Главная · Печи и камины · Лексико грамматические упражнения для подготовительной группы. Картотека "Игры для развития лексико-грамматического строя речи.". Сообщение темы занятия

Лексико грамматические упражнения для подготовительной группы. Картотека "Игры для развития лексико-грамматического строя речи.". Сообщение темы занятия

а) спряжение в прошедшем времени: плавать с аквалангом хлопать в ладоши ловить белугу глотать холодное молоко

б) прямой и обратный счет 1<ч>10. 2±±20 (двойками): смелый солдат белое одеяло голубой гладиолус главный колокол

в) подбор родственных слов:

    волк - волчиха (-ца), волчонок, волчий, волчище, волчок (серый бочок)

  • голубь - ...

    колос - ...

    колокол -...

складывать палатку

г) образование глаголов прошедшего времени ед. числа по образцу: ловить - ловил - ловила положить -

ломать - гладить -

класть - полоть -

колоть - улыбаться -

молоть - плавать -

целовать - плакать -

д) словообразование относительных прилагательных, подбор к ним существительных:

плавать - плавательный бассейн

облако -колокол -елка -клубника -солдат -

яблоко - яблочное повидло пластик -пластмасса -плата -

13. Письменная речь

а) придимывание слов, начинающихся на слоги: ла-. ло-. лу-

б) отгадывание недостающего слога, дописывание слов ю.. Ми.. упа.. аку.. ма.. пиа.. пи.. ска.. шко..

в) чтение наоборот: кул-... лаз-..

алии

г) составление слов из слогов: ка, точ, лас - ка, ал, фи - ла, ку, а - фа, ал, вит - кол, ко, ло - ток, ло, мо - мо, ко, ло - у, ка, лыб -

д) упражнения с разрезной азбукой (преобразование слов):

вол - (лов) лоза - (золд) скала - (ласка)

дал - (лад) кулак - (кукла) влага - (глава)

тол - (лот) клоп - (полк) мол - (лом)

дала - (Лада) колос - (сокол) стала - (салат, атлас)

е) вписывание пропущенной буквы Л. чтение полученных слов

га.ка га.стук бежа ву.кан

ба.кон со.дат бужа ха.ва

Во.га иго.ка па.ка мо.ния

во.ны по.день мо.чи бо.ты

по.ка ко.баса е.ка ко.готки

Иллюстративный материал на звук л на цветной вставке (с. 1-17).

Артикуляционная поза

См. звук Л (твердый) с некоторыми особенностями:

    корень языка сильно напряжен и опущен,

    передне-средняя часть спинки языка поднята,

    несколько подвинута вперед и прижимается к альвеолам вместе с кончиком языка,

    кончик языка сильно напряжен.

Подготовительные упражнения

См. звук Л, дополнительные: «Киска сердится», «Катушка», «Горка».

Постановка

Как правило, по подражанию, без особых затруднений после тщательной автоматизации твердого Л.

Основные направления автоматизации

1. ли, ле, лю, ля, лё

а) липа лиса павлин лифт лицо налим лист лимон вазелин ливень линейка оливы лисий лиана маслины липкий лизун малина линия листопад калина Лида лихой долина линза лимузин улитка лить лизать пеликан Лиза липнуть великан лилия листать оливковый

б) лев билет лес олень лента колено лебедь полено лето телега лепка тюлень леска железо лейка налево лесенка балет левый болеть лень калейдоскоп лепет улей

в) люди люк лютик любить малютка молюск салют полюс коляска поляна колядки неделя

г) лёд Алёна колёса самолёт зелёный закалённый лён Алёша кулёк мотылёк калёный опалённый лёгкий василёк малёк кошелёк солёный смолёный лётчик далёкий полёт пелёнка телёнок смышлёный

    аль, оль, уль, ыль, иль, ель, юль

    даль ноль костыль кабель тальк культ шаль соль стиль капель вальс бульдог жаль толь утиль кисель альбом бульон сталь соболь фитиль метель пальма килька медаль тополь ель пудель пальто тюльпан деталь фасоль мель табель кукольный сильный педаль быль хмель спаситель только сельдь эмаль пыль шмель любитель кольт стелька боль бутыль цель тюль пульс ателье моль кавыль щель июль пульт умельцы

    к ля, кле, клю, кли, клё акль, окль, укль, икль Меняется порядок слогов не менее 4 раз.

То же с согласными П, Т, Г, Д, 3, С, Ш и т.д.

6. а) клякса климат клеить плеск плёнка глюкоза

клятва клип наклейка плесень плётка глина

клей клин пляска племя глядеть угли

клетка клинок пляж плести цапля кегли

клещ клиника плен плюс капля сабля

вафли клюв клён плед плюш глянец

блеск клюква клёст плеть плюшка глядеть

блестеть ключ клёпка плетень плющ взгляд

бледный клюшка клёш плечи плита Глеб

блюдо блюдце слякоть последний петля шлем

шлёпанцы наблюдать след наследник тлеет шлейф

фляга блин следить слюна котлета шлюпка

фляжка блик слепить сливы заботливый шлюз

флейта близко слева сливки козлята шли

суфле блёстки следовать слёт злить шлифовать

туфля блёклый слепой слёзы шляпа шлёпать вафли

б) бинокль вопль дубль монокль спектакль коктейль

Конан-Дойль мысль ансамбль констебль

7. Толя и Валя гуляли в кленовой аллее. Люда и Оля покупали лимоны. Кленовые листья падали на землю.

