Главная · Материалы · Кто был лидером эстетического движения в англии. История прерафаэлитов (продолжение) - Калейдоскоп — LiveJournal. Прерафаэлиты и академизм

Кто был лидером эстетического движения в англии. История прерафаэлитов (продолжение) - Калейдоскоп — LiveJournal. Прерафаэлиты и академизм

Художники прерафаэлиты (от лат. prae — вперед, и имени «Рафаэль»), это представители направления в английской поэзии и живописи середины XIX-го века, образовавшееся для борьбы с устоявшимися академическими традициями, условностями и подражательством классическим образцам. Основные представители «Братства прерафаэлитов» — Уильям Холмен Хант (1827 -1910), Данте Габриэль Россетти (1828-1882) и Джон Эверетт Милле (1829-1896) — считали достойной восхищения живопись художников раннего Возрождения, творивших до Рафаэля. Достойными подражания прерафаэлиты считали Перуджино, Фра Анджелико и Джованни Беллини.

Художники прерафаэлиты против академизма

В середине XIX-го века академическая школа в английской живописи была ведущей. В развитом индустриальном обществе высокий уровень техники исполнения воспринимался как залог качества. Поэтому работы учеников академии были вполне успешными и востребованными английским обществом. Но, стабильность английской живописи уже переросла в закостенелость, увязая в условностях и повторениях. И летние выставки Королевской Академии художеств с каждым годом становились все более и долее предсказуемыми. Королевская академия художеств сохраняла традиции академизма и к большой осторожностью и скептицизмом относилась к нововведениям. Художники прерафаэлиты же не хотели изображать природу и людей отвлеченно красивыми, они хотели изображать их правдиво и просто, считая, что единственный способ предотвратить деградацию английской живописи, это возврат к простоте и искренности искусства раннего Возрождения.

Что особенно не любили прерафаэлиты?

  • ошибочные эталоны академического образования
  • первого президента Академии художеств, сера Джошуа Рейнольдса (1723-1792)
  • картину Рафаэля «Преображение»
  • творчество П.П. Рубенса

В картине Рафаэля «Преображение» прерафаэлиты увидели пренебрежение простотой и правдой. По мнению У. Х. Ханта, одеяния апостолов были слишком помпезными, а изображение Спасителя — лишено духовности.

Д. Г. Россети, всей душой ненавидя творчество Рубенса, умудрился на страницах труда по истории искусств, напротив каждого упоминания и последнем написать «Плюнуть здесь».

Рафаэль Санти. Преображение

П.П. Рубенс. Пьяный Геркулес

Сэр Джошуа Рейнольдс. Автопортрет

Творческие и художественные приемы прерафаэлитов

  • Яркие, свежие тона

Для достижения более ярких и свежих тонов художники прерафаэлиты пользовались новой техникой живописи. Они писали маслом по сырому белому грунту или по слою белил. Помимо яркости красок, выбранная техника позволила сделать работы художников еще и более долговечными — работы прерафаэлитов сохранились в первозданном виде до наших дней.

  • Чистые краски
  • Достоверное отображение природы

Отказавшись от «кабинетной живописи» молодые художники начали писать на природе и придавали большое значение тонкой проработке деталей.

«Я хочу рисовать пейзаж, изображая каждую деталь, какую смогу увидеть» (У. Хант)

  • Ориентация на искусство Средневековья и Раннего Возрождения
  • Использование в качестве моделей родственников, друзей и людей с улицы, а не профессиональных натурщиков.

Для знаменитой картины Данте Россетти «Леди Лилит» позировала малограмотная девушка Фанни Корнфорт. На картине «Юность Девы Марии» изображены мать и сестра художника Данте Россетти. Для картины «Офелия» художник Д.Э. Милле выбрал момент в трагедии Шекспира, когда Офелия бросившись в реку, медленно погружалась в воду и пела обрывки песен. Сначала художник написал живописный речной уголок, а фигуру девушки он писал уже в зимние месяцы. Элизабет Сиддал в роскошном старинном платье проводила многие часы в ванне с теплой водой. В один момент лампы, подогреваемые воду потухли, но девушка на стала жаловаться и серьезно заболела. Впоследствие отец Элизабет Сиддал выслал художнику счет на оплату лечения дочери.

  • Символизм

Картинам прерафаэлитов свойственно множество деталей, наделенных определенным смыслом или символом. Например на картине Д.Э. Милле «Офелия» изображено множество цветов. Маргаритки символизируют боль, целомудрие и обманутую любовь, плющ — знак бессмертия и вечного возрождения, ива — символ отвергнутой любви, маки — традиционный символ смерти.

Данте Россетти. Леди Лилит

Д.Г. Россетти. Юность Девы Марии

Д.Э. Милле. Офелия

Художники прерафаэлиты. Основные сюжеты и знаменитые картины.

Если смотреть на творчество прерафаэлитов поверхностно, то первое, что представляется нам при их упоминании, это трагические фигуры рыжеволосых женщин, воплощающих образы известных литературных героинь. Но истинным источником для Братства прерафаэлитов был бунт против эстетических условностей и стремление правдиво и точно изображать действительность.

Основные темы творчества прерафаэлитов:

  • медиевизм (история средневековья), король Артур
  • культ женской красоты
  • творчество Шекспира
  • творчество Данте Алигьери
  • Иисус Христос
  • социальные проблемы

Медиевизм, король Артур в творчестве прерафаэлитов

Работы прерафаэлитов наполнены духовной символикой, отсылающей нас к идеалам рыцарства, христианским добродетелям и подвигам. На фоне морального упадка, царившего в Англии в середине XIX-го века, эти картины выглядели идиллически. Но именно рыцарские сюжеты и образы, по мнению художников Братства, должны были преодолеть упадок и решить социальные проблемы Англии.

Особенно популярны были сюжеты о короле Артуре. Материалы о короле Артуре прерафаэлиты в обилии находили в поэзии А. Теннисона. Излюбленными персонажами картин прерафаэлитов стали Галахад и Элейн, Ланселот и Гвиневра, Артур, Мерлин и Дева Озера.

Д.Г. Россетти. Дева Святого Грааля. 1874

Э. Коли Берн-Джонс. Зачарованный Мерлин. 1877

Д. У. Уотерхаус. Леди из Шалот, 1888

Творчество Шекспира и Данте Алигьери на картинах художников-прерафаэлитов

Чтобы понять смысл некоторых картин прерафаэлитов, необходимо обращаться к их литературной основе. Обращение к тексту позволит более полно раскрыть особенности и закономерности воплощения того или иного образа.

Прерафаэлиты хотели поднять живопись до уровня литературы и поэзии и внести в изобразительное искусство интеллектуальное начало.

Художники прерафаэлиты в своем творчестве очень часто обращались к литературным и историческим сюжетам. И творчество Шекспира и Данте, в литературных произведениях которых так ярко показана драма человеческих отношений — занимает в их живописи особое место. Творцы старались изобразить сцену как можно точнее с исторической точки зрения. Чтобы создать как можно более естественную композицию вокруг основной сцены, они тщательно выписывали фон, наполняя его деталями интерьера или пейзажа. Наполняя картину героями сюжета — они тщательно изучали образцы костюмов и орнаментов в исторических справочниках. Но, несмотря на такую педантичность к изображению внешних деталей, центром композиции всегда оставались человеческие отношения.

Д. У. Уотерхаус. Миранда и Буря

Ф.М. Браун. Ромео и Джульетта. Знаменитая сцена на балконе

Д.Г. Россетти. Видения Данте

Д.Г. Россетти. Любовь Данте

Д.Г. Росстетти. Блаженная Беатриса. 1864-1870

Религиозные и социальные сюжеты в творчестве прерафаэлитов.

