Главная · Печи и камины · Язык и общество - почему эта взаимосвязь так важна для развития человечества. Связь языка и общества Сообщение на тему язык и общество кратко

Язык и общество - почему эта взаимосвязь так важна для развития человечества. Связь языка и общества Сообщение на тему язык и общество кратко

Язык возникает, развивается и существует как коллективное достояние. Его основное назначение заключается в том, чтобы обеспечить общение между членами соци­ального коллектива, а также функционирование коллективной памяти этого сообщества.

Общество - это не просто множество человеческих инди­видов, а система разнообразных отношений между людьми, при­надлежащими к тем или иным социальным, профессиональным, половым и возрастным, этническим, этнографическим, конфессиональным группам, к той этносоциокультурной среде, где каж­дый индивид занимает своё определённое место и в силу этого выступает носителем определённого общественного статуса, со­циальных функций и ролей, как личность. Индивид как член общества может быть идентифицирован на основе большого коли­чества отношений, которые его связывают с другими индивида­ми.

Язык выполняет в обществе следующие социальные функции:

1) коммуникативная / информативная (осуществляемые в актах межличностной и массовой коммуникации передача и по­лучение сообщений в форме языковых / вербальных высказыва­ний, обмен информацией между людьми как участниками актов языковой коммуникации);

2) познавательная / когнитивная (обработка и хранение зна­ний в памяти индивида и общества, формирование концептуаль­ной и языковой картины мира),

3) интерпретативная / толковательная (раскрытие глубинно­го смысла воспринятых языковых высказываний / текстов);

4) регулятивная / социативная / интерактивная (языковое взаимодействие коммуникантов, имеющее целью обмен комму­никативными ролями, утверждение своего коммуникативного лидерства, воздействие друг на друга, организация успешного обмена информацией благодаря соблюдению коммуникативных постулатов и принципов);

5) контактоустанавливающая / фатическая (установление и поддержание коммуникативного взаимодействия);

6) эмоционально-экспрессивная (выражение своих эмоций, чувств, настроений, психологических установок, отношения к партнёрам по коммуникации и предмету общения);

7) эстетическая (создание художественных произведений);

8) магическая / "заклинательная" (использование в религиозном ритуале, в практике заклинателей, экстрасенсов и т.п.);

9) этнокультурная (объединение в единое целое представителей данного этноса как носителей одного и того же языка в ка­честве родного);

10) метаязыковая / метаречевая (передача сообщений о фак­тах самого языка и речевых актах на нём).

Язык и общество - одна из центральных проблем современной лингвистики, данная проблема формируется на базе более частных: общественный характер возникновения, развития и функционирования языка; природа его связей с обществом; социальная дифференциация языка в соответствии с разделением общества на классы, слои и группы; социальные различия в использовании языка в связи с многообразными сферами его применения; взаимоотношения языков в дву- и многоязычных обществах; условия приобрете­ния одним из языков функций средства межнационального общения; формы сознательного воздействия общества на язык.

Проблемы влияния общества на язык начали рассматривать еще античные философы. Однако о становлении социолингвистики как науки можно говорить начиная с XIX века. Первым сугубо социолингвистическим исследованием принято считать книгу П. Лафарга "Язык и революция" ("Французский язык до и после революции", 1894 г.), в ней социальные варианты французского языка ("аристократического Версаля" и "буржуазного Парижа") конца XVIII - начала XIX в. объяснялись социальными и политически­ми причинами, вызвавшими французскую революцию 1789 года. Французский литературный язык того времени интенсивно отра­жал происходящие в обществе изменения не только в лексике, но и в грамматике.

В конце XIX - начале XX в. во Франции формируется французская школа социальной лингвистики, важнейшим представителем которой является ученик и последователь Ф. де Соссюра, видный языковед Антуан Мейе (1866–1936). А. Мейе по своему научному мировоззрению был прежде всего представителем классической компаративистики.

1) Язык существует лишь постольку, поскольку есть общество, и человеческие общества не могли бы существовать без языка». Соответственно Мейе относил и саму лингвистику к социальным наукам, откуда логично следовал вывод, что одной из задач языкознания должно стать установление взаимоотношений между структурой общества и структурой языка, с одной стороны, и отражений изменений первого во втором – с другой.

2) «Реконструкция не восстанавливает язык таким, каким он был в жизни; никакая реконструкция не сможет представить “общий язык” таким, каким он был в живой речи. Восстановление Шлейхером индоевропейского праязыка при помощи исторически засвидетельствованных языков этого семейства было гениальным нововведением; но составление текста на этом реконструированном праязыке было грубой ошибкой. Сравнение дает систему сопоставлений, на основании которой можно построить историю языковой семьи; однако это сравнение не дает нам реального языка со всеми присущими ему выразительными средствами».

Отечественное языкознание, начиная с М. В. Ломоносова, в лице своих лучших представителей всегда рассматривало язык как социальное явление, неразрывно связанное с обществом. Определяющим был тезис о тесной связи истории языка и истории общества.

Ф. И. Буслаев понимал язык не только как выражение "мыслительности народной", но и всего быта, нравов, преданий народа. Намеченная Ф. И. Буслаевым традиция изучения языка в связи с историей народа была в дальнейшем развита А. А. Потебней, А. А. Шахматовым и др. Благодаря указанному подходу были заложены основы современной науки - лингвокультурологии. Более глубокое исследование социальной природы языка в на­шем языкознании связывается с именем И. А. Бодуэна де Куртенэ. Он указывал на социальную природу индивидуальных речевых актов, но и в очень оригинальной форме выдвинул идею социальной дифференциации языка.

Интерес к социолингвистической проблематике в отечественном языкознании особенно обостряется в послереволюционные годы – в первой трети XX века. На конкретном материале были показаны те изменения в лексике, которые вызываются крупными социальными явлениями, изменения, находящие отражение в различных классах общества. Был в принципе решен вопрос о причинах и условиях образования национальных языков, поставлена проблема изучения языка города с его различными социальными разновидностями, отличающими его от местных говоров и литературного языка.

В результате сформулировалась основная проблематика отечественной социолингвистики:

1) исследование природы языка как социального явления;

2) роль и место языка в общественном развитии;

3) разработка методов социолингвистических исследований;

4) выяснение роли социальных факторов в развитии языка;

5) изучение социальной дифференциальной языка;

6) исследование проблем развития общественных функций языка;

7) гендерные проблемы.

На развитие языка влияют как внутренние (обусловленные системой языка), так и внешние (в частности - социальные) факторы. Социальные факторы, как правило, воздействуют на язык не прямо, а опосредованно (наиболее непосредственное отражение социальные изменения получают лишь в лексике); они могут ускорять или замедлять ход языковой эволюции, но не могут изменять ее направление (Е. Д. Поливанов).

Формы влияния общества на язык:

1) Социальная дифференциация языка, обусловленная социальной неоднородностью общества. Такова дифференциация многих современных развитых национальных языков на территориальные и социальные диалекты, выделение литературного языка как социально и функционально наиболее значимого языкового образования, существование в некоторых обществах "мужского" и "женского" вариантов языка и т. п.

2) Обусловленность использования языковых средств социальными характеристиками носителей языка (возрастом, уровнем образованности, профессией и др.), социальными ролями участников коммуникации, ситуацией общения. Поскольку сферы использования языка многообразны и специфичны (ср. науку, СМИ, быт), в языке вырабатываются функциональные стили - свидетельство зависимости языка от потребностей общества.