На лесной поляне паслись олени с оленятами.

Лена поливает из лейки лилии и тюльпаны. и т.д.

8. На полянке мы гуляли, вили мы венки, А на нас глядели с поля васильки... Незабудки мы считали. Сколько их, гляди! Нам листочками кивали васильки...

Мы летали высоко, Мы летали низко, Мы летали далеко, Мы летали близко.

Самолёт, самолёт, Он готов уже в полёт, Полетит он над полями, Полетит он над лесами.

Ле-ле-ле, ле-ле-ле! Павлик едет на метле. Листопад, листопад, Опустели лес и сад...

Ехали мы ехали, до ели доехали, Ель объехали и назад поехали.

Юля, Юленька, юла! Юлька бойкая была. Усидеть на месте Юлька Ни минуты не могла.

Мы листики осенние. На ёлках мы сидели. А потом мы полетели И на землю сели.

Ой, ладушки, ладушки! Испекли оладушки. На окно поставили, Остывать заставили.

Пусть метет метелица, Белым снегом стелется. А мы валенки надели - Не боимся мы метели.

Иголки лежали, лежали Да под пол убежали.

Лебеди, лебеди, Белые лебеди. Лебеди летели И на воду сели. Сели, посидели, Снова полетели.

Летели две птички, Собой невелички. Как они летели, Все люди глядели. Как они садились, Все люди дивились. Сели, посидели, Взвились, полетели, Взвились, полетели, Песенки запели. Гули, гули, гуленьки! Залетели к Юленьке. Стали Юленьку качать, Стала Юля засыпать.

На мели мы налима ловили.

Есть не ели,

А за столом посидели.

Мы косили, мы устали, Под кустом легли, поспали.

Метили в цель, а попали в пень.

Листья сыплются дождём, Под ногами шелестят И летят, летят, летят...

Сели и всё съели.

Всё летит. Должно быть это Улетает наше лето.

9. Лексико-грамматические упражнения

а) образование родственных слов: лист - листок, листик, листочек, листопад, ли- ственный, лиственница.

лес- лев- лиса-

лед - олень - лебедь -

б) образование относительных прилагательных:

клён - кленовый калина - тополь -

клюква - липа - поле -

малина - лес -

в) преобразование предложений по образиу:

Лена гуляла на поляне. - Дети гуляли на поляне. Птичка клевала хлеб. -Леня лепил павлина. -Оля поливала лилии. -Лебедь летел на юг. -

г) словообразование существительных, обозначающих детенышей животных по образиу:

дельфин с дельфиненком белка с...

тюлень с... соболь с...

олениха с... лиса с...

львица с... корова с...

д) словообразование существительных от глаголов:

«Угадай настроение».

Сначала детей знакомят с различным эмоциональным состоянием (радость, грусть, безразличие, возмущение), анализируют средства их передачи и выражения, позволяющие окружающим их понять. (Это удобно разбирать в теме «Человек - живое существо».)

Затем предлагаются различные ситуации, к которым необходимо подобрать наиболее соответствующее настроение, состояние, чувство.

Например, ситуация «заболела бабушка» - какое настроение, чувство возникает сразу? (Грусть, страх, испуг.) Какое качество характера больше всего пригодится в данной ситуации? (Решительность, находчивость, смелость.)

«Пословицы».

Детям предлагается несколько известных пословиц и «расшифровывающих» их картинок. Задачей является соотнесение пословицы и наиболее отвечающей ее смыслу картинки. Обязательным следует объяснение, почему ребенок выбирает ту или иную картинку. Среди набора картинок должны присутствовать такие, которые буквально отражают содержание пословицы или поговорки.

Пошла Настя по напастям.

Отец накопил, а сын рассорил.

Не смейся, братец, над чужой сетрицей: своя в девицах.

Наш Авдей никому не злодей.

Яблоко от яблони далеко не катится.

Добрый (умный) Демид на худых (глупых) не глядит. (Не берет плохой пример и не сваливает потом вину на других.)

Дедушка и не ведает, где внучек обедает (тайком что-то делает от своей семьи - крадет).

Нашего Мины не прошибешь и в три дубины (упрямый).

Отец бьет не на мученье, а на ученье.

Нелюбимого сына - калачом, а любимого - лозою.

В дороге и отец сыну - товарищ.

Река Волга - матушка, Дон - батюшка.

Земля-мать подает кладь.

И у родного брата душа - потемки.

Маменькин сынок - это батюшкин горбок.

Малые детки - малые бедки.

Этот ребенок - что поросенок.

Он нашему слесарю троюродный купец. (Чужой.)

Ближняя родня: на одно солнышко глядим, из одной землицы испечены.

Твоя бабушка моего дедушку за нос водила. (Далекие.)

Родня средь дня (в обед), а как солнце зайдет (горе), так и черт не найдет.

Речевые логические задачи на понимание социальной взаимосвязи:

1) Мальчика Сашу спросили:

У тебя есть брат?

Есть,- ответил Саша.

А у твоего брата есть брат?

Нет,- сказал Саша.

Правильно ли ответил мальчик и почему?

2) Шли семь братьев. У каждого брата - по сестре.

Сколько всего шло человек? (Восемь.)

В семье - восемь детей. У каждого брата есть сестра. Сколько в этой семье мальчиков? (Семь.)

Живут в семье дети: у каждого брата есть сестра и по шесть братьев. Сколько детей в семье? (Восемь.)

