Главная · Шпаклевка · Как определить способности к иностранным языкам. Способен ли я выучить иностранные языки? Почему мы знаем родной язык

Как определить способности к иностранным языкам. Способен ли я выучить иностранные языки? Почему мы знаем родной язык

Ты потратила много сил на изучение английского, немецкого или испанского, а воз и ныне там. Попробуем разобраться, с чего бы это.

Не хватает способностей к иностранным языкам

Ну не дано - и все тут. Штука в том, что очень часто уверенность в своей лингвистической безнадежности ты поддерживаешь самостоятельно. Вернее, этим занимается ворчливый внутренний критик, которому все в тебе не так да не эдак. "Этот голос нашептывает: "кошмар", "тормозишь", "у других получается, а ты никак не можешь запомнить", - говорит психолог Татьяна Труфанова. - Доходит до смешного. Девушку, которая лишь два месяца назад начала учить французский, спрашивают, как у нее с языком. "Я плохо говорю по-французски", -потупившись отвечает она. Но раньше она вообще этого не делала! Это - не "плохо", а несомненный прогресс". Что делать? Судью на мыло! Он тебе - слово, ты ему - три, с противоположным знаком. "Возьми за правило каждый раз, занимаясь языком, хвалить себя минимум трижды, - советует психолог. В процессе или по итогам занятия отмечай, что у тебя сегодня получилось. И хорошо бы фиксировать успехи письменно". Постепенно дурная привычка корить себя за мифические промахи уступит место полезному позитивному подкреплению, а это сила.

У тебя плохая память на иностранные языки

Бывает, конечно. Но дело в том, что память памяти рознь. Вернее, каждый из нас располагает далеко не единственным ее видом (доказано). И если один из них действительно проседает, то другой работает в полную силу. "Допустим, слабовата визуальная память, и ты плохо запоминаешь написание слов, - объясняет психолог. -Зато аудиальная память у тебя прекрасная и позволяет хорошо воспринимать новые выражения на слух". Что делать? Разобраться, в чем твоя сильная сторона, и, исходя из этого, подобрать адекватный способ обучения. Убьешь двух зайцев: не позволишь внутреннему критику потоптаться на твоей самооценке и ускоришь процесс освоения языка.

Выбери правильную методику изучения иностранного языка

Помнишь уроки иняза в школе и институте? Вот и мы - как вспомним, так вздрогнем. "Как правило, "государственные" педагоги до сих пор используют жесткий метод "грамматика и перевод", - говорит преподаватель Игорь Любимов-Шутов. - Он был придуман англичанами примерно 300 лет назад для обучения студентов-медиков латыни. А та к тому моменту уже давно была мертвым языком. То есть на латыни не требовалось общаться, необходимо было только читать и переводить со словарем научные тексты и рецепты". Понимаешь теперь, почему кое-как пересказать топик про Лондон, столицу Британии, ты еще в силах, а вот непринужденно поболтать с симпатичным англосаксом о последнем диске Джеймса Бланта - никак? Что делать? Найти место, где тебя будут учить правильно. Действуй по плану (неважно, ищешь ты преподавателя-частника или языковые курсы).

  1. Выбери методику. Предпочтительнее всего коммуникативный метод. Если вкратце, то его суть - "все включено". По итогам обучения ты сможешь говорить на желанном языке, понимать обращенную к тебе речь и адекватно реагировать на нее, читать и писать - в общем, освоишь предмет всесторонне.
  2. Спроси, в каком объеме на уроках используется русский. В идеале он не используется вообще, все занятие проводится на изучаемом языке. Поначалу будет сложновато, но ведь именно так, методом беспощадного погружения, осваивают речь младенцы. И ничего, справляются.
  3. Изучи учебные пособия.

Как минимум посмотри, кем и когда написан учебник и какое издательство его выпустило. Два главных правила:

хорошо, если пособие разработано носителями языка. Элементарно - у аборигенов больше опыта преподавания родной речи как иностранной, и они лучше знают, как на самом деле говорят сейчас в их стране;

учебники и прочие пособия выпущены не более 5 лет назад или, по крайней мере, переизданы с соответствующими исправлениями и дополнениями. Язык - штука живая и постоянно меняющаяся, поэтому лексика и тематика нулевых в наше время - почти безнадежное ретро.