«Братство прерафаэлитов» стремилось воскресить традиции религиозной живописи не обращаясь к условным образам католической алтарной картины. Однако, молодые художники не стремились подчеркнуть теологические истины на своих полотнах. Они подходили к Библии как к источнику человеческих драмм. Эти произведения, естественно, не предназначались для оформления церквей и носили скорее литературный и поэтический, чем религиозный смысл.

Со временем, творчество молодых реформаторов стали упрекать за слишком вольные трактовки религиозных сюжетов. На картине Милле «Христос в родительском доме» изображена аскетичная обстановка в доме плотника. На заднем плане — пасущиеся овцы. Спаситель поранил гвоздем ладонь, а Богородица его утешает. Полотно наполнено множеством смыслов: овцы — невинная жертва, кровоточащая рука — знак будущего распятия, чаша с водой, которую несет Иоанн Креститель, — символ Крещения Господня. За то, что Святое Семейство изображено на полотне Миллеса «Христос в родительском доме» в образе обычных людей, критики называли эту картину «Плотницкой мастерской». Королева Виктория хотела лично убедиться в том, что на картине нет богохульства и попросила доставить картину к себе. Художник решил на всякий случай переименовать картину.

Изображая на своих полотнах жизнь обыкновенных людей, прерафаэлиты выявляли морально-этические проблемы современного общества. Часто социальные сюжеты на картинах прерафаэлитова принимают форму религиозных притч.

Д.У. Уотерхаус. Судьба. 1900

Культ женской красоты на полотнах «Братства прерафаэлитов»

На полотнах прерафаэлитов женские образы получили новое развитие. Женственность рассматривалась как неделимое сочетание телесности, притягательности, символичности и духовности одновременно. Особенностью в изображении женщин было одновременное сочетание реалистичности и фантастичности образа. На полотнах молодых художников литературные образы Шекспира, Китса, Чаттертона и других обретали телесность, не теряя при этом своей загадочности. Прерафаэлиты хотели сделать доступным взору тот образ женщины, о котором рассказывает романтическая литература.

Д.Г. Россетти. Прозерпина

Д.У. Уотерхаус. Срывайте розы поскорей. 1909

У. Хант. Изабелла и горшок с базиликом 1868

Прерафаэлиты и Джон Рескин

Первооткрывателем и сподвижником для «Братства прерафаэлитов» стал видный и значимый теоретик искусства Джон Рёскин. В тот момент, когда на молодых художников обрушилась лавина критики, он поддержал художников и морально — написав статью в защиту нового направления в живописи, и материально — купив несколько картин прерафаэлитов.

С мнением Джона Рёскина считались все, поэтому очень скоро полотна талантливых молодых людей становятся популярными. Что же такого особенного нашел маститый теоретик искусства в этих картинах? На полотнах прерафаэлитов Джон Рескин увидел живое и творческое воплощение тех идей, о которых он так много писал в своих трудах:

  • проникновение в сущность природы
  • внимание к деталям
  • неприятие навязанных условностей и канонов
  • идеализирование Средневековья и Раннего Возрождения

Знаменитый критик написал несколько статей для «Таймс», где высоко оценил творчество художников. Рескин издал брошюру об этих мастерах, что и послужило поворотным моментом в их судьбе. На академической выставке 1852 года «Наемный пастырь» Ханта и «Офелия» Миллеса были встречены положительно.

Прерафаэлиты. Движение Искусств и ремесел. Стиль модерн

Каждый художник прерафаэлит искал свой творческий путь и любви к Средним векам было уже недостаточно, для того, чтобы удержать членов «Братства прерафаэлитов» вместе. Окончательный разлад произошел в 1853 году, когда Милле стал членом Королевской академии, против которой так яростно выступали прерафаэлиты.

В 1856 году Россетти встречается с Уильямом Моррисом, лидером движения Искусств и ремесел, впоследствии оказавшим влияние на становление . У. Моррис вместе с Эдвардом Бёрн-Джонсом становятся учениками Россетти. С этого момента начинается новый этап «Братства прерафаэлитов», основной идеей теперь становится эстетизация форм, эротизм, культ красоты и художественного гения.

Психическое и физическое здоровье Россетти постепенно ухудшается и лидером движения теперь становится Эдвард Берн-Джонс. Создавая работы в духе ранних прерафаэлитов он становится необычайно популярным.

Уильям Моррис становится центральной фигурой в декоративном искусстве XIX-го века, а стиль модерн, одним из источников которого был прерафаэлитизм проникает не только в декоративное искусство, но и в мебель, убранство интерьера, архитектуру, книжный дизайн.

Художники прерафаэлиты. Основные представители

Данте Габриэль Россетти

Был рожден в мелкобуржуазной семье интеллигентов 12 мая 1828. Знаменательным для художника был 1848 год, поскольку на выставке Королевской Академии художеств он познакомился с Уильямом Холменом Хантом. Совместное творчество привело к созданию «Братства прерафаэлитов».
Женился на музе и популярной модели прерафаэлитов Элизабет Сиддал. В период 1854-1862 года был преподавателем в первом муниципальном образовательном заведении где обучалась низшие классы. В 1881 году здоровье художника пошатнулось. Курорт Берчингтон-он-Си стал последним пристанищем художника. Смерть распахнула ему свои объятья 9 апреля 1882 года.

Черты стиля

Характерными чертами стиля Габриэля Россетти стало многоплановая перспектива и детальная проработка каждой части картины. В произведениях автора на передний план выходит духовность и величие человека.

Основные картины

«Юность Девы Марии»;
«Благовещение»;
«Надписи на песке»;
Sir Galahad at the Ruined Chapel;
«Любовь Данте»;
«Блаженная Беатриса»;
«Монна Ванна»;
«Пия де Толомеи»;
«Видение Фьямметты»;
«Пандора»;
«Прозерпина».

Д.Г. Россетти. Венера Вертикордия

Д.Г. Росстетти. Беатриче благослованная

Д.Г. Россетти. Могила короля Артура

Уильям Холман Хант

У.Х. Хант Автопортрет, 1867

Один из основоположников «Братства прерафаэлитов». От остальных художников сообщества отличался своей религиозностью. От рождения имел имя Уильям Хобман Хант, впоследствии самостоятельно заменил его на псевдоним. Известность художнику принесла картина «Свет мира».

Написал автобиографический труд «Прерафаэлитизм», целью которого было оставить точные данные об основании Братства. Бракосочетался с Фанни Во, после смерти которой повторно женился на ее сестре Эдит Алисе. Этот союз принес ему неодобрение со стороны общества.

Черты стиля

Окружающий мир утопает в живописной природе, все детали которой направлены усилить внутреннее состояние образа. Особенностью работ Холмана Ханта стали мягкие переходы полутонов и сочные сочетания красок.

Основные картины

  • «Свет мира»;
  • «Леди из Шалотта»;
  • «Клаудио и Изабелла»;
  • The Festival of St. Swithin;
  • «Нисхождение благодатного огня»;
  • «Козел отпущения»;
  • «Тень смерти»;
  • «Стук».

У. Х. Хант. Козёл отпущения. 1856

У. Х. Хант. Стук

У.Х. Хант. Тень смерти

Джон Эверетт Милле

Д.Э. Милле. Автопортрет

В одиннадцатилетнем возрасте поступил в Королевскую академию художеств (1840 г). Считается самым юным студентом в истории учреждения. К пятнадцати годам проявлял особые навыки работы с кистью. Его работа в академическом стиле «Писарро берёт в плен перуанских инков» была удостоена чести выставляться на летней академической выставке 1846 г.