3) За столом сидели: две мамы, две дочки, одна бабушка да одна внучка. Сколько всего человек сидело за столом? (Три.)

4) По дороге шли: два папы, два сына, один дед да один внук. Сколько всего человек шло по дороге? (Три.)

5) По улице идут два сына и два отца, а всего три человека. Может ли так быть?

«Умозаключения». На установление причинно-следственных связей (по типу «Закончи предложение»):

а) Петя старше Маши, а Маша старше Коли. Кто самый старший? Кто самый младший?

б) Мама попросила вдеть нитку в иголку, потому что…

в) Папа включил телевизор, потому что…

г) Если мама младше папы, то папа… (старше мамы)

д) Если брат старше сестры, то сестра… (младше брата)

е) Папа с сыном готовят обед, потому что…

ж) Дедушка огорчился, потому что…

з) Мама обрадовалась, потому что…

и) Если я заболею, то мама…

«Проблемные ситуации».

Папа позвал тебя с улицы домой, а ты не хочешь идти, т. к. не закончил игру…

Ты съел конфеты, которые мама отложила для гостей…

У тебя плохое настроение, ты капризничал, и поэтому вся семья опаздывает на представление в цирке…

«Измени слова».

Измени слова так, чтобы получилось как можно больше предложений:

а) Мама, кормить, каша, Даша.

б) Папа, сын, учить, пилить, полено, у.

в) Бабушка, помогать, сумка, внук, нести. И т. п.

Предлагайте эту игру с опорой на предметные картинки или знаки-символы.

«Исключение лишнего».

Мама, бабушка, внук, папа, Маша.

Мама, папа, бабушка, внучка.

Дедушка, бабушка, сын, Петров, мама.

Брат, братья, сестра, братьев, братьям.

Мамы, папы, сестры, сын, братья.

«Многозначные слова».

Объяснить значение слова МАТЬ в различных вариантах:

Моя родная мать.

Родина-мать зовет.

Мать-земля нас кормит.

Маменькин сынок.

Материнский совет.

Мамин день и День матери - это один день?

«Сравнения».

Для сравнения разных предметов (лиц) нужно сопоставлять только признаки, противоположные по значению. Найди ошибки и исправь их:

Было у одной вдовы две дочери: одна была красивая и работящая, а другая сварливая и злая (надо: уродливая и ленивая).

Было у отца двое сыновей: старший был умен и толков, все у него ладилось, а младший дурень - ничего как следует не понимал.

«Укрась слово».

Эта игра хорошо развивает образное мышление, воображение, ассоциативный процесс и общую информированность детей. Основной задачей игры является подбор к предлагаемому существительному (на начальных этапах - с опорой на картинки или фото своих близких) как можно больше прилагательных.

Группа делится на две команды.

Какая команда предложит последнее слово-определение, та и выиграла.

Каждой команде предлагается свое слово и подсчитывается количество придуманных определений (украшений) к нему за определенное время (используются песочные часы).

Например: Бабушка какая?

Добрая, старенькая, ласковая, мудрая, красивая, молодая, заботливая, сгорбленная, уставшая, большая, приболевшая, трудолюбивая, мастерица, слабая, прожившая большую и интересную (трудную) жизнь, одинокая, любящая и любимая, умелая, беззубая, седая.

« ».

Это упражнение способствует развитию навыков творческого конструирования образов фантазии при корректирующей (критической) функции мышления.

Детям предлагается соединить два слова при помощи предлога или падежа:

а) в словосочетание;

б) в предложение.

Слова для работы: бабушка - внучка (бабушка с внучкой);

папа - пиджак (папа в пиджаке, без пиджака);

мама - туфельки;

брат - игрушка;

семья - дети.

Л. Ладутько, С. Шкляр

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

по формированию лексико-грамматических категорий

для воспитанников подготовительной группы с ОНР

на тему:

«Дикие животные наших лесов»

Цели:

I . Коррекционно-образовательные:

    Уточнить знания воспитанников о диких животных наших лесов, активизировать словарный запас по данной теме.

    Продолжать учить воспитанников образовывать притяжательные прилагательные.

    Упражнять в согласовании числительных с существительными.

    Упражнять в подборе эпитетов.

II. Коррекционно-развивающие:

    Развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику, мимику.

    Развивать память, внимание, мышление.

    Развивать речевое внимание.

III. Коррекционно-воспитательные:

    Формировать интерес к занятию.

    Воспитывать любовь к природе.

    Формировать навыки самоконтроля.

Оборудование:

Индивидуальные зеркала; карточки с упражнениями для артикуляционной гимнастики; предметные картинки: белка, заяц, волк, медведь, лиса, лось, ёж;

демонстрационный материал по теме из серии «Я – человек. Тематический словарь в картинках»; дидактическая игра «Собери картинку»; дидактическая игра из серии «Школа для дошколят» «Где, чья мама?»; картинка к игре «Путаница»; учебно-развивающая программа для детей «Времена года».

Ход занятия:

Организационный момент.

Ребята, вспомним главное правило:

Каждый день всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Верно, чётко говорим,

Никогда мы не спешим.

Пальчиковая гимнастика:

У лисы в лесу глухом (Дети загибают пальцы на обеих

Есть нора - надежный дом. руках: по одному на каждое

Не страшны зимой метели двустишие.)

Белочке в дупле на ели.

Под кустами ёж колючий

Нагребает листья в кучу.

Из ветвей, корней, коры

Хатки делают бобры.