3) Языковая жизнь многоязычных обществ. Изучаются отношения между обществом и функционирующими в нем языками, взаимоотношения различных языков, процессы, связанные с выдвижением одного из языков на роль государственного языка, средства межнационального общения, приобретение некоторыми языками статуса международных языков.

4) Языковая политика - сознательное, целенаправленное воздействие общества и его институтов на функционирование языка в различных сферах его применения. В последнее время к сфере языковой политики стали относить совокупность политических и административных мероприятий, направленных на придание языковому развитию желаемого направления.

Речевая деятельность, т. е. процесс говорения и понимания, имеет 2 стороны: индивидуально-психическую и объективно-социальную. Речевая деятельность - коммуникативный акт. Он имеет сложный характер, так как включает в себя не только взаимоотношения собеседников, но и восприятие ими обстановки речи, языка и передаваемой информации.

Социальная обусловленность речевого акта и речевой деятельности проявляется в следующем:

1) Речевая деятельность и речевой акт предполагают наличие типовых речевых ситуаций и контекста культуры, которые являются общими для всех говорящих или группы говорящих. Структура речевого акта предполагает не отдельного говорящего, а типового говорящего. Непременным компонентом речевого акта и речевой деятельности говорящего является реальный язык и общая структура содержания информации, они социальны, так как принадлежат обществу. В языкознании эта проблема оформилась в теорию речевых жанров.

2) Социальная природа речевого акта и речевой способности состоит в социальной обусловленности активности речевой деятельности говорящего. Люди говорят не для того, чтобы воспроизводить или демонстрировать свои речевые способности, как делают, например, попугаи, а для того, чтобы передать внеязыковую информацию. Люди используют средства языка для выражения своих мыслей, чувств, волеизъявлений, и эта социально обусловленная информация воздействует на слушателя (или читателя).

3) Говорящие не могут безразлично относиться к форме выражения своих мыслей и чувств, к сохранению и изменению языковой нормы.

Речевая деятельность является составной частью социальной деятельности человека и всего общества, для которого язык служит орудием развития.
Язык есть необходимое условие возникновения этнической общности. Народность формируется прежде всего как языковая группа, поэтому названия народа и языка совпадают. Этнографический характер языка связан с так называемым чувством родного языка, поскольку у всех народов язык тесно соотнесен с национальным самосознанием.

У каждого народа существуют свои ассоциации образного мышления, составляющие национальную специфику. А оно базируется всегда на родном языке.

Взаимоотношения языка и этноса обусловили возникновение этнолингвистики.

На всех этапах существования языка он неразрывно связан с обществом. Эта связь имеет двусторонний характер: язык не существует вне общества, но и общество не может существовать без языка. "Язык есть важнейшее средство человеческого общения",- писал в статье "О праве наций на самоопределение" В. И. Ленин*, подчеркивая и зависимость языка от общества (это - средство "человеческого общения"), и важность его для общества (это - "важнейшее средство" общения).

*(Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 25, с. 258. )

Язык связан с обществом с самого своего возникновения. Он и "возникает лишь из потребности, из настоятельной необходимости общения с другими людьми"*. По мере развития общества, усложнения форм общественной жизни, обогащения и развития сознания развиваются и усложняются формы и виды общения, а следовательно, развивается и усложняется язык. Наряду с устным общением развивается письменное, наряду с непосредственным бытовым - деловое, официальное, научное, наряду с общением в рамках своего коллектива - племени, народа, нации - становится необходимым межплеменное, а постепенно и межнациональное общение.

*(Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 3, с. 29. )

Развитие и усложнение языка особенно отчетливо проявляется в развитии в его составе особых функционально-коммуникативных систем, обслуживающих разные группы носителей языка, что приводит к выделению территориальных и социальных диалектов, литературного языка и других форм реализации общенародного языка. Все эти формы далеко не одинаковы в разные исторические периоды развития человеческого общества и в разных конкретных социально-исторических условиях существования того или иного языка. Не одинаковы и отношения между ними, их функции, их внутренняя структура.

Особенно важным этапом в развитии социальной структуры языка, т. е. развитии составляющих его функционально-коммуникативных систем, оказывается переход от капиталистического общества к социалистическому. Рост культуры народных масс, развитие всеобщей грамотности, а затем и обязательного среднего образования необычайно расширяют круг носителей литературного языка, отражаются на его составе и отношениях с другими компонентами (составляющими) общенародного языка. Существенно изменяются и эти компоненты.

Особенности общественного развития отражаются и на распространенности языков.

Языки с малым числом говорящих очень характерны для развивающихся стран, лишь недавно освободившихся от колониальной зависимости. Большее количество малочисленных языков в таких странах - наследие не только далекого прошлого с малочисленными племенными языками, но и колониального периода, когда вместе с вымиранием народов вымирали и языки. Так, на языке бонго, распространенном в долине Нила, в 1870 г. говорило около 100 тыс. человек, а в 1931 г.- лишь около 5 тыс. Стали крайне малочисленными языки народов Америки.

Распространение некоторых языков связано с колониальными захватами, вытеснением языков коренного населения. Так, языки коренного населения вытеснены в Бразилии португальским языком, в других странах Южной и Центральной Америки - испанским, в США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии - английским. В Европе, на старой территории распространения английского и испанского языков, живет лишь около 20% от общего числа говорящих на этих языках.

В истории человеческого общества известно как исчезновение языков, так и превращение их в мертвые языки, сохранившиеся лишь в памятниках письменности, исчезнувшие из живого употребления. Таковы древнегреческий, латинский, шумерский и арамейский в Передней Азии, готский в Европе и др.

Влияние общества, его развития, конкретно-исторических условий жизни народов сказывается и на отношениях между языками. В феодальном обществе связь между языками слабая, случаи массового двуязычия, т. е. использования народом или его значительной частью двух (и более) языков, наблюдаются сравнительно редко, в основном как столкновения языков победителей и побежденных. В капиталистическом обществе связи между носителями разных языков становятся более тесными, широко отмечаются факты проникновения слов из одного языка в другой, становятся более частыми случаи массового двуязычия. "Вместе с тем в этот период ярко проявляется неравенство языков, особенно в многонациональных государствах, где специально создаются преимущества языку господствующей нации.

И в этом отношении коренные изменения происходят в условиях социалистического общества. Так, в нашей стране ленинское положение о равноправии всех языков, определившее решение национального вопроса в СССР, обеспечило возможность развития языков всех народов СССР.

Существенно изменился и характер двуязычия. Оно стало более массовым, широко развилось двустороннее двуязычие, особенно в национальных республиках, где не только носители местных языков владеют русским, но и носители русского языка знают и используют местные языки.

Образование новой исторической общности - советский народ - определило развитие широких межнациональных связей и использование русского языка в качестве языка межнационального общения. Отсюда широкое развитие национально-русского двуязычия, имеющего различия в особенностях своего проявления, но свойственного всем народам СССР.

Новые условия сказываются и на развитии сложившихся литературных языков. В них появляются новые слова для обозначения новых понятий, меняются значения старых слов (ср. пионерское звено, общественная нагрузка, самодеятельное искусство, общественный смотр и под.). Развитие науки и техники обусловливает рост специальной терминологии, увеличивает долю специальной лексики в словарном составе языка.

Все эти факты очень важны для понимания зависимости развития языка от развития общества. Но связь языка и общества многообразнее, сложнее, она может проявляться и во влиянии языка на общество.