За произведение «Нападение колена Вениаминова на дочерей Силоама» удостоился золотой медали в 1847 г. После знакомство с Данте Габриэль Россетти и Хлманом Хантом вступил в Братство прерафаэлитов. Прославившей его работой стала картина «Офелия», натурщицей для которой была муза прерафаэлитов и будущая жена Д.Г. Россетти Элизабет Сиддал.

В 1855 году Джон Эверетт Милле женился на бывшей жене Джона Рескина Эффи, сразу после ее громкого бракоразводного процесса с последним. С этого времени полностью отходит от «Братства прерафаэлитов» и создает популярные картины в академическом стиле. В 1896 году он был избран президентом Королевской академии художеств, борьба с основными принципами которой была одним из объединяющих начал для художников-прерафаэлитов.

Черты стиля

Выраженными чертами стиля является наследование техника Рафаэля. Перспектива построена на игре света и тени. Художник использовал приглушенную гамму, яркими деталями проводя акценты и создавая атмосферу действия.

Основные картины

  • «Писарро берёт в плен перуанских инков»;
  • «Нападение колена Вениаминова на дочерей Силоама»;
  • «Офелия»;
  • Cherry Ripe;
  • «Смерть Ромео и Джульетты».

Д.Э. Милле. Офелия

Д. Э. Милле. Христос в родительском доме

Д.Э. Милле. Писарро берёт в плен перуанских инков

Мэдокс Браун

Видный представитель прерафаэлитизма, но в братстве не состоял. Поддерживал идеи Габриэля Россетти и Уильяма Морриса. Вместе с последним занимался разработкой дизайна витражей.

Обучался в Академии художеств (г. Брюгге). Перешел в последствии в Гент, после в Антверпен. Известность принесла картина «Казнь Марии Шотландской», написанная в 1840 г. Опирался на романтическое направление художников эпохи Раннего Возрождения. Большинство сюжетов посветил религиозной и духовной тематике.

Черты стиля

В работах художник стремился достичь ясной характеристики сюжета, передачи жизненной правды. Воспроизведение драматичности событий достигается контрастами цветовой гаммы, выразительностью поз.

Основные картины

  • «Казнь Марии Шотландской»;
  • «Христос, умывающий ноги апостолу Петру»;
  • «Прощание с Англией»;
  • «Смерть сэра Тристрама».

Ф.М Браун. Ромео и Джульетта. Знаменитая сцена на балконе

Ф.М. Браун. Прощание с Англией

Ф.М. Браун. Труд

Эдвард Бёрн-Джонс

Иллюстратор и живописец, близкий по духу сюжета и подачи к прерафаэлитам. Известен благодаря работе над витражами. Первоначальное образование получил в Школе короля Эдварда.

С 1848 года поступил на дополнительное обучение на вечерние курсы правительственной школы дизайна. С Уильямом Морисом познакомился в стенах Оксфордского университета (1853 г). Вдохновившись идеями Братства бросил богословское направление и занялся углубленным изучением техник рисунка. Свои работы посвящал романтическим легендам Англии.

Черты стиля

Художник отдавал предпочтение акценту на обнаженное мужское тело. Подача перспективы через цветовую гамму создает ощущение плоскостности. Контрастно выраженная игра светотени полностью отсутствует. Упор делается на линии, любимая цветовая гамма золотой и оранжевый спектр.

Основные картины

  • «Благовещение»;
  • «Зачарованный Мерлин»;
  • «Золотая лестница»;
  • «Книга цветов»;
  • «Любовь среди руин».

Э. Берн-Джонс. Любовь среди руин.

Э. Коли Берн-Джонс. Король Кофетуа и нищенка. 1884

Берн-Джонс. Зачарованный Мерлин

Уильям Моррис

У. Моррис. автопортрет

Английский прозаик, художник, поэт и социалист. Считается крупнейшим представителем второго поколения прерафаэлитов, признанный неофициальный лидер Движения искусств и ремесел.
Обеспеченная семья смогла дать художнику хорошее образование. На почве увлечения средневековьем и движению трактарианцев подружился с Эдвардом Берн-Джонсом.
Основными сюжетными линиями в картинах У. Морриса была легенда о короле Артуре. Этой идее был посвящен вышедший в 1858 году сборник «Защита Гвиневеры и другие стихи».
С 1859 года жил официальным браком с Джейн Берден. Она стала его моделью для многих картин.

4.1. «Искусства и ремёсла»

Прерафаэлитизм в это время проникает во все аспекты жизни: мебель, декоративное искусство, архитектуру, убранство интерьера, дизайн книг, иллюстрации.

Уильям Моррис считается одной из наиболее влиятельных фигур в истории декоративного искусства XIX века. Он основал движение «Arts and Crafts Movement» (англ. «Движение искусств и ремёсел» ), главной идеей которого было возвращение к ручному мастерству как к идеалу прикладного искусства, а также возведение в ранг полноправных искусств книгопечатания, словолитья, гравюры. Это движение, которое подхватили Уолтер Крейн, Макинтош, Нельсон Доусон, Эдвин Лаченс, Райт и другие, впоследствии проявилось в английской и американской архитектуре, дизайне интерьеров, ландшафтном дизайне.

4.2. Поэзия

Большинство прерафаэлитов занимались поэзией, но, по мнению многих критиков, имеет ценность именно поздний период развития прерафаэлитизма. Данте Габриэль Россетти, его сестра Кристина Россетти, Джордж Мередит, Уильям Моррис и Алджернон Суинберн оставили значимый след в английской литературе, но наибольший вклад внес Россетти, захваченный стихотворениями итальянского Возрождения и особенно произведениями Данте. Главным лирическим достижением Россетти считается цикл сонетов «Дом Жизни» (The House of Life ). Кристина Россетти также была известной поэтессой. Поэзией занималась и возлюбленная Россетти, Элизабет Сиддал, чьи произведения остались неизданными при жизни. Эрудит Уильям Моррис был не только признанным мастером витражей, но и вел активную литературную деятельность, в том числе написал много стихов. Его первый сборник «Защита Гвиневры и другие стихотворения» был опубликован в 1858 году, когда автору было 24 года.

Под влиянием поэзии прерафаэлитов развивалось британское декадентство 1880-х годов: Эрнст Доусон, Лионель Джонсон, Майкл Филд, Оскар Уайльд. Романтическая тоска по Средневековью нашла отражение в раннем творчестве Йейтса.

Известный поэт Алджернон Суинберн (англ. Algernon Swinburne ) , прославившийся смелыми экспериментами в стихосложении, к тому же был драматургом и литературным критиком. Первую драму «Королева-мать» (англ. The Queen Mother and Rosamond ), написанную в 1860 году, Суинберн посвятил Россетти, с которым его связывали дружеские отношения. Однако, хотя Суинберн и декларировал свою приверженность принципам прерафаэлизма, он безусловно выходит за пределы этого направления.

4.3. Издательская деятельность

В 1890 году Уильям Моррис организовал издательство «Келмскотт-пресс» (Kelmscott Press ), в котором вместе с Бёрн-Джонсом напечатал несколько книг. Это период называют кульминацией жизни Уильяма Морриса. Опираясь на традиции средневековых переписчиков, Моррис, также как и английский график Уильям Блейк, попытался найти единый стиль оформления страницы книги, её титульного листа и переплета. Лучшим изданием Морриса стали Сочинения Джеффри Чосера (англ. The Works of Geoffrey Chaucer ); поля украшены вьющимися растениями, текст оживляют заставки-миниатюры и орнаментированные заглавные буквы. Как писал Дункан Робинсон,

Современному читателю, привыкшему к простым и функциональным шрифтам XX века, издания «Келмскотт-пресс» кажутся роскошными порождениями Викторианской эпохи. Богатый орнамент, узоры в виде листьев, иллюстрации по дереву - всё это становится важнейшими образцами декоративного искусства XIX века; всё сделано руками человека, внесшего больший вклад в эту область, чем кто-либо другой.