Спит в берлоге косолапый,

До весны сосёт там лапу.

Есть у каждого свой дом, (Дом - ладошки направлены под

Всем тепло, уютно в нём. углом, кончики пальцев соприкасаются. В. Пальчинскайте

Артикуляционная гимнастика. «Делу – время, потехе – час»

Жили-были в лесу зверюшки, каждый занимался своим делом.

Ёжик, ни головы, ни ножек, каждую осень собирал грибы на опушке.

«Грибок»

А лисички-сестрички и зайчики-побегайчики решили построить качели на полянке. Взяли гвозди, да не один, а целую дюжину. Один, второй, третий…, много гвоздей…

«Иголочка»

Взяли доску широкую-широкую, без сучков и без задоринок,

«Лопата»

затем взяли каждый по молотку и стали заколачивать гвозди. Трудно строить качели. Т-т-т…т-т-т.

«Качели»

Качели получились на славу! Всё хорошо, осталось только покрасить качели. Краску раздобыли красную, жёлтую, зелёную – и покрасили качели.

«Маляр»

Сели звери на качели, весело им, смеются, радуются. Вдруг увидели идёт Индюшка-болтушка.

«Индюк»

Что вы делаете? – спрашивает.

На качелях качаемся, иди, с нами играть будешь.

«Улыбка»

Зверюшки так громко и заразительно смеялись, что, услышав эти звуки, к ним подошла большая мудрая Лошадь.

«Лошадка»

Очень ей захотелось тоже покататься на качелях. Лошадь с трудом залезла на качели. Медленно со скрипом качели стали раскачиваться: вверх-вниз, вверх-вниз. Замечательные качели!

«Качели»

Молодцы зверюшки! Хорошие качели построили!

«Улыбка».

Мимическая гимнастика.

Пока малыши играли на своей площадке, взрослые животные ходили по лесу.

Лисица высматривает мышку – прищуривать глаза по очереди;

Медведь косолапый в берлоге спит, с боку на бок переворачивается – позёвывание;

Голодный и злой волк рыщет по лесу в поисках добычи – нахмурить брови;

Весёлые белки прыгают с ветки на ветку – радость.

Загадки.

И ушаст, и глазаст, - Сама рыжеватая,

И пугаться горазд. Мордочка плутоватая,

Заберётся в куст и спит, Ей не надо пирожка,

Кочерыжку съест и сыт. Ей бы скушать петушка. (Лиса).

Кто это? (Заяц).

С веточки на веточку - На овчарку он похож,

Прыгает, резвится, Что ни зуб – то острый нож.

Лёгкая, проворная, Он бежит, оскалив пасть,

Но не птица. (Белка). На овцу готов напасть. (Волк).

В густом лесу под ёлкой, - Похож на оленя, похож на коня,

Осыпанный листвой, Забрался в селенье и лёг у плетня.

Лежит клубок с иголками, В лесу необъятном друзей не нашлось,

Колючий и живой. (Ёж). И в гости к ребятам пожаловал…

Зверь большущий, (лось).

Зверь толстущий.

Зверь косолапый и мохнатый.

Глаза как щёлки,

Хвост короток только.

Зиму в берлоге проводит.

Летом в лесу бродит. (Медведь).

Ребёнок, отгадавший загадку получает маленькую картинку, с изображением животного.

Ребята, про кого вы отгадывали загадки? Мы сегодня с вами поговорим о диких животных.

Почему этих животных называют дикими?

Работа с демонстрационным материалом.

Где они себе устраивают «домики»? Давайте вспомним, как называются жилища животных (Работа с демонстрационным материалом).

Кто ещё живёт с лисой? (лис, лисёнок, лисята.)

Назови членов семьи медведя. (Медведь, медведица, медвежонок, медвежата.)

Продолжите предложение: волк – это папа в семье волков. Мама - … (волчица). Дети - …(волчата).

Кто живёт с зайцем?

Большая белка – это мама. Как её называют? (Бельчиха.). А маленькие – это дети. Как их называют? (Бельчата.) А один - ….(бельчонок).

Назови членов семьи ежа. (Ёж, ежиха, ежонок, ежата.)

Лось – это папа, мама - …(лосиха), детёныш - …(лосёнок).

Игра «Собери картинку». Каждому ребёнку даётся конверт с деталями.

Игра «Назови какой?, какая?»

Какая лиса? (хитрая, рыжая, ловкая, быстрая, пушистая, шустрая…)

Какой медведь? (косолапый, неуклюжий, бурый, лохматый, косматый, большой…)

Какой волк? (злой, голодный, серый, зубастый, клыкастый, хищный, лохматый…)

Какой заяц? (быстрый, трусливый, серый, белый, ловкий, осторожный, короткохвостый…)

Какая белка? (быстрая, ловкая, красивая, п ушистая, шустрая, проворная, прыгучая, рыжая…)

Какой ёж? (колючий, сердитый, ловкий, быстрый, смелый, умный…)

Какой лось? (крупный, высокий, рогатый, сильный, могучий,…)

Физминутка. «Хитрая лисичка»

Хитрая лисичка (Дети ходят по кругу.)

Вышла погулять.

Захотелось ей (Хлопают в ладоши, затем сцепляют

Кого-нибудь поймать - пальцы в «замок».)