Министерство образования и науки РФ

ФГБОУ ВПО «Тульский государственный университет»

Кафедра лингвистики и перевода


КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: Основы языкознания

Влияние социума на развитие системы языка


Студент группы 820321ан

Белослудцева К.М.

Руководитель работы

Буряковская А.А.




Введение

1.Анализ взаимодействия общества и языка

1 Исследование целенаправленного и неосознанного влияния общества на систему языка. Языковая политика

2 Изучение концепций науки о взаимовлиянии общества и языка - социолингвистики

3 Исследованиеролисоциальныхфактороввразвитиисистемыязыка

3.1 Классификациясоциолингвистическихфакторов

3.2 Анализсвязисоциальныхфакторовсвнутреннимизаконамиязыка

2.Исследование влияния социальных факторов на разные уровни языковой структуры

1 Социальные факторы и внутриструктурные закономерности развития лексики

2 Влияние социальных факторов на фонетическую и морфологическую систему

3 Влияние социальных факторов на синтаксис и на развитие стилистической системы языка

Заключение

Список литературы


ВВЕДЕНИЕ


В настоящее время на нашей планете лингвисты насчитывают несколько тысяч языков, каждый из которых развивается согласно своим внутренним законам. Эти законы формируются в результате длительного развития системы языка, однако, необходимо отметить, что в связи с общественной сутью самого языка на его развитие постоянно оказывают влияние социальные факторы, т.е. социум. Более того, сами внутренние законы языка, по сути, невозможно выявить изолированно от социума, т.к. они являются частью исторической социальной деятельности этноса.

Таким образом, актуальность выбранной темы обусловлена, во-первых, сложным и длительным процессом развития языковой системы, обусловленным двойственной природой самих языковых процессов, во-вторых, необходимостью постоянного наблюдения за развитием языков, т.к., с одной стороны, язык может стать более популярным, распространенным (о чем свидетельствует увеличение количества носителей этого языка), а с другой стороны, языки могут быть вытеснены другими или засоряться большим количеством иностранных слов, синонимы которых уже существуют в языке и т.д.

Важно признать, что в настоящее время появилась острая необходимость следить за соблюдением литературной нормы и за изменениями в системе русского языка, поскольку зачастую литературная норма не соблюдается даже в средствах массовой информации, а сам язык беднеет и засоряется иностранными словами.

Система языка не изолирована - она постоянно изменяется, чтобы понять причины этих изменений необходимо изучить факторы, которые оказывают на нее влияние. Поскольку социум является основополагающим фактором в изменении системы языка, исследование влияния на язык именно социальных факторов считается наиболее эффективным при изучении развития структуры того или иного языка, что и будет рассмотрено в данной работе.

Целью работы является исследование того, каким образом социум влияет на развитие системы языка и как это влияние отражается на структуре языка.

Для выполнения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:

.Ознакомиться с научной литературой, так или иначе затрагивающей тему влияния социума на развитие языковой системы;

.Провести анализ природы языковых изменений;

.Исследовать целенаправленное и неосознанное влияние социума на язык;

.Выявить особенности связи внутренних законов языка с социальными факторами;

.Определить механизм воздействия социальных факторов на языковую систему;

.Провести анализ воздействия социальных факторов на разные уровни языковой структуры.

Таким образом, объектом данного исследования является влияние социума на систему языка, а предметом - изменения в системе языка под действием социальных факторов.

Изучением процесса развития системы языка языковеды занимаются довольно долгое время, однако, до начала XX века вопросу влияния социума на систему языка и социальных причин языковых изменений уделялось недостаточно внимания.

На данный момент многие труды лингвистов посвящены данной теме, например труды таких известных отечественных языковедов как М.В. Панов, Е.Д. Поливанов, Ф.П. Филин, Крысин Л.П. Более того сформировалась научная дисциплина социолингвистика, которая занимается изучением языковых процессов, протекающих при воздействии социума. В рамках этой научной дисциплины также было сформировано большое количество концепций эволюции языковых систем, некоторые из них будут рассмотрены в ходе работы.


. АНАЛИЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБЩЕСТВА И ЯЗЫКА


При исследовании процессов, протекающих в системе языка, всегда необходимо учитывать его общественную сущность, так или иначе большинство изменений обусловлено именно влиянием социума. Тут большую роль играют различные социальные факторы, классификация которых и механизм воздействия на языковую систему будут рассмотрены позднее. Зачастую причину какого-либо изменения в системе языка сложно сформулировать, поскольку социальные факторы, в целом, влияют на систему через его носителей.

Появление членораздельной речи и развитие языковых систем - несомненный результат деятельности социума, однако, необходимо признать, что язык в свою очередь тоже влияет на развитие общества. Так наличие единого официального литературного языка, понятного для всех слоев население, наличие его письменной формы, приводит к культурному и социальному сплочению многонационального государства. Языковая разобщенность, с другой стороны, затормаживает образование и развитие государственности. Примером могут послужить молодые страны Африки, в большинстве из которых отсутствует единый литературный язык - этим государствам характерна языковая «пестрота» и большое количество бесписьменных языков [Виноградов, 1975, с. 32], вследствие чего появляется необходимость использовать один из развитых европейских языков.


.1 Исследование целенаправленного и неосознанного влияния общества на систему языка. Языковая политика


Язык является одной из особенностей человека, которые выделяют его из остальных обитателей биосферы. Современный социум невозможно представить без такого уникального средства общения, которое складывалось тысячелетиями. Однако процесс развития языка весьма сложен, общество может влиять на него не только объективно, т.е. без осознания этого отдельными людьми, например через труды писателей или поэтов, но также имеет место осознанное влияние, целенаправленное. Так в истории есть много примеров целенаправленного воздействия общества или государства на языковую систему, например при создании нового государства общество, как правило, выбирает тот или иной язык или языки официальными для своего государства. Это воздействие принято называть языковой политикой.

Языковая политика, как известно из истории, может вестись во многих направлениях:

)Целенаправленная кодификация языковых норм, например Реформа русской орфографии 1918 г, также целенаправленной кодификацией можно назвать создание словарей.

)Насаждение своей языковой культуры другой народности, т.е. процесс ассимиляции, примером может послужить русификация Финляндии в конце XIX - начале XX века, при этом насаждаемый язык может полностью вытеснить коренной, а может быть не принят другой культурой; однако таким образом можно наблюдать целенаправленное стремление общества или государства увеличить количество носителей языка.

)Языковая политика государства может быть также направлена на сохранение языкового разнообразия, помимо насаждения одного языка другим народностям; примером такой политики может послужить политика современной России по отношению к разным народностям, которые говорят на своих родных языках (удмурты, чуваши, абхазы и др.).

Несмотря на сильное влияние, которое языковая политика того или иного общества может оказать на язык, она не может отменить внутренние законы языка, также как и любое другое социальное воздействие, осознанное или случайное [Филин, 1968, с. 14].


1.2 Изучение концепций науки о взаимовлиянии общества и языка - социолингвистики

язык социолингвистический фонетический морфологический

Изучением взаимовлияния социума и языка занимается «социолингвистика - научная дисциплина, которая развивается на стыке языкознания, социологии, социальной психологии и этнографии и изучает широкий спектр проблем, связанных с социальной природой языка, его общественными функциями, механизмом воздействия социальных факторов на язык и той ролью, которую играет язык в жизни общества» [Швейцер, 1990, с. 481-482].