Где найти среду для изучения языка

"Набоков с детства говорил на русском, английском и французском. И дело тут не в его гениальности, а в присутствии рядом с ребенком иноязычных гувернанток", -считает Татьяна Труфанова. Иными словами - бытие определяет знание. Что делать? Создать себе языковую среду. Ты можешь:

  • смотреть онлайн программы иностранных телеканалов и слушать радио;
  • подписаться на зарубежный киносервис и смотреть фильмы и сериалы без дубляжа, лучше даже без родных субтитров. "Не заглядывай
  • в словарь, - советует Игорь Любимов-Шутов. - Расслабься и просто следи за сюжетом. Самую важную информацию не раз повторят, или все станет ясно из контекста";
  • наладить регулярную переписку с носителем языка в соцсети. Нет никого? Подпишись на страничку знаменитости или зарубежного новостного агентства, оставляй комментарии, смотри, как на них реагируют другие посетители, вступай в дискуссии;
  • найди среди знакомых человека, который может поддерживать разговор на изучаемом языке хотя бы на простейшем уровне. Договоритесь, что родная речь из вашего общения, письменного или устного, отныне исключается. Если что - жесткое don"t understand, и будь любезна;
  • стань завсегдатаем разговорного языкового клуба;
  • читай книжки (можно сочетать с прослушиванием аудиоверсий). "Чтение закрывает список, поскольку литературный язык существенно отличается от повседневной речи", - объясняет Игорь Любимов-Шутов.

Не ленись изучать иностранный язык

Вообще-то "нет времени" очень часто подразумевает просто "мне лень". "А у этого явления две составляющие, - говорит психолог. - Первая - отсутствие подлинной мотивации. Вторая - далеко отложенное вознаграждение". Что делать? Замотивировать себя хорошенько. Даже если цели твои туманны, подумай о том, что знание языка автоматически:

  • открывает доступ к самой свежей информации в любой сфере. Только что опубликованный научный труд, горячие новости, кинопремьеры на языке оригинала, онлайн-лекции профессоров престижных университетов - все к твоим услугам;
  • расширяет круг общения. А это новые друзья, клиенты и работодатели, люди,
  • у которых можно снять жилье за границей, возлюбленные в конце-то концов.

Допустим, твоя главная цель предельно конкретна. "Разбей путь к ней на несколько этапов, - советует психолог. - Задача каждого из них должна быть точно сформулированной и достижимой". Справилась - выдала сама себе ценный приз. Например, "если успешно напишу полугодовой тест по английскому, поеду в Лондон практиковаться".

И еще один важный момент. Мы не ленимся делать то, что уже вошло в привычку. От тебя требуется принять решение "раз и навсегда" - да, я буду заниматься языком каждый день. "Дальше нужно соблюсти два условия, - говорит Татьяна Труфанова. - Бери посильную ношу. Не уверена, что сможешь найти в расписании целый час на самостоятельную работу, -выдели железные 15 минут. И определи условный сигнал, по которому будет начинаться занятие: например, выходишь утром из душа и тут же берешь карточки со словами". Главное - не сломаться в самом начале, а там уж в мозге возникнут правильные нервные пути, и работа пойдет как по маслу.

© Текст: Юля Петрова
© Фото: depositphotos.com

Что такое «способность к иностранным языкам» и как их развить?

Эта тема уже поднималась в статьях Центра языковой психологии. И стало понятно, что она требует более детального рассмотрения.

Дело в том, что внятный ответ на вопрос о языковых способностях знает не всякий преподаватель, не говоря уже об учащихся. От этого незнания страдает содержательная сторона обучения, и как следствие, его результат.

Поэтому и преподавателю, и тому, кто собирается изучать иностранный язык, стоит быть в курсе того, какие качества следует развивать и на что опираться. Объективная картина, отражающая сильные и слабые стороны конкретного студента, способна в разы увеличить эффективность обучения иностранному.

Все способности человека принято условно делить на общие и специальные. К общим относятся универсальные, широкого спектра действия, связанные с памятью и интеллектом. К специальным, как следует из названия, относятся более узко направленные качества, такие как, например, способность к музыке или рисованию.

>На практике общие и специальные способности часто оказываются неразрывно связанными. Например, для того, чтобы написать картину, следует обладать не только способностью к рисованию и чувством цвета, но также развитой логикой, пространственным и образным мышлением, то есть определёнными общими способностями.

Способности к иностранным языкам так же состоят из общих и специальных. В числе общих здесь стоит выделить память, а также аналитические и синтетические функции интеллекта. К специальным относятся прежде всего фонематический слух и имитационные способности.

Фонематический слух – это способность слышать, чутко различать фонемы (звуки) языка. Фонематический не тождественен музыкальному слуху и даже располагается в другом полушарии головного мозга. Поэтому тот факт, что люди с музыкальными способностями нередко лучше овладевают иностранными языками, связан вовсе не с музыкальным слухом. На это влияют общие способности интеллекта, развитые музыкальным образованием. Кроме того, музыкальный слух может оказывать влияние на способность слышать и правильно воспроизводить интонацию иностранной речи.

