько неудачным оно окажется.

В далеком 1771 году Екатерина II хотела получить свою коллекцию как можно быстрее и предпочла долгому процессу доставки по суше, морской путь.

императрица Екатерина Великая

схема подъем а судна «Vrouw Maria»

Финской стороной планируется, что шхуна «Vrouw Maria » может быть поднята не ранее 2017 года. Российская сторона предполагает произвести работы уже в 2010 году. По оценке финских экспертов проект по подъему со дна Балтики шхуны «Vrouw Maria » обойдется в 80 миллионов евро, причем половина этой суммы пойдет на консервацию корабля и создание исторического музея. Переговоры о принадлежности и подъеме корабля между заинтересованными ведомствами ведутся с 2007 года.

История корабля «Vrouw Maria » все еще далека от своей развязки. По-мнению экспертов потребуются годы, чтобы собрать деньги на подъем судна. Ситуация с правами на бесценный груз поставила в тупик многих юристов. Твердо можно сказать одно в ближайшие годы затонувшее судно не раскроет свою главную тайну.

Технические данные шхуны «Vrouw Maria»:
Длина - 24,5 м;
Ширина - 7 м;

Совсем недавно во время шторма на берег Балтийского моря в Зеленоградске (это бывший прусский Кранц) выбросило загадочную скульптуру: красивый женский бюст без головы. При ближайшем рассмотрении выяснилось, что подарок из морских глубин может быть «Раненой амазонкой» – древнегреческой скульптурой, датированной аж V веком до н.э. Но откуда она взялась на балтийском пляже? Эксперты считают: раритет мог быть выброшен на берег с борта бригантины «Фрау Мария».

Корабль, перевозивший по заказу Екатерины Великой уникальные экспонаты для Эрмитажа, ушёл на дно в 1771 году. При этом место гибели судна известно. Почему же его до сих пор не подняли? Оказывается, Россия и Финляндия никак не могут решить, кто же является законным владельцем этого огромного ларя с сокровищами, стоимость которых оценивается в 2 млрд долларов.

«Фрау Мария» попала в шторм в ноябре 1771 года, затонув у берегов Швеции (сегодня это территориальные воды Финляндии). Прошло свыше 200 лет, пока летом 1999 года группа финских дайверов случайно не обнаружила под водой судно, покрытое слоем грязи и ила. При ближайшем рассмотрении выяснилось: эта старинная посудина и есть «Фрау Мария». Новостью сразу же заинтересовались в российском благотворительном фонде «Спасение национальных культурно-исторических ценностей».

Раритеты Екатерины II

– Шхуна «Фрау Мария» находится в 11 километрах от финского острова Юрмо, – рассказывает глава фонда, известный меценат Артём Тарасов. – Исследователи установили: ценный груз не пострадал при крушении, потому что, перед тем как загрузить музейные экспонаты в трюм, их бережно упаковали в ящички из лосиной кожи. Потом их вложили в свинцовые сосуды, залив сверху воском. Поэтому есть очень большая вероятность, что полотна великих мастеров сохранились. Всего на борту «Фрау» может быть около 300 картин, а также коллекция саксонского фарфора, золотые и серебряные статуэтки.

осталось менее трёх лет, чтобы решить вопрос, кому принадлежат сокровища. Почему же молчат российские дипломаты? Или 2 млрд долларов для нашей страны лишние?

Если следовать архивам, бригантина отчалила из Амстердама 12 августа 1771 года. Заходила «Фрау Мария» в каждый порт – в Дании, Германии и Швеции. Драгоценный груз был обозначен как «дипломатическая почта». В шторм «Фрау Мария» попала, когда вышла из порта города Турку. Напоровшись на скалу, судно начало тонуть. Поначалу команда пыталась спасти сокровища – матросы прыгали в воду, держа в руках запаянные тубы с картинами. По некоторым данным, они забрали с борта бригантины 6 или 8 полотен. Однако дальнейшая их судьба неизвестна.

– Нам не удалось найти в Амстердаме имена всех дилеров, которые покупали картины для Екатерины II, – продолжает свой рассказ Артём Тарасов. – Но имена четырёх покупателей мы всё-таки установили. И это позволило определить: они выкупили 27 картин знаменитых голландских художников XIV–XVII веков.