В рамках этой дисциплины развилось большое количество теорий развития языковых систем. В ходе исследования считается необходимым назвать две основных из этих теорий:

)Теория языковой эволюции Е.Д. Поливанова, согласно которой признавалась «зависимость языка от жизни и эволюции общества», при этом, однако, указывалась необходимость учитывать действие внутренних законов языка «устанавливаемые для языка вне времени и пространства»; наглядно автор этой теории сравнивал ход развития системы языка с работой поршней паровоза: какое-либо изменение в жизни общества не может изменить природу или направление языковых процессов подобно тому, как какой-либо сдвиг не может заставить поршни двигаться перпендикулярно рельсам. Работы Е.Д. Поливанова оказали сильное влияние на дальнейшее развитие теорий эволюции языка.

)Теория антиномий, согласно этой концепции в развитии языка главную роль играют «так называемые антиномии - постоянно действующие противоположные друг другу тенденции, борьба которых и является движущим стимулом языкового развития»; в рамках этой теории выделяют следующие важнейшие антиномии:)Антиномия говорящего и слушающего подразумевает преобладание развития языковых процессов то в интересах говорящего, то в интересах слушающего; так в интересах говорящего, который стремится к экономии речевых усилий, считается преобладание развития разных способов редуцирования, согласно данной концепции, а интересам слушающего отвечает, наоборот, преобладание развития развернутых конструкций и полнозвучных словоформ. Однако остается неясным, почему в интересы говорящего не входит стремление быть понятым слушающим.)Антиномия системы и нормы заключается в том, что норма производит отбор допускаемых языковой системой изменений; отбирая, например, те или иные формы слова, норма литературного языка одни формы слова принимает в употребление, другие отсеивает, а третьи ограничивает определенной сферой употребления [Беликов, Крысин, 2001, с. 106].)Антиномия кода и текста - «противоречие между набором языковых единиц и текстом, который строится из этих единиц»; так одна тенденция ведет к сокращению набора единиц (кода), а другая к упрощению текста, при этом в результате первой тенденции увеличивается количество текста, а в результате второй сокращается.)Антиномия регулярности и экспрессивности основана на противоречии между информационной и эмотивной функцией языка, т.е. с одной стороны, существует тенденция создать упорядоченную систему, единицы которой подчиняются какому-то общему правилу, а с другой стороны, первой тенденции противоборствует другая, стремление которой сохранить особенность каждой единицы, для придания высказыванию экспрессивности.

Антиномии признаются большинством лингвистов как наиболее общие закономерности развития языка, поскольку многие из этих антиномий охватывают почти все единицы языка, а антиномия регулярности и экспрессивности «определяет жизнь каждой единицы языка» по словам М.В. Панова [Панов, 1968, с. 27-28]. Однако антиномии, что естественно, не отменяют действие социальных факторов и, конечно, они тесно взаимодействуют. Именно это взаимодействие определяет специфику развития языковых систем в ту или иную эпоху. Согласно этой теории социальные условии создают некий контекст, в котором идет борьба какой-либо антиномии.


.3 Анализ влияния социальных факторов на развитие системы языка


Социальные факторы весьма разнообразны, они могут иметь глобальное значение или региональное, нести идеологическую, эстетическую или какую-либо другую направленность. Важно отметить, что социальный фактор всегда является целенаправленным действием социального характера.

Тем не менее, необходимо привести четкое определение понятию «социальный фактор», который согласно словам Алефиренко Н.Ф. является системно организованным социальным действием разной структуры в определенной сфере человеческой деятельности [Алефиренко, 2005, с. 240].

Структура социального фактора представлена следующими элементами:

)субъект действия;

)объект воздействия;

)среда, к которой относится субъект действия;

)среда, к которой относится объект действия;

)средства действия субъекта;

)цели и задачи действия субъекта.

Важно отметить, что социальные факторы не могут повлиять на систему языка непосредственно. Как утверждает большинство отечественных лингвистов: изменения в разных сферах жизни общества влияют на состав носителей того или иного языка, тем самым меняя отправные пункты развития системы языка. [Беликов, Крысин, 2001, с. 102] Более того, социальные факторы не могут изменять природу языковых процессов: какой-либо социальный фактор не может привести к смене направления, например, фонетических процессов, так вместо глухого звука [п] на конце слова «дуб», не может получиться какой-либо другой звук, например, «в» или «ф».

Этой точки зрения придерживались такие известные лингвисты, как Е.Д. Поливанов - создатель оригинальной теории эволюции зыка.

Таким образом, большое количество социальных факторов и их разнообразие обуславливает в процессе речевой деятельности широкий спектр возможных изменений в системе языка.


1.3.1 Классификация социолингвистических факторов

В настоящее время невозможно сформулировать единую классификацию социальных факторов развития системы языка в связи с их большим разнообразием и многочисленностью, однако следует перечислить основные:

Социальные факторы, обусловленные социально-экономическими формациями (феодальная, капиталистическая, коммунистическая и т.д.).

Факторы, обусловленные массовой коммуникацией, системой образования и т.д.

Позитивные и негативные факторы, обусловленные различной интерпретацией явлений общественной жизни, природы представителями религиозных идеологий.

Социальные факторы, обусловленные взаимодействием языков, например, обогащение или засорение языка.

Факторы научно-познавательного значения (относящиеся к различным отраслям науки).

Социальные факторы идеологического содержания (идеология, идеологическое осмысление языковых единиц и т.д.).

Социальные факторы эстетического плана (литература, искусство).

Факторы нравственно-эстетического осмысления явлений общественной жизни.

Социальные факторы, относящиеся к социально-профессиональной дифференциации языка.

Итак, социальные факторы могут заключать в себе содержание разного характера: идеологического, гносеологического, эстетического, нравственно-эстетического и т.д. [Алефиренко, 2005, с. 241]


1.3.2 Связь социальных факторов с внутренними законами языка

Социальные факторы, как известно органически связаны с внутренними законами языка, с его развитием и функционированием. Как утверждает Алефиренко Н.Ф.: «Внутренние законы языка - главная сила, организующая язык, в частности - его структуру; это сила, которая обеспечивает функционирование языка в соответствии с потребностями его носителей [Алефиренко, 2005, с. 242].

Изменения на разных структурных уровнях языка по-разному происходит под действием внутренних законов языка. Так фонетическая структура, в основном, изменяется именно под действием внутренних законов, социальные факторы оказывают на этом уровне наименьшее влияние, а развитие стилистической системы языка зависит, в основном, от общества и социальных факторов.

Важно отметить, что изменение языка под действием его внутренних законов протекает медленно. Многие отечественные лингвисты сходятся во мнении, что эти изменения проявляются со временем, а также проявляются неравномерно, т.е. изменение, например, фонемы в одной области проживания носителей того или иного языка может полностью укорениться, в другой области изменение может проявляться частично, а в третье не проявиться совершенно. Примером может послужить разное произношение русской буквы «г»: в одних районах России принято произношение гортанного «г», которое по звучанию ближе к фонеме [х], в отличие от нормы - звонкого, заднеязычного, взрывного [g], а в некоторых районах под влиянием внутриязыкового закона гортанный звук вытесняется заднеязычным звуком [g].

Процессы изменения структуры языка под влиянием социальных факторов, как правило, протекают быстрее, чем те, которые происходят под влиянием внутренних законов языка, так для нового явления в жизни общества дается название, и это слово распространяется также быстро, как и само явление. Изменение языка под влиянием социума, таким образом, легче проследить и проанализировать. Именно характерная способность языка изменяться под влиянием социальных факторов позволяет социолингвистам исследовать общественную сущность языка в настоящее время.