Моррис оформил все 66 книг, выпущенных издательством, а Бёрн-Джонс исполнил большинство иллюстраций. Издательство просуществовало до 1898 года и оказало сильное влияние на многих иллюстраторов конца XIX века, в частности, на Обри Бердслея.

4.4. Эстетическое движение

В конце 50-х годов, когда пути Рёскина и прерафаэлитов расходятся, возникает необходимость в новых эстетических идеях и новых теоретиках, формирующих эти идеи. Таким теоретиком стал историк искусства и литературный критик Уолтер Патер (англ. Walter Horatio Pater ). Уолтер Патер полагал, что главное в искусстве - непосредственность индивидуального восприятия, поэтому искусство должно культивировать каждый момент переживания жизни: «Искусство не дает нам ничего, кроме осознания высшей ценности каждого уходящего момента и сохранения всех их». В значительной мере через Патера идеи «искусства для искусства» , почерпнутые от Теофиля Готье, Шарля Бодлера, трансформируются в концепцию эстетизма (англ. Aesthetic movement ), которая получает распространение в кругу английских художников и поэтов: Уистлера, Суинберна, Россети, Уайльда. Оскар Уайльд также оказал сильное влияние на развитие эстетического движения (в том числе на позднее творчество Россетти), будучи лично знакомым и с Холманом Хантом, и с Бёрн-Джонсом. Он, как и многие его сверстники, зачитывался книгами Патера и Рёскина, и эстетизм Уайльда во многом вырос из прерафаэлитизма, который нес в себе заряд острой критики современного общества с позиций красоты. Оскар Уайльд писал, что «эстетика - выше критики», что считает искусство высшей реальностью, а жизнь - разновидностью вымысла: «Я пишу потому, что писать для меня - высшее артистическое удовольствие. Если мое творчество нравится немногим избранным, я этому рад. Если нет, я не огорчаюсь». Прерафаэлиты также увлекались поэзией Китса и целиком приняли его эстетическую формулу «красота есть единственная истина».

5. Сюжеты

Поначалу прерафаэлиты предпочитали евангельские сюжеты, причём избегали в живописи церковного характера и трактовали Евангелие символически, придавая особое значение не исторической верности изображаемых евангельских эпизодов, а их внутреннему философскому смыслу. Так, например, в «Светоче мира» Ханта в виде Спасителя с ярким светильником в руках изображён таинственный божественный свет веры, стремящийся проникнуть в закрытые человеческие сердца, как Христос стучится в дверь человеческого жилища.

Прерафаэлиты привлекают внимание к теме общественного неравенства в Викторианскую эпоху, эмиграции (творчество Мэдокса Брауна, Артура Хьюза), приниженного положения женщины (Россетти), Холман Хант даже затронул тему проституции в своей картине «Проснувшаяся стыдливость» (англ. The Awakening Conscience , 1853 г.). На картине - падшая женщина, которая вдруг поняла, что грешит, и, забыв о своем любовнике, освобождается из его объятий, как будто услышав какой-то зов через открытое окно. Мужчина не понимает её духовных порывов и продолжает игру на фортепиано. Здесь прерафаэлиты не были первопроходцами, их предвосхитил Ричард Редгрейв со своей знаменитой картиной «Гувернантка» (1844). И позже, в 40-е годы, Редгрейв создал много подобных произведений, посвященных эксплуатации женщин.

Прерафаэлиты занимались и историческими темами, добиваясь величайшей точности в изображении фактических подробностей; обращались к произведениям классической поэзии и литературы, к творчеству Данте Алигьери, Уильяма Шекспира, Джона Китса. Они идеализировали Средневековье, любили средневековую романтику и мистику.

5.1. Женские образы

Прерафаэлиты создали в изобразительном искусстве новый тип женской красоты - отрешённый, спокойный, таинственный, который позже разовьют художники стиля модерн. Женщина на полотнах прерафаэлитов - средневековый образ идеальной красоты и женственности, ей восхищаются и поклоняются. Особенно это заметно у Россетти, которого восхищали красота и загадочность, а также у Артура Хьюза, Милле, Бёрн-Джонса. Мистическая, губительная красота, la femme fatale позже нашла выражение у Уильяма Уотерхауса. В этом плане знаковой можно назвать картину «Леди из Шалотта» (1888), до сих пор остающаяся одним из самых популярных экспонатов галереи Тейт . Она основана на поэме Альфреда Теннисона. Многие живописцы (Холман Хант, Россетти) иллюстрировали произведения Теннисона, в частности, «Леди Шалотт» . История повествует о девушке, которая должна оставаться в башне, находясь в изоляции от окружающего мира, и в тот самый момент, когда решается на побег, она подписывает себе смертный приговор.

Образ трагической любви был притягателен для прерафаэлитов и их последователей: в конце XIX-начале XX века на тему «Леди Шалотт» было создано более пятидесяти картин, а название поэмы превратилось во фразеологизм. Прерафаэлитов привлекали, в частности, такие темы, как душевная чистота и трагическая любовь, безответная любовь, недостижимая девушка, женщина, погибающая ради любви, отмеченная позором или проклятьем, а также мёртвая женщина необыкновенной красоты.

Была пересмотрена викторианская концепция женственности. Например, в «Офелии» Артура Хьюза или серии картин «Прошлое и настоящее» (англ. Past and Present , 1837-1860) Огастаса Эгга, женщина показана как человек, способный испытывать сексуальное желание и страсть, зачастую приводящую к безвременной кончине. Огастас Эгг создал серию работ, где показано, как разрушается семейный очаг после того, как открылась супружеская неверность матери. На первой картине женщина лежит на полу, уткнув лицо в ковёр, в позе совершенного отчаяния, а браслеты на её руках напоминают наручники. Данте Габриэль Россетти использует фигуру Прозерпины из древнегреческой и римской мифологии: молодая женщина, украденная Плутоном в подземное царство и отчаянно мечтающая вернуться на землю. Она съедает лишь несколько гранатовых семечек, но достаточно маленького кусочка пищи, чтобы человек навеки остался в подземном мире. Прозерпина Россетти - не просто красивая женщина с задумчивым взглядом. Она очень женственна и чувственна, а гранат в её руках - символ страстей и соблазна, которому она поддалась.

Одна из главных тем в творчестве прерафаэлитов - соблазнённая женщина, разрушенная безответной любовью, преданная возлюбленным, жертва трагической любви. В большинстве картин явно или неявно присутствует мужчина, ответственный за падение женщины. Как пример можно привести «Проснувшуюся стыдливость» Ханта или картину Милле «Мариана».

Аналогичная тематика прослеживается и в поэзии: в «Защите Гиневры» (англ. The Defence of Guenevere ) Уильяма Морриса, в стихотворении Кристины Россетти «Быстрая любовь» (англ. Light Love , 1856), в поэме Россетти «Дженни» (1870), где показана падшая женщина, проститутка, которая совершенно не обеспокоена своим положением и даже наслаждается сексуальной свободой.

5.2. Пейзаж

Холман Хант, Милле, Мэдокс Браун много работали в жанре пейзажа. Определенной известностью также пользовались живописцы Уильям Дайс, Томас Сэддон, Джон Бретт. Пейзажисты этой школы известны в особенности изображением облаков , унаследованным ими от знаменитого предшественника, Уильяма Тёрнера. Пейзаж старались выписывать с максимальной достоверностью. Хант так выразил свои мысли: «Я хочу рисовать пейзаж,.. изображая каждую деталь, какую смогу увидеть». А о картине Милле «Осенние листья» Рёскин говорил: «Впервые сумерки изображены настолько совершенно».