Или птичку, или рыбку (Ладони повернуть к себе, скрестить

руки и переплести большие пальцы - «Птичка», ладони поставить на ребро, сложить их вместе - «Рыбка»)

Или зайку, или мышку («Зайчик», «Мышка» - кончики

среднего и безымянного пальцев соединить с большим пальцем. Указательный и мизинец согнуть и прижать кончиками к среднему и безымянному пальцам.)

Но птички улетают, (Упражнение «Птичка», двигая

скрещенными руками по кругу.)

Рыбки уплывают, (Упражнение «Рыбка», движение

рук от себя.)

Зайки убегают, («Зайчик», движение рук от себя.)

Мышки прячутся в но ру. (Хлопают в ладоши за спиной).

Игра «Путаница»

Зимой в лесу на снегу хорошо видны следы. Скажите, чьи это следы?

Помните, сказку К.И. Чуковского, в которой животные покупали себе хвосты? Здесь нарисованы животные с чужими хвостами. Расскажите, у кого чьи хвосты и кому, какой хвост нужен. (Например, у медведя лисий хвост, а ему нужен медвежий хвост.)

Игра «Где, чья мама?»

Пока мы с вами гуляли и рассматривали следы, наши малыши-детёныши расшалились, разбежались, заблудились и потеряли своих мам. Давайте поможем мамам, найти своих малышей. (Дети помогают найти малышей, и считают, сколько малышей у каждой мамы. Например, один зайчонок, два зайчонка, три зайчонка, четыре зайчонка, пять зайчат, у зайчихи – пять зайчат).

Видеофрагмент учебно-развивающей программы для детей «Времена года». «Зима».

Итог занятия. О ком мы сегодня говорили на занятии? Что больше всего понравилось?

Картотека воспитателя логопедической подготовительной к школе группе Волненко Л.Ю.

Игры для развития лексико-грамматического строя речи.

Нарушения речи у дошкольников

Игра как средство развития лексико-грамматического строя детей с тяжелыми нарушениями речи

При развитии речи дошкольников и коррекции ее недоразвития на одно из ведущих мест выходит формирование лексико-грамматических навыков - это одна из основных задач коррекционного обучения и воспитания детей с тяжелыми нарушениями речи.

Одной из выраженных особенностей речи детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) является расхождение в объеме пассивного и активного словаря: дети понимают значение многих слов, объем их пассивного словаря достаточен, но употребление в речи сильно затруднено.

Бедность активного словаря проявляется в неточном произношении многих слов - названий диких животных, птиц, профессий, частей тела и лица. В словаре преобладают глаголы, обозначающие ежедневные бытовые действия. Трудно усваиваются слова с обобщающим значением, обозначающие оценку, состояние, качество и признак предмета.

Формирование грамматического строя речи происходит с большими трудностями, чем овладение словарем. Нарушение синтаксической структуры предложения выражается в пропуске членов предложения, неправильном порядке слов, в отсутствии сложноподчиненных конструкций.

Формирование лексико-грамматического строя речи - это длительный и трудоемкий процесс. Но если умело заинтересовать детей, продумать построение занятия, то можно добиться значительных результатов. С этой целью я решила провести с детьми углубленную работу.

Поставила следующие задачи:

    оптимально сочетать на занятиях лексический материал с грамматическим;

    знакомить детей с новой грамматической категорией и целенаправленно отрабатывать ее на каждой лексической теме, используя большое количество упражнений;

    постоянно поддерживать интерес к занятию и лексико-грамматическому материалу, что позволяет добиться значительного обучающего эффекта;

    подходить к делу творчески, используя разные игровые приемы и оборудование;

    включать в работу по развитию лексико-грамматического строя

    воспитателей и родителей.

В начале учебного года провожу мониторинг с целью выявления уровней развития словаря и грамматического строя у детей с тяжелыми нарушениями речи. Он показал, что у них низкий уровень развития как словарного запаса, так и грамматического строя речи. Так как в группе дети разного возраста и с разными диагнозами, то и коррекционные задания подбираю разного уровня сложности.

Работу веду по следующим направлениям:

1. Развитие словаря:

    активизация и обогащение словаря по теме;

    описание предметов, особенностей строения;

    называние действий с данными по теме предметами;

    называние признаков по нескольким параметрам: форма, цвет, размер или внешний вид, окрас, повадки.

2. Формирование грамматических представлений:

    упражнения на словоизменение (число, род, падеж) ;

    упражнения на словообразование (уменьшительный суффикс, глагольные приставки, образование относительных и притяжательных прилагательных) ;

    употребление предлогов;

    составление предложений разной структуры с постепенным усложнением.

Обучение осуществляю с помощью упражнений и дидактических игр с наглядным материалом. Наглядным материалом служат натуральные предметы, игрушки, картинки, также использую разнообразные карточки-задания, перфокарты, дидактические игры.

Развитие лексики тесно связано с развитием грамматического строя речи, особенно словообразования и словоизменения. В связи с этим многие игры и задания по развитию лексики могут быть использованы и для развития грамматического строя речи.

Остановлюсь на том, какие дидактические игры и задания можно использовать в своей работе.

Таким образом, грамматические категории можно отрабатывать, используя различные виды игр:

Настольно-печатные;

Дидактические;

Подвижные игры;

Сюжетно – ролевые;

Компьютерные игры.

При отборе материала для игр и игровых упражнений важно организовать его таким образом, чтобы дети не просто запоминали ту или иную грамматическую форму, но и в практическом плане освоили правило

словоизменения. Материал должен давать широкую ориентировку в типах изменения слов, помочь эти типы выделить и дифференцировать.