Необходимо отметить, что формирование внутренних законов языка протекает в процессе речевой деятельности людей, которая, в свою очередь, является разновидностью социальной деятельности. Таким образом, внутренние законы языка являются результатом речевой деятельности людей, складываясь исторически в процессе длительного развития языка.

Именно социум приводит в действие внутренние законы языка, т.к. они могут функционировать лишь в условиях речевой практики того или иного этноязыкового общества. В этом также проявляется активная творческая сила общества.

Таким образом, внутренние законы языка тесно взаимосвязаны с социальными факторами. Несмотря на то, что их образ функционирования различается, объект воздействия и область функционирования - система языка - является общим, связующим звеном столь разных понятий. Более того внутренние законы системы языка исторически являются продуктом деятельности социума. Следовательно, при исследовании необходимо учитывать внутреннюю социальную направленность каждого языка.

Социум может влиять на развитие системы языка неосознанно или целенаправленно, последнее также называется языковой политикой, которая может носить различный характер. Развитие языка весьма сложный и медленный процесс, на который по-разному влияют разные факторы, в том числе социальные. Социальные факторы, в свою очередь, могут быть совершенно разной природы, влиять глобально или окказионально. Однако социальные факторы не могут воздействовать на систему языка непосредственно, они влияют на носителей того или иного языка, изменяя их состав, и тем самым приводят к изменениям в языковой системе.

Также в ходе исследования было выявлено, что социальные факторы находятся в тесном взаимодействии с внутренними законами языка. Под действием внутриструктурных законов процессы изменения в системе языка протекают медленнее, чем при воздействии со стороны социальных факторов.


. ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ НА РАЗНЫЕ УРОВНИ ЯЗЫКОВОЙ СТРУКТУРЫ. ПОНЯТИЯ СТРУКТУРЫ И СИСТЕМЫ ЯЗЫКА


Социальные факторы влияют не одинаково на разные уровни языковой структуры, как уже было отмечено. Для того чтобы исследование было в достаточной степени детальным, необходимо рассмотреть процессы изменения в языковой структуре под влиянием социальных факторов на разных языковых уровнях.

Тем не менее, чтобы исследование было более понятно изложено, необходимо разграничить понятия «структура» и «система» языка, дать конкретные определения этих двух понятий, используемых в работе.

Большинство языковедов понимают систему языка как целостность множества организованных языковых единиц, так в книге «Общее языкознание: Внутренняя структура языка» приводится следующее определение: «Система определяется… как известным образом организованное (т. е. упорядоченное) иерархическое целое, обладающее структурой и воплощающее данную структуру в данную субстанцию для выполнения определенных целей» [Серебренников, 1972, с. 30].

Таким образом, под понятием «система языка» в данной работе следует понимать целостность закономерно организованного множества языковых единиц, которые связанны устойчивыми инвариантными отношениями. Говоря другими словами, системе свойственно: 1) целостность, 2) наличие элементов (единиц), 3) наличие связей и отношений между ними. [Зенков, Сапожникова, 1998, с. 45]

Понятие структуры языка является более узким, чем понятие системы, так многие языковеды, полагают, что структура языка является схемой отношений, связей между элементами системы, исключая сами элементы [Серебренников, 1972, с. 29].

Формирование структуры языка - длительный социальный процесс, именно то каким образом организованы элементы системы, определяет ее особенности, отличает от других языковых систем. Так согласно словам Алефиренко Н.Ф.: «языковая структура - это продукт исторического формирования и развития языка в неразрывной связи с развитием общества и общественного сознания» [Алефиренко, 2005, с. 243].

Следовательно, процессы развития морфологической, фонологической, синтаксической, стилистической и лексико-семантической подсистем также взаимосвязаны и по разному подвержены влиянию социума, т.к. языковые уровни формируются в результате взаимодействия социальных факторов и внутренних законов языка.


.1 Социальные факторы и внутриструктурные закономерности развития лексики


Словарный запас - наиболее быстро развивающийся и, соответственно, наиболее быстро изменяющийся аспект языка. Именно на лексическом уровне все изменения, новшества в жизни общества почти мгновенно получают отражение, например: новое изобретение получает название, старое понятие теряет широту употребимости в связи с новыми условиями жизни.

Вышеизложенные примеры являются, как правило, единичными: они не приводят к масштабным изменениям в лексиконе, однако, когда один образ жизни (формация) сменяется другим, можно наблюдать процесс, при котором целый ряд лексем становится не актуальным и постепенно исчезает из активного словаря носителя той или иной языковой системы.

Таким образом, социальные факторы могут влиять на лексическую систему того или иного языка глобально или окказионально.

При более глубоком рассмотрении влияния социума на развитие лексики оказывается, что один социальный фактор может по-разному повлиять на разные пласты лексики. Например, после распада Советского Союза в активный словарный запас вошли следующие пласты лексики: лексика рыночной экономики, политическая лексика, лексика шоу-бизнеса и криминально-правоохранительная лексика; соответственно, появились новые жаргоны, к примеру, коммерческий, компьютерный и т.д.; в то время как тоталитарный общественно-политический лексикон и лексика перестройки вошли в пассивный словарный запас [Стернин, 2000, с. 4-16].

Социальные факторы чаще всего обуславливают появление или выпадение лексем из словарного состава, переход лексем в пассивный или активный запас, что видно при исследовании процессов взаимодействия и взаимообогащения лексиконов разных языков. Следовательно, преобладание влияния разного рода социальных факторов над влиянием внутриструктурных законов на развитие лексики является очевидным. Однако на фонетическом, морфологическом и синтаксическом уровнях влияние социальных факторов менее значительно, развитие этих подсистем языка осуществляется, в основном, под действием внутриструктурных закономерностей. Более подробно влияние социальных факторов на вышеперечисленные уровни будет рассмотрено далее в ходе исследования.

Несмотря на то, что изменения в словарном составе почти полностью обусловлены действием социальных факторов, что было установлено ранее, структурные изменения лексических единиц в тех или иных случаях могут быть вызваны действием внутренних законов языка на протяжении истории развития языковой структуры. Так, при образовании форм русских глаголов течь (теку, течешь, текли, и т.д.) и носить (ношу, носишь, носили и т.д.) определяющая роль, несомненно, принадлежит постоянно действующим внутренним закономерностям развития лексической и морфологической систем русского языка, а не каким-либо социальным факторам.

Следовательно, действие социальных факторов и внутренних законов языка в рамках развития лексической системы надо рассматривать во взаимодействии, а не изолированно.

Однако, словарный состав, можно сказать, подвержен в некоторой степени непосредственному влиянию социальных факторов, что несколько противоречит обоснованному тезису касательно опосредственного влияния социальных факторов на систему языка. Так Е.Д. Поливанов обращал внимание на то, что количественные изменения в словаре того или иного языка происходят при непосредственном воздействии социальных факторов на лексику, говоря: «Лексика (с фразеологией) - единственная область языковых явлений, где само содержание культуры (данного коллектива в данную эпоху) отражается более или менее непосредственно». [Поливанов, 1928, с. 168]


.2 Влияние социальных факторов на фонетическую и морфологическую систему


Развитие языковой структуры на фонетическом и морфологическом уровне протекает весьма медленно, что отмечают такие языковеды как М.В. Панов, Е.Д. Поливанов и др. Это связано в первую очередь с тем, что эти уровни языковой структуры в меньшей степени подвержены влиянию социальных факторов.