Живописцы делали скрупулёзные этюды тонов с натуры, воспроизводя их насколько возможно ярко и отчетливо. Эта микроскопическая работа требовала огромного терпения и труда, в своих письмах или дневниках прерафаэлиты жаловались на необходимость часами стоять под жарким солнцем, дождем, ветром, чтобы нарисовать, порой, очень небольшой отрезок картины. По этим причинам, прерафаэлитский пейзаж не получил широкого распространения, а затем ему на смену пришёл импрессионизм.

6. Фотоискусство

Ещё Рёскин писал, восхищаясь дагеротипами: «Как будто волшебник уменьшил предмет,.. чтобы его можно было унести с собой». А когда в 1850 году была изобретена альбуминная фотобумага, процесс фотографии упростился и стал более доступным.

Прерафаэлиты внесли большой вклад в развитие фотоискусства, например, использовали фотографии во время живописи. Снимки прерафаэлитов показывают то же внимание к литературной концепции произведения, те же попытки отобразить внутренний мир модели (что для фотографии тех лет было почти непосильной задачей), те же композиционные особенности: двухмерность пространства, концентрация внимания на персонаже, любовь к деталям. Особенно известны фотографии Джейн Моррис, сделанные Данте Габриэлем Россетти в июле 1865.

Многие знаменитые фотографы впоследствии вдохновлялись прерафаэлитским творчеством: такие как, например, Генри Пич Робинсон.

Рассказ >> Литература и русский язык

Дурака прерафаелита… – «Братство прерафаэлитов» («Preraphaelite Brotherhood») возникло в 1848 г... защиту условности в искусстве. Прерафаэлиты обратились к изучению итальянских мастеров... «исторической школы» относились к прерафаэлитам резко отрицательно. 11 … ...

  • Оскар Уальд

    Реферат >> Литература и русский язык

    Зачитывается поэтами-романтиками, восхищается прерафаэлитами , а также слушает лекции... явилось несомненно признаком влияния прерафаэлитов . Основным содержанием своих... преемственную связь английского декаданса с прерафаэлитами , Уайльд резко подчеркивал свое...

  • Романтизм в мировой литературе

    Шпаргалка >> Литература и русский язык

    Возникшее в 1848 г. "Братство прерафаэлитов" , объединённое вокруг яркого художника и... поэта Данте Габриэля Россетти. Прерафаэлиты выступили с проповедью искренности в... теории Оскара Уайльда - в творчестве прерафаэлитов и в суждениях крупнейших мыслителей...


  • Линли Самбурн, Карикатура на Оскара Уайльда, журнал "Панч", том 80, 1881 год
    O, I feel just as happy as a bright sunflower!
    Aesthete of Aesthetes!
    What"s in a name?
    The poet is WILDE,
    But his poetry"s tame.

    Движение Эстетизма - термин, описывающий движение 1870х и 1880х гг., проявившееся в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве и архитектуре Великобритании и позднее США. Являясь реакцией на то, что казалось ханжеским в искусстве и дизайне, Движение характеризовалось культом прекрасного и подчеркиванием чистого удовольствия, которое оно доставляет. В живописи существовало представление об автономности искусства, а также концепция «искусства ради искусства», зародившаяся во Франции в литературе и привезенная в Британию в 1860 е гг.


    Движение Эстетизма защищали писатели и критики Уолтер Патер, Алжернон Чарльз Суинберн и Оскар Уайльд. Придерживаясь теории Патера, художники, связанные с Движением, писали бессюжетные или же лишенные значимого сюжета картины. Данте Габриэль Россетти черпал вдохновение в венецианском искусстве из-за его акцента на цвет и декоративные качества картины. Результатом его поисков стали несколько поясных изображений женских фигур, таких, как «Голубой Будуар» (1865, Институт Изящных искусств Барбера).

    Д. Уистлер «Принцесса из страны фарфора»

    Стены под изысканными перегородками Джекилла были покрыты испанской кожей, которую Уистлер расписал золотом по голубому фону мотивами павлиньего глаза и павлиньих перьев в 1877 году; напротив своей картины, висящей над камином, он изобразил двух павлинов с роскошным оперением. В камине стоит пара кованых железных fire-dogs, которые Джекилл сделал в виде подсолнухов с павлинами. Подсолнух был характерным мотивом Движения Эстетизма, появляясь на изразцах Уильяма де Моргана, вышивках К. Эшби, мебельном ситце и обоях Брюса Талберта и на расписанном фасаде часов (1880, Лондон, музей Виктории и Альберта), созданных, возможно, по эскизу Льюиса Формана Дэя.

    Часы, предположительно по эскизу Л.Ф. Дэя(1880, Лондон, музей Виктории и Альберта)


    Уильям де Морган, керамическая плитка

    Общей чертой для «художественной» мебели, керамики, художественной ковки и тканей «Движения Эстетизма» и Стиля Королевы Анны в архитектуре, столь любимого Годвином и Ричардом Норманом Шоу, стало стремление их создателей (проявляющееся в изощренности проектов) поднять статус своих произведений до статуса произведений изобразительного искусства. Они создавали «художественные» предметы интерьера и здания. Они одновременно реформировали и формировали вкус – что было важной заботой Уильяма Морриса, взгляды которого хотя и расходились с философией Движения Эстетизма, но помогли распространить ее влияние на США. К 1870 году обои Морриса продавались в Бостоне, а двумя годами позже книга Чарльза Лока Истлейка “Hints on Household Taste” вышла в американском издании.
    <....>

    В Европе начало XIX века ознаменовалось обретением промышленной революцией всеобъемлющих масштабов. Произошёл переход от ручного труда к машинному, трансформация общества в индустриальное, быстрый процесс урбанизации. Все эти явления сопровождались стремительным экономическим ростом и увеличением уровня жизни.

    Наравне с позитивными переменами произошли и негативные метаморфозы. В частности, отрицательное влияние остро ощутило на себе декоративно-прикладное искусство. Самобытное творчество ремесленников сменилось массовым ширпотребом в обиходе европейцев. Как противостояние безликим вещам, которые наполняют повседневную жизнь и быт, зарождается движение «Искусств и ремёсел».

    Зарождение и идеология движения «Искусств и ремёсел»

    Абсолютное признание превосходства изделий ручного труда над продуктом фабричной машинной штамповки и ложится в основу движения «Искусств и ремёсел». Оно берёт своё начало с небольшого сообщества единомышленников. Концепция зародившегося художественного течения базируется на создании эстетического окружения в быту и жизни человека. В связи с этим его целью становится возрождение декоративно-прикладного искусства. В рамках движения «Искусств и ремёсел» формируются отдельные ремесленнические цеха и гильдии практически по всей Европе.

    Опорой для художественного течения служат традиции средневекового ремесленничества, самобытное творчество мастеров того периода. Движение получает отражение в предметах всех областей декоративно-прикладного искусства. Его участники-художники создают уникальные обои и мебель, авторские изделия в сфере ткачества и гобеленоплетения, витражного и керамического декора. Предпочтение отдаётся природным мотивам, лаконичным формам и чистоте цветов.

    Дубовый зал с изразцовым камином по проекту Уильяма Морриса, особняк Уайтуик Мэнор, Англия

    Реальные черты идеология обретает в лондонском особняке под названием «Красный дом». Сама постройка и вся обстановка дома выполнены сообразно принципам художественного течения, направленным на слияние повседневной жизни с высоким искусством. Красный дом принадлежал основателю движения «Искусств и ремёсел», английскому писателю, художнику, дизайнеру, политику и философу, Уильяму Моррису и предназначался для его семьи и фирмы по производству предметов декоративно-прикладного искусства.