Таким образом, широкое использование дидактических игр и упражнений является наиболее эффективными методами в формировании грамматического строя речи. Интерес, вызванный у детей, и положительные эмоции способствовали успешному усвоению грамматического строя речи.

«Из чего сделано? »

Цель: образование относительных прилагательных.

Ход игры:

Педагог Ребёнок

Варенье из клубники-это какое варенье? Клубничное варенье

Сок из апельсина- это какой сок? Апельсиновый сок

Компот из яблок – это какой компот? Яблочный компот

Дом из кирпича- это какой дом? Кирпичный дом

Ваза из стекла-это какая ваза? Стеклянная ваза

Стол из дерева-это какой стол? Деревянный стол и т. д.

«Чей, чья, чьё? »

Цель: образование притяжательных прилагательных

Ход игры:

Педагог Ребёнок

Хвост лисы-это чей хвост? Лисий хвост

Уши зайца-это чьи уши? Заячьи уши

Лапы медведя-это чьи лапы? Медвежьи лапы

Платье мамы-это чьё платья? Мамино платье

Платок бабушки-это чей платок? Бабушкин платок и т. д.

«Какой бывает? »

Цель: подбор признаков к предмету, обогащение словаря прилагательными

Ход игры: педагог спрашивает: «Каким бывает яблоко? », дети называют признаки к названному предмету: «круглое, красное, сладкое, кислое, гладкое, твёрдое»; «Какой бывает котёнок? »- «Маленький, пушистый, ласковый, добрый»

«Найди точное слово»

Цель:учить детей точно называть предмет, его качества и действия.

Узнай, о каком предмете я говорю: «Круглое, сладкое, румяное - что это? »(Предметы могут отличаться друг от друга не только по вкусу, но и по величине, цвету, форме) .

Дополни другими словами то, что я начну: снег белый, холодный.(еще какой). Сахар сладкий, а лимон.(кислый). Весной погода теплая, а зимой.(холодная).

Назови, какие вещи в комнате круглые, высокие, низкие.

Вспомни, кто из животных как передвигается. Ворона. (летает, рыба.(плавает), кузнечик.(прыгает), уж.(ползает) .Кто из животных как голос подает? Петух.(кукарекает,тигр.(рычит), мышь.(пищит), корова.(мычит) .

Игра «Один –много»

Цель: Дифференциация существительных в именительном падеже, преобразование из единственного числа во множественное.

Оборудование: картинки с разными предметами.

Ход игры:

Взрослый говорит, показывая картинку, где изображен один предмет, что здесь нарисовано - яблоко, а у вас - яблоки и т. д.

Груша… Дыня… Дом… Цветок… Огурец… Помидор… Стол… Ведро… Рыба…. .Конь…. Мальчик… .

Данную игру можно проводить и наоборот, т. е. показывая картинки, где изображено много предметов (мн. число) и детям необходимо назвать предмет, т. е. ед. ч.

Игра «Кто самый наблюдательный».

Цель: закрепление форм винительного падежа.

Ход игры:

Дети должны посмотреть, что находиться вокруг, и назвать больше предметов полными предложениями. Первый ребенок называл в единственном числе, а второй повторял во множественном числе.

Речевой материал:

Я вижу стол, окно, стул …

Я вижу столы, окна, стулья…

Игра «Подскажи Незнайке»

Цель: Закрепление форм творительного падежа.

Ход игры:

Воспитатель: Наш Незнайка решил построить дом для своих друзей.

Помогите ему узнать чем он будет выполнять работу.

Пилить (пилой) ;

Стучать… ., строгать… ., сверлить…., резать…., копать… ., подметать… .,

А когда дом для друзей был построен, Незнайка решил отдохнуть, и придумал для вас загадки.

Дополните предложение и повторите его полностью.

Знайка рисует (что? чем)

Пончик намазывает (что? чем)

Винтик грозит (кому чем)

Доктор Пилюлькин ставит (кому? что? чем)

Поэт Цветик пишет (кому? что? чем)

Синеглазка стирает (кому? что? чем)

Игра «Морские сокровища»

Цель: развитие умения согласовывать существительные с прилагательными в роде и числе.

Оборудование: предметные картинки или игрушки.

Ход игры:

Воспитатель: На морском дне лежит много разных сокровищ. Найдите предметы одинаковые по цвету; по форме; по размеру.

Игра «Закончи предложения».

Цель: формирование навыков на сопоставление глаголов единственного числа в трех лицах: 1, 2 и 3-м.

Ход игры:

Воспитатель начинал говорить предложения в 1-м лице, потом обращался к первому ребенку, и он отвечает во 2-м лице, и к третьему, он отвечает в 3-м лице

Я иду. – Ты (идешь). – Он (идет)

Я стою. – Ты (стоишь). – Он (стоит)

Я иду гулять. – Ты (идешь гулять). – Он (идет гулять)

Я строю дом. – Ты (строишь дом). – Он (строит дом)

Я сплю. – Ты (спишь). – Он (спит).

Игра «Сосчитай до пяти»

Цель : упражнять в согласовании существительных с числительными один, два, пять; актуализировать словарный запас по теме.

Ход игры: попросите назвать предметы с числами 1, 2, 5.

Лексический материал :

Один город -.

Одна улица -.

Одна страна -.

Одна река -.

Одно поле -.

Одна гора -.

Игра «Один – много»

Цель : образовывать форму родительного падежа множественного числа существительных, обогащать словарь по теме.