Один и тот же человек может иметь хорошо развитыми оба вида слуха. Но запомните: само по себе развитие музыкального слуха никоим образом не влияет на фонематический. Людей, которые хорошо слышат музыку и очень плохо воспринимают на слух иностранную речь, гораздо больше, чем равно одарённых фонетически и музыкально.

Фонематический слух резко обострён в младенчестве. Именно он является основой, на которой строится восприятие родного языка. Поэтому без прочного фундамента в виде развитого фонематического слуха применительно к иностранному языку ни о каком качественном обучении не может быть и речи.

Имитационные способности – это то, от чего зависит ваша возможность подражать другому человеку. Механизм подражания включается у нас с первых месяцев жизни и лежит в основе освоения большинства жизненных навыков. Обучаясь подобным образом родной речи, мы подражаем мимике, интонации, ритму, произношению говорящего. Если, изучая иностранный язык, вы аналогичным образом не учитесь подражать речи носителя языка, то ваше обучение похоже на плавание в бассейне, в котором нет воды!

Фонематический слух и имитационные способности присущи от рождения любому человеку. В большей или меньшей степени они сохраняются на протяжении всей жизни, иногда оставаясь в спящем состоянии.

Значение общих способностей в контексте способностей к языкам вполне очевидно. Память позволяет нам запоминать новую информацию в виде слов и грамматических правил. Аналитические способности дают понимание структуры языка, синтетические – умение этой структурой творчески оперировать, формулировать свои мысли с помощью языка. Данные способности поэтому принято называть «вербальными».

Получается, что фонематический слух и имитационные способности прежде всего связаны с базовыми механизмами, с устной речью, которая в естественных условиях развивается у нас первой. Вербальные способности включаются на следующем этапе. Они уже связаны с речью письменной (чтением и письмом) и собственно языком. О принципиальной разнице между иностранным языком и речью можно .

Говоря о способностях к языкам, необходимо упомянуть ещё одно распространённое, но трудно формулируемое понятие: «чувство языка».

Его можно определить как способность ощущать внутреннюю гармонию, присущую любому языку, и одновременно различать фальшь и искусственность. Это лингвистическая интуиция, внутренние представление о языке.

Для чувства языка существует и научное определение – врождённая лингвистическая компетентность (это определение дано известным психолингвистом Н.Хомским). Обратите внимание на слово «врождённая». Это означает, что оно также дано человеку от природы. Поэтому включение других естественных механизмов развития речи – фонематического слуха и имитационных способностей – запускает и чувство языка. В то же время, изучение иностранного языка только лишь с опорой на вербальные способности и логику это чувство, скорее всего, забивает.

В отличии от специальных способностей, о которых шла речь выше, развитие вербальных активно задействовано во всех традиционных формах преподавания иностранных языков. А вот фонематическому слуху, имитационным способностям и чувству иностранного языка уделяют должное внимание далеко не все методы. Метод CLP их целенаправленно развивает как фундамент всего дальнейшего обучения.

Как развивать способности к иностранным языкам и до какой степени они способны к развитию у взрослого человека, мы расскажем в следующей статье.

Михаил преподаёт английский язык в московском ВУЗе, он написал письмо с критикой нашего курса. Мы решили учесть его пожелания и уже дорабатываем материалы. А пока по случаю расспросили его о развитии способностей к языкам.

Что, по вашему мнению, необходимо, в первую очередь, для овладения языком?

Мы знаем родной язык не столько потому, что с детства его учим, но в связи с тем, что за день по тысячу раз в голове прокручиваем слова, предложения, то есть мыслим. Это ежедневная практика- краеугольный камень при изучении любого языка.

Раньше английский преподавали в школах и высших учебных заведениях, но реальной потребности в его изучении не было, поскольку не развивались торговые и экономические связи. Благо, сегодня ситуация другая. Глобализация делает свое дело, и английский актуален для всех слоев населения. Развитие всемирной сети и возможность погружаться в языковую среду создает прекрасные условия для ежедневной практики.

В чем принципиальная разница между взрослыми и детьми, которые изучают язык?

Ребенок все воспринимает проще, нежели взрослый. Он быстро погружается в языковую среду и сразу старается повторять, не обременяя себя интеллектуальным осмыслением грамматики. Дети выстраивают правила из тех знаний, что у них уже есть.

Взрослые действуют согласно четкому алгоритму, который зачастую не оставляет место для импровизации. В принципе, возможности каждого человека индивидуальны, но взрослым, безусловно, есть чему поучиться у детей.