На фонетическом уровне социальные факторы могут действовать только опосредованно, и поскольку особенности произношения говорящих на том или ином языке, накапливаясь, лишь постепенно приводят к изменениям в общей фонетической системе, сам фактор может остаться неизвестным.

Примером такого опосредованно влияния являются лексические заимствования из других языков. Так в результате заимствования слов педикюр, кювет, паникёр стало возможно употребление гласных заднего ряда после мягкого согласного [к"].

Долгое время весьма актуальными были теория экономии произносительных усилий, а также теория экономии фонем и их различительных признаков, согласно этим теориям эволюция ведет к упрощению артикуляции. Однако эти теории не могут объяснить факты изменений, которые привели, наоборот, к увеличению произносительных усилий или увеличению числа фонем. Существуют и другие теории, однако ни одна из них не является обоснованной в полной мере.

Таким образом, можно сказать, что социальные факторы при эволюции фонетического состава языка выступают скорее как вспомогательные средства. [Панов, 1988, с. 41-55]

Морфологический уровень языковой структуры является наиболее устойчивым, он строго организован, и более того обладает набором морфологических понятий и категорий. Однако нельзя сказать, что морфологические системы не подвержены изменениям, такая черта свойственна лишь мертвым языкам. К тому же морфологическая система языка, формируясь исторически в процессе речевой деятельности определенного социума, как и внутренние законы развития языка, является социальным явлением.

Современные мировые языки обладают разными типами морфологических систем - флективные, изолирующие, агглютинирующие, инкорпорирующие. Это разнообразие объясняется следующими причинами:

§разные морфологические категории образуются стихийно под влиянием различных факторов (в т.ч. социальные факторы).

В процессе формирования морфологическая система испытывает воздействие трех типов факторов:)социального развития в широком смысле;)внутриструктурных изменений)иноязычного влияния.

Результаты воздействия социальных факторов на морфологическую систему трудно выделить, но их воздействие косвенно сказывается в стимуляции внутренних возможностей языка, в ускорении или замедлении процессов, назревающих или назревших в самой системе. Такими процессами, к примеру, можно назвать: тенденцию к несклоняемости имен существительных, сокращение падежей и т.д. Названные процессы привели к вариантности падежных окончаний, что серьезно сказалось на общей падежной системе. Стимулировались эти процессы такими социальными факторами как: более свободное отношение к литературной норме, влияние профессиональной речи как сферы языка.

Именно в профессиональной сфере функционирования языка обнаруживается влияние разговорной речи, здесь, в силу социальных причин, активнее проявляется действие закона речевой экономии, закона аналогии и т.д. [Валгина, 2001] Это привело к колебаниям в употреблении падежных форм. Примером такого колебания может послужить колебание форм именительного падежа типа профессоры - профессора.

Колебание форм именительного падежа затронуло многие имена мужского рода. Необходимо отметить, что формы на -а, более «молодые», но в ряде имен уже закрепились, например, годы - года, прожекторы - прожектора и т.д. Этот процесс колебания формы именительного падежа в морфологической системе начался еще XIX веке и, что примечательно, продолжается в настоящее время. Что в очередной раз доказывает насколько медленно изменяется стихийно сложившаяся морфологическая система.


.3 Влияние социальных факторов на синтаксис и на развитие стилистической системы языка


Синтаксическая система характеризуется медленной изменяемостью, она в меньшей степени подвержена влиянию социальных факторов. Однако отечественные социолингвисты на основе анализа большого фактического материала доказали возможность влияния социума, социальных факторов и на синтаксис. В результате этого влияния в языке могут появляться новые типы словосочетаний. Основной путь их появления - калькирование сложных терминов, при этом исконные типы словосочетаний не вытесняются, а получают дальнейшее развитие.

В этих процессах решающую роль зачастую играют такие социальные факторы, как:)многонациональный состав коллективов на производстве;)двуязычие;)высокая частотность употребления новых типов словосочетаний в национальных языках.

В настоящее время в процессе развития синтаксической системы русского языка преобладают такие явления как синтаксическая компрессия и синтаксическая редукция.

Синтаксическая редукция понимается как отсечение необходимого грамматического звена в синтаксической структуре. В результате сокращается число словесных компонентов. Примерами таких выражений могут быть: фирма гарантирует (что? кому?); высокое звание обязывает (к чему?) и др. Синтаксическая редукция, несмотря на свое разговорное происхождение, может наблюдаться даже в официальных документах в виде сформировавшихся специфических официальных терминов (с отсеченным управлением): движение несопротивления; политика быстрого реагирования; мирное урегулирование; группа немедленного реагирования; страны содружества.

Синтаксическая компрессия широко распространена в разговорной речи, в результате союзы часто меняют свои привычные функции, реагируя на смысловые и структурные смещения. В этом смысле, интересно появление альтернативного союза «а то» или «а не то»: Не забудь надеть шапку, а не то простудишься и заболеешь. В данном случае имплицитна условная придаточная, отсутствие которой и преобразовало союз: Не забудь надеть шапку, а если забудешь, то простудишься и заболеешь. Сопоставительный союз «а» присоединяет сложноподчиненное предложение с условной связью (если... то). Еще пример: Если хотите успеть на электричку, то автобусная остановка рядом. Ср.: Если хотите успеть на электричку, то [имейте в виду, что] автобусная остановка [находится] рядом.

К явлениям синтаксической компрессии также можно отнести скрытую диалогизацию и вторичную предикацию. Примером вторичной предикации могут послужить предложения типа: Я увидела их в полном отчаянии; ср.: Я увидела их, и они были в полном отчаянии.

Структурное сжатие, стремление к компактности высказывания может путем сокрытия цепи синтаксических связей привести к смысловым смещениям, на базе которых появляются новые оттенки смысла и новые словосочетания. Например, расширение значения термина «экология» в современном языке произошло именно благодаря реализации ненормативных связей слова в новых контекстуальных условиях. Современные словосочетания типа «экологическое производство» и др. стали возможными из-за подчеркивания в слове приобретенного значения «безвредный», появившегося в результате перераспределения и смещения синтаксических связей, например, экологическое производство - это производство, осуществляющее свою деятельность с учетом экологических условий, т.е. производство, не нарушающее баланс в окружающей среде.

Взаимодействие социальных факторов и внутренних законов развития языка в синтаксисе своеобразно. Заметна, в частности, зависимость синтаксических изменений от таких социальных факторов, как развитие средств массовой информации (радио, телевидение, печать), расширение устных контактов.

Изменение системы стилей того или иного языка в большей степени зависит от различных социальных и других внешних факторов, чем фонетика, морфология, синтаксис и даже лексика. Это связано с тем, что функциональные стили формируются и развиваются, в основном, в зависимости от следующих факторов:

)от популярности этой литературы на протяжении длительного времени;

)от темпов и границ развития общественных функций языка.

Таким образом, естественно сделать вывод, что дальнейшее развитие стилистических систем литературных языков зависит, в целом, от общества и социальных факторов, которыми определяются перспективы развития функций этих языков в жизни общества.

Социальные факторы по-разному влияют на процессы, протекающие на разных уровнях структуры языка. Сильнее всего их воздействие сказывается на лексической и стилистической системах языка. Однако социальные факторы также воздействуют на процессы в морфологической, синтаксической и фонетической системах. Часто влияние того или иного социального фактора на один из уровней сказывается и на других. Так заимствования из других языков влекут за собой изменения в синтаксисе, морфологии, а порой и фонетике.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В ходе проведенного исследования были выполнены поставленные задачи, а именно:

Была изучена научная литература, так или иначе затрагивающая тему влияния социума на развитие языковой системы;

Проведен анализ природы языковых изменений;

Было исследовано целенаправленное и неосознанное влияние социума на язык;

Были выявлены особенности связи внутренних законов языка с социальными факторами;

Определен механизм воздействия социальных факторов на языковую систему;

Проведен анализ воздействия социальных факторов на разные уровни языковой структуры.