Таким образом, казалось бы, главный вопрос решён – факт нахождения уникальных произведений культуры на борту затонувшего судна подтверждён, теперь можно безбоязненно начинать операцию по подъёму сокровищ. Но неожиданно возникла сложность.

Делёжка подводных миллиардов

После того как стало известно, что на дне Балтийского моря лежат ценности стоимостью в миллиарды долларов, сразу же выстроилась целая очередь из желающих получить их. Одними из первых права на груз «Фрау Марии» попробовали заявить обнаружившие судно дайверы, однако финский суд отказал им. Следом подала голос Швеция – воды, в которых затонула бригантина, 200 лет назад принадлежали ей, а потому сокровища являются шведской собственностью. Правда, абсурдность такого утверждения оказалась настолько видна, что, подумав, шведы отказались от претензий. Аналогичным образом попыталась поступить Голландия – дескать, корабль ходил под голландским флагом, да и местом происхождения груза являлись Нидерланды. Однако российские архивисты продемонстрировали документ, подтверждающий, что Екатерина II заплатила и за груз, и за зафрахтованное судно. Этого оказалось достаточно, чтобы отвергнуть все потуги голландцев.

А вот с претензиями Финляндии на груз дело оказалось куда серьёзнее. Согласно её законодательству погибшее судно, обретающееся в финских территориальных водах, не может повреждаться, передвигаться или подвергаться каким-либо манипуляциям без разрешения Национального финского министерства античности. Таким образом, по закону о памятниках древности судно и груз целиком принадлежат Суоми.

– Но Россия, являясь правопреемницей собственности царской империи после 1917 года, вправе предъявить свои претензии на груз шхуны «Фрау Мария». При этом не исключается вариант судебного разбирательства в международных судебных инстанциях, – полагает почётный адвокат РФ Александр Островский.

Переговоры о подъёме корабля между Россией и Финляндией ведутся уже седьмой год. В 2009 году было объявлено, что шхуна останется на дне, пока не решится вопрос, кому же именно она принадлежит. С тех пор никаких явных подвижек не произошло.

Финляндия тянет время

По оценкам экспертов, стоимость операции по подъёму «Фрау Марии» может составить около 80 млн евро. Это не так много, учитывая, какой куш стоит на кону. К тому же работы не представляют большой сложности. Корабль стоит на 40-метровой глубине в вертикальном положении, и его корпус только на 1,5 метра заглублен в донных отложениях. То, что корабль стоит на киле, обусловлено как раз громоздким грузом в трюме, наполненном свинцовыми бочками с картинами. Сохранность корпуса обеспечили малосолёная вода в заливе и отсутствие течений.

И ещё в этом месте полностью отсутствует грибок. Крепость дерева, из которого была сделана «Фрау Мария», настолько высока, что попытка одного из финских дайверов вбить гвоздь в обшивку «Фрау» не увенчалась успехом. А потому с технической точки зрения вероятность успешного подъёма корабля на поверхность довольно высока.

Нынче уже две известные морские компании, специализирующиеся на поднятии затонувших кораблей, изъявили желание участвовать в тендере на подъём груза «Фрау Мария». Обе эти компании – SMIT Internationale и Mammoet Salvage – участвовали в подъёме атомной подводной лодки «Курск» в 2000 году. Потенциальные инвесторы, среди которых есть и российские бизнесмены, уже заявили о готовности профинансировать работы.

Так, может быть, пора начинать их, пока суровые морские течения и штормы не разломали судно на части? Тем более что время идёт, и в этом кроется самая большая опасность. Согласно финскому закону о памятниках древности Финляндии, если затонувшее судно и груз пробудут в её водах 100 лет, то после этого принадлежать они будут исключительно финской стороне. И пытаться оспорить это через суд не удастся: Финляндия не подписывала Международную конвенцию ЮНЕСКО об охране подводного культурного наследия, а потому имеет право руководствоваться только собственными законами. Столетие существования Финской Республики приходится на 2018 год. Таким образом, осталось менее трёх лет, чтобы решить вопрос, кому принадлежат сокровища. Почему же молчат российские дипломаты? Или 2 млрд долларов для нашей страны лишние?