Ход игры : предложите назвать существительные, употребляя слово «много» .

Лексический материал :

горожанин

Игра «Кто больше!»

Цель : упражнять в согласовании числительного «один» с существительными; личные местоимения 3-го лица с существительными; обогащать номинативный и предикативный словарь.

Ход игры : назвать как можно больше слов, относящихся к данному действию.

Лексический материал :

плывет. (корабль, лодка, пароход, катер) ;

летит. (самолет, парашют, вертолет, птица, воздушный змей.) ;

едет. (поезд, автомобиль, пассажир) ;

волнуется (море, река, мама, папа) ;

собирает (урожай, гостей) .

к каждому названному существительному сначала подобрать соответствующее местоимение (он, она, оно, они, затем – числительное (один, одна, одно, одни) .

Игра «Отгадай»

Цель : согласовывать имена прилагательные с существительными.

Ход игры: предложите послушать словосочетания :

Лексический материал :

Красивый город, красивое море, красивая набережная, красивые парки

Попросите угадать, о чем вы сейчас говорите :

Красивый, красивое, красивая, красивые….

Чистое небо, чистый парк, чистая улица

Попросите угадать, о чем Вы сейчас говорите :

Чистый, чистое, чистые…

Предложите придумать свои слова к данным признакам (Про что еще в нашем городе, крае можно сказать красивый, чистая? и т. д.).

Игра «Какой, какая, какие»

Цель : совершенствовать навыки словообразования прилагательных от существительных.

Ход игры: предложите ответить на вопросы.

Лексический материал :

шум города – шум (какой) (городской) ;

фонарь на улице – фонарь (какой) – …;

скамейка в парке – скамейка (какая) – …;

гости города – гости (какие) – …;

знак у дороги – знак (какой) - ….

Игра «Подбери признак, действие»

Цель : развивать и обогащать словарь детей по теме, закреплять умение правильно согласовывать прилагательные с существительными.

Ход игры: предложить придумать как можно больше слов-признаков.

Лексический материал :

Россия (какая) -. (богатая, большая, красивая, необъятная и т. д.)

Дом (какой) -.

Край (какой) – …

Город (какой) - …

Парк (какой) -.

Памятник (какой) -.

Горожане (что делают) - …

Игра «Назови ласково»

Цель : закреплять умение правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом, обогащать словарь детей по теме.

Ход : попросить назвать ласково.

Лексический материал :

город – городок

магазин - ….

Игра «Есть – нет»

Цель : образовывать существительные в родительном падеже.

Ход : предложить образовать слова по образцу.

Лексический материал :

город – нет города аптека - …

вокзал - … дом - …

магазин - … парк - …

улица – … житель - …

горожанин –

Игра «Образуй новое слово»

Цель : образовывать имена прилагательные от существительных, существительные от прилагательных и глаголов, наречия от прилагательных .

Ход игры: предложите образовывать слова по образцу.

Лексический материал :

Город – городской, Кубань – (кубанский, хлеб – (хлебный, казак – (казачий) .

горный – (гора, речной – (река, морской – (море) .Печь – пекарь, пахать – пахарь, плыть – пловец.

Игра «Исправь ошибку»

Цель : закреплять умение правильно согласовывать существительные с прилагательными.

Ход игры: предложить исправить ошибки в словосочетаниях.

Лексический материал :

Красивая город.

Большие сквер.

Старое памятник.

Новая район.

Привокзальные площадь.

Игра «Подбери родственников»

Цель : формировать умение подбирать родственные слова, обогащать словарь по данной теме.

Ход игры: предложить придумать как можно больше родственных слов.

Лексический материал :

Река - речка - реченька - речушка - заречный - речной - речонка; Капля - … Трава – …

Игра «Скажи наоборот»

Цель : сопоставлять предметы и явления по временным и пространственным отношениям (по величине, цвету и качеству, подбирая антонимы.

Ход игры: Назвать слова, противоположные по смыслу.

Лексический материал :

Богатый край -

Мелкое море -

Темная улица -

Широкая аллея -

Дождливая погода -

Светлое небо -

Яркая зелень -

Холодный дождь -

Прохладный фонтан -

Шумный город -

Многоэтажный дом -

Новый сквер –

Игра «Назови слова-приятели»

Цель : подбирать синонимы.

Ход игры: предложите подобрать слова, близкие по смыслу.

Красивый –. (прекрасный) .

Большой –. (огромный) .

Трудный –. (тяжелый) .

Бежать –. (мчаться, нестись) .

Предложите ребенку составить предложения с этими словами по теме.

Татьяна Газенкампф
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Лексические игры и упражнения»

Тема занятия «Лексические игры и упражнени

Образовательная область «Речевое развитие»

Возрастная группа подготовительная

Цель: обогащать и активизировать речь детей, совершенствовать слуховое восприятие речи.

Задачи:

1. Развивать умение подбирать антонимы;

2. Развивать связную речь.

3. Развивать двигательную и познавательную активность;

4. Формирование положительной установки на участие в занятии, доброжелательных отношений, навыков сотрудничества.

Оборудование: презентация, проектор

Ход занятия:

I. Организационный момент

Ребята, сегодня на занятие к нам гости пришли. Что же мы с вами сказать им должны?

Давайте пожелаем нашим гостям доброго утра. Скажем все вместе: “Доброе утро!”

Ребята! Вы любите фантазировать, играть в различные игры?