В результате исследования влияния социума на развитие системы языка можно сделать следующие выводы:

Развитие системы языка длительный и сложный процесс, при этом на разных уровнях языковой структуры процесс развития протекает по-разному, например, лексический уровень развивается намного быстрее, чем фонетический.

Разные факторы могут воздействовать на ход развития языковой системы, однако, влияние социальных факторов в этом процессе является наиболее весомым, поскольку сам язык - явление общественное; воздействуя на контингент носителей языковой системы, социальные факторы могут замедлять или ускорять те или иные языковые процессы.

Тем не менее, социальные факторы не могут изменить саму природу языковых процессов.

Социум может воздействовать на развитие системы языка как неосознанно, так и целенаправленно, так государство может вести языковую политику тем или другим образом, цензурой или наоборот свободой слова, стремлением кодифицировать систему языка (выпуск новых словарей) или наоборот придать большую экспрессивность единицам языка (публикация разного рода художественной литературы).

Воздействие социальных факторов оказывается наиболее сильным на лексическую и стилистическую системы, поскольку словарный состав является, в какой-то мере, отражением культурного состояния того или иного этноса, а стилистическая система на прямую зависит от наиболее публикуемой и читаемой литературы.

Менее всего социальные факторы воздействуют на морфологическую, синтаксическую и фонетическую системы, поскольку развитие языка на этих уровнях протекает весьма медленно и по-разному в различных слоях населения, говорящего на том или ином языке, так интеллигенция, как правило, более консервативна, придерживаясь старой нормы, а в речи других носителей языка может присутствовать смешение просторечных, диалектных и др. черт.

В заключении также хотелось бы добавить, что многочисленные исследования в области хода языковой эволюции показали, что темпы развития системы языка зависят от его уровня.

Системы развитых литературных языков, функционируя, развиваются очень медленно. Отсюда можно сделать вывод, что, в целом, эволюция системы языка заключается в стремлении стать более стабильным и постоянным, т.е. как можно меньше изменяться. Так произношение и грамматический строй в русском языке едва ли сильно отличаются от тех, что были полвека назад, однако, нельзя отрицать, что словарный запас русского литературного языка пополнился большим количеством новых терминов (интернет, маркетинг, социальная сеть и т.д.). Необходимо признать, что все эти процессы и изменения в системе языка так или иначе отражают процессы и изменения, происходящие в обществе.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1.Алефиренко Н.Ф. Современные проблемы науки о языке: учебное пособие - М.: Флинта: Наука, 2005. - 416 с.

.Беликов В.И., Крысин Л.П. Социолингвистика. - М.: РГГУ, 2001. - 439 c.

.Бондалетов В.Д. Социальная лингвистика. М.,1987.

.Брайт У. Введение: параметры социолингвистики. Новое в лингвистике. Вып. VII. - М., 1975. - С. 34-41

.Валгина Н.С. Активные процессы в современном русском языке: Учебное пособие - М.: Логос, 2001. - 304 с.

.Виноградов В.А. Введение. Общий очерк языковой ситуации в Африке // [колл. мон.] Языковая ситуация в странах Африки. М.: Наука, 1975 [соавт.: А. Н. Журинский, Н. В. Охотина].

.Володарская Э.Ф. Заимствование как отражение русско-английских контактов // Вопросы языкознания. -2002. № 4. -С. 96-118.

.Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: Учебное пособие // М.: Логос, 2002. 432 с.

.Дешериев Ю.Д., Панов М.В. и др. Влияние социальных факторов на функционирование и развитие языка. - М.: Наука, 1988. - 200 c.

.Дешериев Ю.Д. Социальная лингвистика. М.,1977.

.Зенков Г.С., Сапожникова И. А. Введение в языкознание: учеб. пособие для студентов дистанционного обучения КГНУ - Бишкек: ИИМОП КГНУ, 1998. - 218 с.

.Казкенова А.К. Онтология заимствованного слова [Электронный ресурс]: монография / Казкенова А.К. - 2-е изд., стер. - М.: Флинта, 2013. - 248 с. URL: wap.fictionbook.ru/pages/download_prew/?file=8893488 (дата обращения: 25.01.2015)

.Карасик В.И. Язык социального статуса. М., 2002.

.Крысин Л.П. Социолингвистические аспекты изучения современного русского языка. М., "Наука", 1989. 16 а. л.

.Крысин Л.П. Язык в современном обществе. М., 1977.

.Леонтьев А.А. Язык как социальное явление. // Известия АН СССР. Сер. лит. и яз. 1976.Т. 35. Вып. 5. С. 299-307.

.Лосева О.А., Новикова И.А. Социокультурные факторы развития языкового общения на рубеже XXI века // Философия и общество, 2008. Вып. 1. С. 57-66.

.Панов М.В. Влияние социальных факторов на функционирование и развитие языка / Отв. ред. Ю. Д. Дешериев, Л. П. Крысин. М., 1988. С. 41-55

.Панов М. В. Принципы социологического изучения русского языка // Русский язык и советское общество: В 4 кн. Кн. 1. М., 1968.

.Панов М.В. Труды по общему языкознанию и русскому языку, Том 1 // Litres, 2014.

.Поливанов Е.Д. Русский язык сегодняшнего дня // Литература и марксизм. - 1928. - Т. 4. - С. 167-180.

.Розен Б.В. Развитие словарного состава в аспекте социолингвистики // Лингвистика и методика в высшей школе. Вып. У /МГПИИЯ.- М., 1970. С. 83-91.

.Сергеев Ф.П. Языковые ситуации и языковая политика в странах мира. Волгоград, 2001.

.Стернин И.А. Социальные факторы и развитие современного русского языка // Теоретическая и прикладная лингвистика. Вып. 2: Язык и социальная среда. - Воронеж, 2000. С. 4-16

.Серебренников Б.А. Общее языкознание. Внутренняя структура языка / Отв. ред. Б.А. Серебренников. - М.: Наука, 1972. - 564 с.

.Тимофеев В.П. Социолингвистические факторы в развитии современного русского языка // Очерки по социолингвистике: Сб.науч.тр. - Томск: Изд-во ТГПИ, 1971. -С.9-28.

.Ткачева Л.Б. О социолингвистическом подходе к изучению терминов // Вопросы английской филологии и методики преподавания английского языка: Сб.науч. тр. - Омск: Изд-во ОГПИ, 1976. - С.30-35.

.Труды Бодуэна де Куртенэ И.А., Гак В. Г. Языковые преобразования. - М.: Языки русской культуры, 1998. - 764 с.

.Томахин Г.Д. Лексика с культурным компонентом значения // ИЯТТТ, № 6. - М.: Просвещение, 1980. - С.47-50.

.Томахин Г.Д. Реалии в культуре и языке // ИЯШ} № 1. - М,: Просвещение, 1981.-С.64-69.

.Филин Ф.П. К проблеме социальной обусловленности языка // Язык и общество: Сб. науч. тр. - М.: Наука, 1968. - С.5-22

.Фишер Д.Л. Синтаксис и социальная структура. Трук и Понапе // Новое в лингвистике, вып.7. - М.: Прогресс, 1975. - С. 397-421.