Благотворительный фонд «Спасение национальных культурно-исторических ценностей» был создан в декабре 2003 года. Председатель фонда Артём Михайлович Тарасов – известный политик, бизнесмен, первый легальный советский миллионер – стал инициатором спасения драгоценного груза шхуны «Фрау Мария». Первый успешный проект фонда Артёма Тарасова – возвращение в Россию малой диадемы дома Романовых. Эту корону украшают 822 бриллианта и 70 рубинов. Она была изготовлена в 1890 году по заказу великого князя Михаила Михайловича Романова.

Что же касается МИД РФ, то он, судя по всему, потерял интерес к подъёму «Фрау Марии». Нет интереса ни у Министерства культуры, ни у Государственной думы. Финансировать подъём «Фрау Марии» готов известный российский меценат Михаил Слипенчук. Однако для проведения работ прежде необходим договор на межгосударственном уровне. Увы, государственные мужи хранят молчание. Хочется надеяться, что спасённые сокровища с борта «Фрау Марии» всё же займут свои места в Эрмитаже, пусть с опозданием на несколько веков.

И з Хельсинки в Финском заливе стартовала морская экспедиция международной экспертной группы к месту затопления корабля «Фрау Мария» с коллекцией картин императрицы Екатерины II на борту. Об этом EUROMAG сообщили в благотворительном фонде «Спасение национальных культурно-исторических ценностей» , глава которого Артем Тарасов принимает участие в экспедиции.

Кроме него в состав российской делегации входит начальник Управления по сохранению культурных ценностей Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия РФ Виктор Петраков, генеральный директор «Балтспецфлота» Андрей Шпигель и представители посольства РФ в Финляндии. В ходе трехдневной экспедиции представители России хотят обсудить с финскими властями возможность подъема как всего корабля, так и только его драгоценного груза.

Голландское торговое судно «Фрау Мария», затонувшее в 1771 году, было обнаружено в территориальных водах Финляндии в 1999 году. По инициативе российской стороны были осуществлены исследования архивных материалов, которые доказали наличие на борту произведений искусства, купленных на аукционе в 1771 году для Екатерины II. В частности, предполагается, что на корабле находятся 27 картин голландских художников XVI — XVII веков, в том числе Рембрандта, которые оценены музейными экспертами не менее чем в 500 млн евро.

Россия неоднократно предлагала Финляндии поднять груз, однако власти в Хельсинки пока не дают согласие на эту операцию. «Мы были готовы нырять еще два года назад. Более того, специалисты «Балтспецфлота» предоставили Финляндии макет одного из вариантов подъема груза, а представители Эрмитажа подтвердили готовность участвовать в реставрации поднятых картин», - сообщили EUROMAG в фонде «Спасение национальных культурно-исторических ценностей».

Но финские власти, ссылаясь на то, что затонувшее судно находится в заповедной зоне Аландских островов, не дают разрешение. «Создается впечатление, что их план – вести такую планомерную хилую работу, всячески затягивать решение вопроса», - заявили в Фонде.

Согласно действующему финскому законодательству, погибшее судно, которому 100 лет и более, найденное в финских территориальных водах, не может повреждаться, передвигаться или подвергаться каким-либо манипуляциям. По Закону о памятниках древности, судно и груз принадлежат государству Финляндии. Правда, самой Финляндии ста лет еще не исполнилось, так как до 1918 года она входила в состав Российской империи, а значит, закон в отношении «Фрау Марии» вступит в силу в 2018 году.

Тем не менее, в прошлом месяце финские власти дали разрешение на работы по подъему 70 бутылок шампанского, обнаруженных на затонувшем в начале 19 века корабле. Подъем начался 31 августа у берегов финского острова Фегле в Балтийском море.

Как уже писал EUROMAG, . Согласно заключениям ведущих экспертов, вполне вероятно, что обнаруженное в море шампанское - высокого качества и стоимость одной бутылки может достигать нескольких тысяч евро. Многие всемирно известные аукционеры уже проявили повышенный интерес к напитку и заявили о готовности продать его «с молотка».