С какими сложностями может столкнуться неофит при изучении английского языка?

Любой европейский язык начинается с постижения азов грамматики, являющейся по сути языковым скелетом, на который наращивается, подобно мышцам- лексика. С этой точки зрения английский язык довольно прост.

Английский — аналитический язык, в нем отсутствуют личные окончания, зато очень развита система времен.

Для многих сложно выучить предлоги, которые представлены в большом изобилии и имеют смыслообразующие функции.

Многие ученики бросают язык из-за якобы сложной системы времен. Но это азбука языка, на которой стоит заострить внимание, в дальнейшем изучение пойдет легко.

Это скорее «отмазка», чем реальное положение дел. Не имеет значение, насколько развита оперативная память или воображение. Если человек не страдает травмами мозга и не болен, то в его силах выучить язык, применяя правильную методику, примерно за год. Нужно изменить психологическую установку и дела наладятся.

Дайте совет тем, кто занимается самостоятельным изучением английского языка

Старайтесь уделять занятиям не меньше 30 минут в день! Практикуйте тотальное погружение в изучение языка, разделяйте слова на темы- столовые приборы, предметы одежды, интерьер, наклейте стикеры с иностранными словами по дому. Постоянно проговаривайте все, что видите вокруг. Познакомьтесь с . Дерзайте, открывайте новые грани своего интеллекта, расширяйте границы сознания и у вас все получится!

Некоторым людям иностранный язык дается проще, чем остальным. Какие же способности напрямую влияют на успех изучения? В этой статье поделюсь своим мнением по данному вопросу.

Всем привет! Друзья, вы когда-нибудь задумывались о том, какие способности должны иметь люди, чтобы преуспеть в изучении иностранного языка? Или вы можете их назвать судя по себе? Тяжело ли вам дается английский?

Английский может выучить каждый.

Я учу этот язык уже коло двух лет. Прежде всего скажу, что английский под силу каждому! Неважно на сколько вы хороши в языках. Многие говорят, что они не могут выучить английский из-за их плохой способности к изучению. Они учат язык годами и не видят заметного улучшения. Я не согласен с этим утверждением. Я верю в то, что каждый может выучить английский, если этого хочет. Единственная причина неудач — это неправильный способ изучения. Правильный и эффективный подход к изучению — это самое главное.

В зависимости от , мы можем делать это лучше или хуже. Более того, я считаю, что язык — это нечто врожденное. Он уже внутри нас с самого начала. Единственное, что нужно сделать — правильно его развить. Чем больше мы стараемся использовать язык, тем быстрее он развивается. Это как мускул, который требует постоянных упражнений, чтобы стать больше. Активный способ изучения — это ключ к успеху. Это мое мнение.

О способностях к языку.

Но с другой стороны, все люди разные. И каждому требуется разное время, чтобы начать говорить на английском. Поэтому, я также верю и в способности к языку. Но что именно на прямую влияет на успех в изучении?

  1. Прежде всего, это наша память. Я могу сказать, что у меня память хорошая. Это определенно помогает мне изучать английский лучше. Как вы знаете, существует два типа памяти — активная и пассивная. Чем больше мы накапливаем в своей активной памяти, тем лучше мы говорим на английском. Так что, хорошая память — это безусловно очень важно.
  2. Следующее — это умение понимать структуру языка. Не секрет, что каждый язык имеет свою собственную структуру. Очень важно понять ее с самого начала. У некоторых людей это получается быстро, а некоторым нужно больше времени.
  3. Третий важный момент — способность обращать внимание на самое важное и не тратить время на менее значительные аспекты. Люди, которые понимают что действительно важно в языке, который они изучают, более успешны в его освоении. В зависимости от своих целей, они четко понимают что нужно делать, чтобы достигнуть их так быстро, как это возможно
  4. Также я считаю, что многое зависит от персональных качеств человека. Вероятно, что более организованные люди учат языки лучше. Кроме того, язык надо постоянно практиковать в разговоре. Таким образом, коммуникабельные люди более успешны в изучении.
  5. Последний момент — это конечно же наш опыт. Если вы уже знаете какой-то иностранный язык, то следующий будет для вас проще. Особенно, если они принадлежат к одной языковой группе. Думаю, что полиглоты со мной согласились бы.

Это было мое личное мнение о способностях к языкам. Но еще раз хотел бы подчеркнуть, что любому из нас под силу выучить иностранный, особенно английский. И если у вас что-то не получается, задумайтесь в первую очередь о своем способе изучения. И никогда не говорите, что у вас нет к этому способностей. Это вовсе не так.