    Интерьер зала в Красном доме с мебелью, обоями и керамической плиткой ручной работы , Лондон

    Витражное стекло в Красном доме, Лондон

    Уильям Морис как идейный вдохновитель движения «Искусств и ремёсел» и творец

    Творческое развитие Морриса-мастера начинается с обучения архитектуре у Джорджа Эдмунда Стрита, имевшего весьма громкое имя в этой области в этот период. Но живопись поглощает художника и вскоре становится основным проявлением его творческого потенциала. На путь к искусству Уильяма Морриса направило знакомство с работами прерафаэлитов. Восхищение направлением, отрицавшим условности и академизм английской поэзии и живописи, зародило особый взгляд Уильяма Морриса на эстетику и художественность.

    Уильям Моррис встаёт на путь возрождения гармонии природы, человека и искусства, опираясь на философские трактаты Джона Рёскина. Утверждение искусствоведа, что окружающие общество предметы свидетельствуют о его моральном состоянии, подвигло Морриса излечить «покалеченное» в этом плане промышленной революцией поколение. Инструментом для этого могло служить, по его мнению, лишь ремесленничество, которое наполняло бытовую среду прекрасными предметами ручной работы. Поэтому живопись художника переносится с холстов в интерьер: на керамику, ткани, дерево, металл и другие материалы.

    Керамическая плитка с росписью по эскизам Уильяма Морриса, 1875 г.

    Уильям Моррис возводил в высокий ранг творца совокупный образ технолога, конструктора и художника, коим сам на самом деле и являлся. Уильям Моррис становится первым в современном понятии дизайнером в Англии. Мастер прорисовывает эскизы принтов, черпая вдохновение в природе, переносит орнаменты на обои, гобелены, мебель, керамическую плитку, витражи и даже книги, объединяя всё в целостные интерьеры. Для создания своих творений Уильям Моррис тесно сотрудничает с Филиппом Спикменом Уэббом, Данте Габриэлем Россетти, Элизабет Элеонор Сиддал, Эдвардом Бёрн-Джонсом и другими художниками и архитекторами того времени.

    Гостиная работы Уильяма Морриса, дом Томаса Карлайла, Лондон

    Для изготовления предметов интерьера и отделки в 1861 году Уильям Моррис основывает фирму «Моррис, Маршалл, Фолкнер и Ко». Почти на протяжении века предприятие сохраняет статус ведущей мануфактуры Европы в сфере декоративно-прикладного искусства. Ручной труд, природные материалы, естественность композиции становятся тремя китами, на которых держится производственный процесс фирмы. К тому же фирма выполняет роль своеобразной школы для художников и ремесленников. Это способствует распространению идей движения «Искусств и ремёсел» и созданию новых творческих объединений под руководством последователей Морриса, в том числе и в других странах.

    Влияние движения «Искусств и ремёсел» на искусство керамики

    К этому времени керамика в Европе испытывает упадничество. Взошедший на пьедестал фарфор практически полностью поглотил древнейшие технологии создания изделий из глины. Декоративная керамическая облицовка уходит в небытие, а уникальные предмета быта ручной работы сменяются безликой штамповкой фарфора и фаянса. На один лад изделия получают красочный декор, расставшись с высоко ценимой ранее белизной и хрупкостью. Теряется глубокая связь и гармония материала и формы, сущности и художественного образа.

    Уильям Моррис и движение «Искусств и ремёсел» возрождает ценность керамики ручной работы. Природный материал соответствует всем требованиям творческого течения и обретает вторую жизнь в своём самом высокохудожественном воплощении в английских домах. В интерьерах художника и дизайнера вновь появляются изразцы на каминах и в отделке, керамический декор и посуда ручной росписи. Большую часть декоративной керамики для проектов Уильяма Морриса выполняет Уильям Френд де Морган .

    Керамический декор и вазы в интерьере работы Уильяма Морриса

    Несомненно, предметы ручной работы имели высокую стоимость, поэтому такая роскошь была доступна далеко не всем. В связи с этим идея создания эстетически продуманной среды обитания для каждого человека противоречила взглядам самого Уильяма Морриса как социалиста. Но несмотря на это, небольшое сообщество художников переросло в движение «Искусств и ремёсел», которое получило распространение не только в Англии, но и практически по всей Европе и в США.

    Движение «Искусств и ремёсел» в первую очередь подарило миру теорию о тесной взаимосвязи эстетических стандартов и морального состояния общества. Предметы быта ручной работы и сегодня занимают важное место в оформлении интерьера и высоко ценятся своей индивидуальностью и неповторимостью. Движение «Искусств и ремёсел» стало мощным толчком для зарождения стиля Модерн и послужило основой формирования принципов дизайна. Кроме того, течение способствовало возрождению национальных стилей благодаря повышению престижа и утверждению высокого статуса ремесленничества.

    Дальнейшее развитие прерафаэлитизма


    В 1856 году Россетти встречается с Уильямом Моррисом и Эдвардом Бёрн-Джонсом. Бёрн-Джонс был восхищен картиной Россетти «Первая годовщина смерти Беатриче» (англ. The First Anniversary of the Death of Beatrice), и впоследствии они с Моррисом напросились к нему в ученики. Бёрн-Джонс проводил целые дни в студии Россетти, а Моррис присоединялся в выходные.

    Д. Г. Россетти - Первая годовщина смерти Беатриче, 1853


    Так начинается новый этап в развитии движения прерафаэлитов, основной идеей которого становится эстетизм, стилизация форм, эротизм, культ красоты и художественного гения.] Все эти черты присущи творчеству Россетти, который поначалу был лидером движения. Как писал впоследствии художник Вэл Принсеп (англ. Val Princep), Россетти «был планетой, вокруг которой мы вращались. Мы копировали даже его манеру разговора». Однако здоровье Россетти (в том числе психическое) все ухудшается, и постепенно лидерство подхватывает Эдвард Бёрн-Джонс, чьи работы выполнены в стиле ранних прерафаэлитов. Он стал необычайно популярен и оказал большое влияние на таких живописцев, как Уильям Уотерхаус, Баям Шоу, Кадоган Купер, его влияние заметно также в работах Обри Бердсли и других художников-иллюстраторов 1890-х годов. В 1889 году на Всемирной выставке в Париже он получил Орден Почетного легиона за картину «Король Кофетуа и нищенка».

    Эдвард Бёрн-Джонс - Король Кофетуа и нищенка, 1884


    Среди поздних прерафаэлитов также можно выделить таких живописцев, как Симеон Соломон (англ. Simeon Solomon) и Эвелин де Морган (Evelyn de Morgan), а также иллюстраторов Генри Форда (Henry Justice Ford) и Эвелин Пол (Evelyn Paul).

    Генри Форд - Мачеха, превращающая братьев в лебедей, 1894

    Эвелин Пол - Божественная комедия

    «Искусства и ремёсла»


    Прерафаэлитизм в это время проникает во все аспекты жизни: мебель, декоративное искусство, архитектуру, убранство интерьера, дизайн книг, иллюстрации.

    Уильям Моррис считается одной из наиболее влиятельных фигур в истории декоративного искусства XIX века. Он основал движение «Arts and Crafts Movement» (англ. «Искусства и ремёсла»), главной идеей которого было возвращение к ручному мастерству как к идеалу прикладного искусства, а также возведение в ранг полноправных искусств книгопечатания, словолитья, гравюры. Это движение, которое подхватили Уолтер Крейн, Макинтош, Нельсон Доусон, Эдвин Лаченс, Райт и другие, впоследствии проявилось в английской и американской архитектуре, дизайне интерьеров, ландшафтном дизайне.