Сегодня мы отправимся в путешествие в страну, где каждый из вас хотел бы побывать. А в какую именно, вы сейчас узнаете.

Живут на свете шарики,

Шарики-Смешарики.

Вот баран, зовут Бараш.

Мудрый лось, зовут Лосяш.

Крошка кролик, зовут Крош.

Этот кролик так хорош!

Кругленькая хрюша

По прозванью Нюша.

Это – страна Смешариков.

Смешарики приглашают к себе в гости не просто так, они просят нас помочь выполнить задания В этой стране вас ждут различные испытания. Если вы справитесь с ними, то попадёте к Совунье, и она вручит вам ордена Мудрецов Красивой речи. Ну что отправляемся?

II. Основная часть занятия

Кто же нам первый встретится?

Вот мы видим чей-то домик,

Он стоит на берегу,

И частенько ходит кролик,

В гости к другу своему.

Друг его, он очень умный,

Носит круглые очки,

Собирает раритеты,

Кто же это сообщи?

Ребята, а вот и домик Ежика. Ежик просит вас помочь ему разобраться со словами «день и лень».

Произнесите про себя эти слова. Они звучат похоже, но между ними есть и разница. Кто сможет эту разницу найти.

Произнесите еще два слова: кот-кит. Какие звуки виноваты в том, что образовались разные слова?

Произнесите еще два слова: сын-сон. Какие звуки виноваты в том, что образовались разные слова?

Вот мы видим дом красивый,

А вокруг растут цветы,

А хозяйка то ну просто

Королева красоты.

Нет, ещё не королева,

Но принцесса, это да,

Вдохновляет всех знакомых,

На великие дела!

Кто же это неуклюже,

Кто же это всех быстрей,

Собирал к себе гостей?

Ну конечно это Нюша!

Нюша просит вас объяснить значения некоторых слов.

Как вы думаете, что такое КОСА.

Правильно, это и прическа и рабочий инструмент.

Получается, что слово одно, а значений у него несколько. Такие слова называются многозначными. Таких слов много.

Попробуйте объяснить значения слова КЛЮЧ.

Как называется слово у которого несколько значений?

Попробуйте объяснить значения слова ЛИСТОК.

Попробуйте объяснить значения слова КРАН.

Как называются слова у которых несколько значений?

Молодцы! С заданием Нюши справились.

Отправляемся в гости к следующему герою.

Этот домик разноцветный,

Как хозяин длинноух!

И издалека заметный,

И доносится бу-бух!

Из него ну очень часто,

Потому что не поймёшь,

Почему так непоседлив,

Этот милый кролик Крош!

Крош предлагает нам немного отдохнуть.

Физминутка «Смешарики».

Мы шагаем, как Совунья

Приседаем мы как Пин.

Делаем наклон как Ёжик.

Вместе с Крошем мы бежим.

Пудрим носики как Нюша.

Мы с Лосяшем, вдаль глядим.

Роем грядки как Копатыч.

Машем крыльями как Карыч.

Вместе с Барашем сесть хотим.

Чей же следующий домик?

Перед нами дом зелёный

Он такой из-за травы,

Проживает там учёный,

Он ценитель красоты!

В этом доме много книжек,

И планеты сей муляж,

Называет его глобус.

Кто же это?

Ну конечно же – Лосяш!

Что же для нас приготовил Лосяш? А он просит нас подобрать слова с противоположным значением. Как будет наоборот.

ВСТАТЬ – ЛЕЧЬ

МИРИТЬСЯ- ССОРИТЬСЯ

СНИМАТЬ-ОДЕВАТЬ

ХМУРИТЬСЯ- УЛЫБАТЬСЯ

Какие вы у меня молодцы!

Слушаем загадку. О следующем герое.

А вы знали, на деревьях

Тоже можно строить дом?

В этом доме есть варенье,

Чай лечебный в доме том.

Очень мудрая хозяйка,

Энергична хохотунья,

Если кто-то заболеет,

То идёт всегда к Совунье!

Ну вот мы и пришли к Совунье, значит мы все задания выполнили. Совунья все м вам вручает медали за хорошую работу.

III. Заключительная часть занятия

Ребята вы сегодня отлично справились с заданиями! Я поздравляю вас с получением орденов. Скажите трудные были задания? А какое задание вам больше всего понравилось? Спасибо вам за занятие!

Публикации по теме:

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Игры в стране сказок» Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Игры в стране сказок» Программное содержание: 1. Закрепить в памяти детей.

«Занимательные игры и упражнения по развитию речи» "Занимательные игры и упражнения по развитию речи" Рекомендует воспитатель Черненко М. Н. У детей довольно часто наблюдается задержка в развитии.

Игры и упражнения для развития речи детей с двух до трёх лет 1-й-подготовительный (с момента рождения до1года); 2-й-преддошколъный (от1 года до 3 лет); 3-й-дошкольный (от3до7лет); 4-й-школьный (от7до17лет).

Дидактические игры и упражнения по развитию речи для детей первой младшей группы Дидактические игры и упражнения по развитию речи для детей 1 младшей группы. Сентябрь. Тема: «Про девочку Катю и волчок серый бочок» Цель:.

Дидактические игры и упражнения по развитию связной речи у детей дошкольного возраста ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1. Д/и «Приготовим салат»Цель: учить детей проговаривать.

Дидактические игры и упражнения в формировании грамматически правильной речи детей в средней группе Дидактический материал Существительные. Согласование существительных с прилагательными, числительными, местоимениями в роде, числе, падеже,.