.Швейцер А.Д. Социолингвистика. Лингвистический энциклопедический словарь. - М., 1990. С. 481-482.

.Щерба Л.В. О трояком аспекте языковых явлении и об эксперименте в языкознании // Звегинцев В.А. История языкознания XIX-XX веков в очерках и извлечениях, том 2. - М.: Просвещение, 1965. - С.361-373.

.Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. - Л.: Наука, 1974.-428с.

.Ярцева В.Н. О территориальной основе социальных диалектов // Норма и социальная дифференциация языка: Сб.науч.тр.- М.: Наука, 1969. - С.26-46.

.Ярцева В.Н. Проблема связи языка и общества в современном зарубежном языкознании // Язык и общество: Сб.науч.тр. - М: Наука, 1968. - С.39-54.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Такая интереснейшая дисциплина, как социолингвистика, стала интенсивно развиваться совсем недавно. Она соприкасается и с другими отраслями филологии. К примеру, язык и общество языкознание рассматривает в рамках нескольких подчиненных дисциплин: психолингвистики и этнолингвистики.

Социолингвистика сосредотачивается на корреляциях между человеческой речью и социумом.

Какими же могут быть и в рамках каких аспектов рассматриваются эти

взаимоотношения? Язык и общество неразывно связаны. Мы часто говорим о речи и социуме так, как будто они являются взаимозависимыми, но на самом деле это отношение влияния. Общество, очевидно, может существовать без языка, о чем свидетельствуют, к примеру, популяции муравьев, пчел, обезьян. Однако обратного явления не наблюдается. Язык и общество обусловлены друг другом: очевидно, что первый не может существовать без последнего. Причем о происхождении речи и языкового разнообразия существуют самые различные теории, многие из которых не выдержали проверку временем или не нашли научных подтверждений. Такими являются религиозная теория или междометная теория. Другими важными аспектами в изучении проблематики "язык и общество" являются социальное расслоение речи, языковая политика, билингвизм, функционирование многоязычных сообществ, модификации языка.

Возьмем, к примеру, функциональные Выбор определенного способа выражения своих мыслей и чувств обусловлен социальным статусом и ситуацией общения. Обращаясь к чиновникам, с запросом в какое-либо учреждение, мы обязаны использовать официально-деловой стиль, в котором все конструкции максимально объективизированы и обезличены, в котором не допускается эмоционально окрашенная лексика или разговорные выражения. Если мы попробуем обратиться к начальнику в том же стиле, в каком пишем, скажем, смс-сообщения подружке, да или хотя бы просто "на ты", вряд ли наша карьера будет и дальше развиваться под его руководством.

Если мы напишем заявление, прошение, справку или даже резюме в стихах, то в лучшем случае, над нами посмеются, а документ отклонят и не будут рассматривать, потому что "так писать не принято". Таким образом, ситуация общения обуславливает выбор определенных языковых средств. Кроме этого, язык и общество имеют определенные корреляции и по профессиональным признакам, и по этническим, и по территориальным. Если социолекты (к заключенных или арго программистов) рассматривают в первую очередь лексику определенной социальной или профессиональной группы людей, то диалектология изучает речь с точки зрения территориального ограничения.

В русском языке существуют северные, южные говоры, уральские диалекты. В других языках также существуют определенные наречия, иногда значительно отличающиеся от "литературного языка". Этнолингвистика рассматривает язык и общество с точки зрения национального многообразия. Именно эта область языкознания занимается и сопряженными с ней вопросами. К примеру, функционированием "пиджин-языков" или креольских наречий, возникающих при усвоении большими этническими группами языка другой группы в "упрощенной" и искаженной форме.

Также к задачам этнолингвистики относится и роль языка в обществе, которое отличается национальной неоднородностью. В эпоху все более интенсивного смешивания этносов, все более активного создания межнациональных браков и семей на первый план выходят и проблемы билингвизма. Европейские страны стараются на государственном уровне поддерживать языковое многообразие, в том числе, пропагандировать редкие и исчезающие языки. К примеру, в Польше можно изучать и сдавать в качестве экзамена на аттестат зрелости на нем издаются книги и периодические печатные издания. В Германии поддерживают изучение в Испании - каталонского.

В идеале языковая политика государств и их объединений (к примеру, Европейского Союза) должна опираться на объективные данные лингвистов, занимающихся проблематикой "язык и общество", именно тогда она может быть непредвзятой и демократичной. Примеров угнетения национального своеобразия, культурной идентификации история знает множество. Это и насильственное насаждение русского языка, к примеру, в Польше в царскую эпоху, а немецкого - во время Второй мировой войны. Любой запрет на использование родной речи вызывает сильнейший протест у населения, что в итоге приводит к социальным потрясениям, восстаниям, свержению власти. В то же время свободное развитие национальной культуры, неразрывно связанное с языком, способствует укреплению демократии и стабилизации.

Которые он несет - это очень важная сторона существования социума. Он хранит в себе духовные и людей. Посредством языка народ высказывает свои мысли, выражает эмоции. Слова выдающихся людей цитируют и превращают их из личного достояния в людское, создавая духовное богатство общества.

Язык может выражаться в прямой или косвенной форме. Прямая - непосредственно в контакте с человеком, людьми в реальном времени, а косвенная - это общение с временным разрывом, так называемое пространственно-временное общение, когда ценности общества передаются из поколения в поколение. Таким образом, формируется духовное наследие человечества - насыщение внутреннего мира людей идеалами.

Роль языка в жизни общества поистине велика. Он выполняет функцию передачи социальной наследственности. С помощью языка люди могут представлять мир, описывать различные процессы, получать, хранить и воспроизводить информацию, свои мысли.

Речь - визитная карточка человека, а также самая надежная рекомендация в его профессиональной деятельности. В трудовой сфере язык стал помогать в управлении (отдавать приказы, давать оценку), а также стал эффективным мотиватором.

Значение языка в жизни общества огромно: с помощью него происходит развитие науки, искусства, техники и т.д. Народы говорят на разных языках, но преследуется одна цель - достижение взаимопонимания.

Но чтобы общество не деградировало, каждый должен соблюдать правила хорошего тона - так называемую культуру речи. Она помогает людям грамотно и правильно общаться. И здесь находит свое отражение значимая роль языка в жизни общества.

Существует 3 нормативный, коммуникативный и этический. Нормативный включает в себя различные правила и нормы человеческой речи: то, как люди должны говорить. Коммуникативный представляет собой правильное взаимодействие с другими людьми - участниками общения. А этический являет собой соблюдение определенных правил: «Где, с кем и как можно разговаривать».

С течением времени роль языка в жизни общества только усиливается. Все больше нужно передать, сохранить. Также язык превратился в некую науку, которую нужно постигать. Есть определенные правила, системы понятий, знаки и символы, теории и термины. Это все усложняет язык. Поэтому проявляются «семена» деградации общества. Все больше людей хотят «схалявить» и не уделять языку должного внимания.

Потому в последнее время наблюдается усиленная вульгаризация речевой практики. Общество выходит за пределы литературного языка, все больше людей используют жаргон, блатные выражения, ненормативную лексику.

Это актуальная проблема на сегодняшний день, ибо без поставленной невозможно решение общесоциальных, культурных и экономических вопросов.

Происходит криминализация человечества, что выражается в речи. Роль языка в жизни общества обычно недооценивается - это не считается наивысшим благом, которое у нас есть. Но нужно отдавать себе отчет в следующем: как человек говорит, так он и действует, и мыслит.