    Поэзия


    Большинство прерафаэлитов занимались поэзией, но, по мнению многих критиков, она имеет ценность именно поздний период развития прерафаэлитизма. Данте Габриэль Россетти, его сестра Кристина Россетти, Джордж Мередит, Уильям Моррис и Алджернон Суинберн оставили значимый след в английской литературе, но наибольший вклад внес Россетти, захваченный стихоторениями итальянского Возрождения и особенно произведениями Данте. Главным лирическим достижением Россетти считается цикл сонетов «Дом Жизни» (The House of Life). Кристина Россетти также была известной поэтессой. Поэзией занималась и возлюбленная Россетти, Элизабет Сиддал, чьи произведения остались неизданными при жизни. Уильям Моррис был не только признанным мастером витражей, но и вел активную литературную деятельность, в том числе написал много стихов. Его первый сборник «Защита Гвиневры и другие стихотворения» был опубликован в 1858 году, когда автору было 24 года.

    Под влиянием поэзии прерафаэлитов развизвалось британское декадентство 1880-х годов: Эрнст Доусон, Лионель Джонсон, Майкл Филд, Оскар Уайльд. Романтическая тоска по Средневековью нашла отражение в раннем творчестве Йейтса.

    Уильям Йейтс - Тот, кто мечтал о волшебной стране (1893)

    Он медлил на базаре в Дромахере,
    Считал себя в чужой стране родным,
    Мечтал любить, пока земля за ним
    Не запахнула каменные двери;
    Но кто-то груду рыб невдалеке,
    Как серебро, рассыпал на прилавке,
    И те, задрав холодные головки,
    Запели о нездешнем островке,
    Где люди над расшитою волною
    Под тканой сенью неподвижных крон
    Любовью укрощают бег времен.
    И он лишился счастья и покоя.

    Он долго брел песками в Лиссаделле
    И в грезах видел, как он заживет,
    Добыв себе богатство и почет,
    Пока в могиле кости не истлели;
    Но из случайной лужицы червяк
    Пропел ему болотной серой глоткой,
    Что где-то вдалеке на воле сладкой
    От звонкого веселья пляшет всяк
    Под золотом и серебром небесным;
    Когда же вдруг наступит тишина,
    В плодах лучатся солнце и луна.

    Он понял, что мечтал о бесполезном.

    Он думал у колодца в Сканавине,
    Что ярость сердца на глумливый свет
    Войдет в молву окрест на много лет,
    Когда потонет плоть в земной пучине;
    Но тут сорняк пропел ему о том,
    Что станет с избранным его народом
    Над ветхою волной, под небосводом,
    Где золото разъято серебром
    И тьма окутывает мир победно;
    Пропел ему о том, какая ночь
    Влюбленным может навсегда помочь.
    И гнев его рассеялся бесследно.

    Он спал под дымной кручей в Лугнаголле;
    Казалось бы, теперь, в юдоли сна,
    Когда земля взяла свое сполна,
    Он мог забыть о бесприютной доле.
    Но разве черви перестанут выть,
    Вокруг костей его сплетая кольца,
    Что Бог на небо возлагает пальцы,
    Чтоб ласковым сиянием обвить
    Танцоров над бездумною волною?
    К чему мечты, пока Господень пыл
    Счастливую любовь не опалил?
    Он и в могиле не обрел покоя.


    Известный поэт Алджернон Суинберн (англ. Algernon Swinburne) , прославившийся смелыми экспериментами в стихосложении, к тому же был драматургом и литературным критиком. Первую драму «Королева-мать» (англ. The Queen Mother and Rosamond), написанную в 1860 году, Суинберн посвятил Россетти, с которым его связывали дружеские отношения. Однако, хотя Суинберн и декларировал свою приверженность принципам прерафаэлизма, он безусловно выходит за пределы этого направления.

    Издательская деятельность


    В 1890 году Уильям Моррис организовал издательство «Кельмскотт-пресс» (Kelmscott Press), в котором вместе с Бёрн-Джонсом напечатал несколько книг. Это период называют кульминацией жизни Уильяма Морриса. Опираясь на традиции средневековых переписчиков, Моррис, также как и английский график Уильям Блейк, попытался найти единый стиль оформления страницы книги, ее титульного листа и переплета. Лучшим изданием Морриса стали «Кентерберийские рассказы» Джефри Чосера (англ. The Works of Geoffrey Chaucer); поля украшены вьющимися растениями, текст оживляют заставки-миниатюры и орнаментированные заглавные буквы. Как писал Дункан Робинсон,

    Современному читателю, привыкшему к простым и функциональным шрифтам XX века, издания «Кельмскотт-пресс» кажутся роскошными порождениями Викторианской эпохи. Богатый орнамент, узоры в виде листьев, иллюстрации по дереву — всё это становится важнейшими образцами декоративного искусства XIX века; всё сделано руками человека, внесшего больший вклад в эту область, чем кто-либо другой.

    Данте Габриэль Россетти. Баллады и эпические поэмы (Dante Gabriel Rossetti. Ballads and narrative poems). — L.: Кельмскотт-пресс, 1893. Издание Уильяма Морриса

    Моррис оформил все 66 книг, выпущенных издательством, а Бёрн-Джонс исполнил большинство иллюстраций. Издательство просуществовало до 1898 года и оказало сильное влияние на многих иллюстраторов конца XIX века, в частности, на Обри Бердслея.

    Эстетическое движение


    В конце 50-х годов, когда пути Рёскина и прерафаэлитов расходятся, возникает необходимость в новых эстетических идеях и новых теоретиках, формирующих эти идеи. Таким теоретиком стал историк искусства и литературный критик Уолтер Патер (англ. Walter Horatio Pater). Уолтер Патер полагал, что главное в искусстве — непосредственность индивидуального восприятия, поэтому искусство должно культивировать каждый момент переживания жизни: «Искусство не дает нам ничего, кроме осознания высшей ценности каждого уходящего момента и сохранения всех их». В значительной мере через Патера идеи «искусства для искусства», почерпнутые от Теофиля Готье, Шарля Бодлера, трансформируются в концепцию эстетизма (англ. Aesthetic movement), которая получает распространение в кругу английских художников и поэтов: Уистлера, Суинберна, Россети, Уайльда. Оскар Уайльд также оказал сильное влияние на развитие эстетического движения (в том числе на позднее творчество Россетти), будучи лично знакомым и с Холманом Хантом, и с Бёрн-Джонсом. Он, как и многие его сверстники, зачитывался книгами Патера и Рёскина, и эстетизм Уайльда во многом вырос из прерафаэлитизма, который нес в себе заряд острой критики современного общества с позиций красоты. Оскар Уайльд писал, что «эстетика — выше критики», что считает искусство высшей реальностью, а жизнь — разновидностью вымысла: «Я пишу потому, что писать для меня — высшее артистическое удовольствие. Если мое творчество нравится немногим избранным, я этому рад. Если нет, я не огорчаюсь». Прерафаэлиты также увлекались поэзией Китса и целиком приняли его эстетическую формулу которого о том, что «красота есть единственная истина».

    Сюжеты


    У. Х. Хант - Проснувшаяся стыдливость, 1853


    Поначалу прерафаэлиты предпочитали евангельские сюжеты, причём избегали в живописи церковного характера и трактовали Евангелие символически, придавая особое значение не исторической верности изображаемых евангельских эпизодов, а их внутреннему философскому смыслу. Так, например, в «Светоче мира» Ханта в виде Спасителя с ярким светильником в руках изображён таинственный божественный свет веры, стремящийся проникнуть в закрытые человеческие сердца, как Христос стучится в дверь человеческого жилища.

    У. Х. Хант - Светоч мира, 1854


    Прерафаэлиты привлекают внимание к теме общественного неравенства в Викторианскую эпоху, эмиграции (творчество Мэдокса Брауна, Артура Хьюза), приниженного положения женщины (Россетти), Холман Хант даже затронул тему проституции в своей картине «Проснувшаяся стыдливость» (англ. The Awakening Conscience, 1853 г.). На картине мы видим падшую женщину, которая вдруг поняла, что грешит, и, забыв о своем любовнике, освобождается из его объятий, как будто услышав какой-то зов через открытое окно. Мужчина не понимает её духовных порывов и продолжает игру на фортепиано. Здесь прерафаэлиты не были первопроходцами, их предвосхитил Ричард Редгрейв со своей знаменитой картиной «Гувернантка» (1844).

    Р. Редгрейв - Гувернантка, 1844


    И позже, в 40-ые годы, Редгрейв создал много подобных произведений, посвященных эксплуатации женщин.

    Д. Г. Россетти - Прозерпина, 1874


    Прерафаэлиты занимались и историческими темами, добиваясь величайшей точности в изображении фактических подробностей; обращались к произведениям классической поэзии и литературы, к творчеству Данте Алигьери, Уильяма Шекспира, Джона Китса. Они идеализировали Средневековье, любили средневековую романтику и мистику.

    Женские образы

    Прерафаэлиты создали в изобразительном искусстве новый тип женской красоты — отрешенный, спокойный, таинственный, который позже разовьют художники стиля модерн. Женщина на полотнах прерафаэлитов — средневековый образ идеальной красоты и женственности, ей восхищаются и поклоняются. Особенно это заметно у Россетти, которого восхищали красота и загадочность, а также у Артура Хьюза, Милле, Бёрн-Джонса. Мистическая, губительная красота, la femme fatale позже нашла выражение у Уильяма Уотерхауса. В этом плане знаковой можно назвать картину «Леди из Шалотта» (1888), до сих пор остающаяся одним из самых популярных экспонатов галереи Тейт. Она основана на поэме Альфреда Теннисона. Многие живописцы (Холман Хант, Россетти) иллюстрировали произведения Теннисона, в частности, «Леди Шалотт». История повествует о девушке, которая должна оставаться в башне, находясь в изоляции от окружающего мира, и в тот самый момент, когда решается на побег, она подписывает себе смертный приговор.

    У. Уотерхаус - Леди из Шалотта, 1888


    Образ трагической любви был притягателен для прерафаэлитов и их последователей: в конце XIX—начале XX века на тему «Леди Шалотт» было создано более пятидесяти картин, а название поэмы превратилось во фразеологизм. Прерафаэлитов привлекали, в частности, такие темы, как душевная чистота и трагическая любовь, безответная любовь, недостижимая девушка, женщина, погибающая ради любви, отмеченная позором или проклятьем, а также мертвая женщина необыкновенной красоты.

    У. Уотерхаус - Офелия, 1894


    Была пересмотрена викторианская концепция женственности. Например, в «Офелии» Артура Хьюза или серии картин «Прошлое и настоящее» (англ. Past and Present, 1837—1860) Огастаса Эгга, женщина показана как человек, способный испытывать сексуальное желание и страсть, зачастую приводящую к безвременной кончине. Огастас Эгг создал серию работ, где показано, как разрушается семейный очаг после того, как открылась супружеская неверность матери. На первой картине женщина лежит на полу, уткнув лицо в ковер, в позе совершенного отчаяния, а браслеты на ее руках напоминают наручники. Данте Габриэль Россетти использует фигуру Прозерпины из древнегреческой и римской мифологии: молодая женщина, украденная Плутоном в подземное царство и отчаянно мечтающая вернуться на землю. Она ест лишь несколько гранатовых семечек, но достаточно маленького кусочка пищи, чтобы человек навеки остался в подземном мире. Прозерпина Россетти — не просто красивая женщина с задумчивым взглядом. Она очень женственна и чувственна, а гранат в её руках — символ страстей и соблазна, которому она поддалась.

    У. Уотерхаус - "Меня преследуют тени", - сказала Леди из Шалотта, 1911


    Одна из главных тем в творчестве прерафаэлитов — соблазнённая женщина, разрушенная безответной любовью, преданная возлюбленным, жертва трагической любви. В большинстве картин явно или неявно присутствует мужчина, ответственный за падение женщины. Как пример можно привести «Проснувшуюся стыдливость» Ханта или картину Милле «Мариана».

    Д.Э. Милле - Мариана, 1851


    Аналогичная тематика прослеживается и в поэзии: в «Защите Гиневры» (англ. The Defence of Guenevere) Уильяма Морриса, в стихотворении Кристины Росcетти «Быстрая любовь» (англ. Light Love, 1856), в поэме Россетти «Дженни» (1870), где показана падшая женщина, проститутка, которая совершенно не обеспокоена своим положением и даже наслаждается сексуальной свободой.

    Пейзаж

    У. Х. Хант - Английские берега, 1852


    Холман Хант, Милле, Мэдокс Браун разрабатывали пейзаж. Определенной известностью также пользовались живописцы Уильям Дайс, Томас Сэддон, Джон Бретт. Пейзажисты этой школы известны в особенности изображением облаков, унаследованным ими от знаменитого предшественника, Уильяма Тёрнера. Пейзаж старались выписывать с максимальной достоверностью. Хант так выразил свои мысли: «Я хочу рисовать пейзаж,.. изображая каждую деталь, какую смогу увидеть». А о картине Милле «Осенние листья» Рёскин говорил: «Впервые сумерки изображены настолько совершенно».

    Д.Э. Милле - Осенние листья, 1856


    Живописцы делали скрупулезные этюды тонов с натуры, воспроизводя их насколько возможно ярко и отчетливо. Эта микроскопическая работа требовала огромного терпения и труда, в своих письмах или дневниках прерафаэлиты жаловались на необходимость часами стоять под жарким солнцем, дождем, ветром, чтобы нарисовать, порой, очень небольшой отрезок картины. По этим причинам, прерафаэлитский пейзаж не получил широкого распространения, а затем ему на смену пришел импрессионизм.

    Образ жизни


    Прерафаэлитизм — это культурный стиль, проникший в жизнь своих создателей и в какой-то мере определявший эту жизнь. Прерафаэлиты жили в созданной ими обстановке и сделали такую обстановку чрезвычайно модной. Как отмечает Андреа Роуз в своей книге, в конце XIX века «верность природе уступает верности имиджу. Имидж становится узнаваемым и поэтому вполне готовым для рынка».

    Уильям Моррис - Королева Джиневра, 1858


    Американский писатель Генри Джеймс в письме, датированном мартом 1969 года, рассказывал сестре Алисе о своем визите к Моррисам.

    «Вчерашний день, дорогая моя сестра, — пишет Джеймс, — был для меня своего рода апофеозом, поскольку я провел большую часть этого дня в доме г-на У. Морриса, поэта. Моррис живет в том же самом доме, где открыл свой магазин, в Блумсбери… Видишь ли, поэзия для Морриса является второстепенным занятием. Прежде всего, он производитель витражей, фаянсовой плитки, средневековых гобеленов и церковного шитья, — в общем, всего прерафаэлитского, старинного, необычного и, должен добавить, бесподобного. Конечно, всё это делается в скромных масштабах и может производиться в домашней обстановке. Вещи, которые он делает, необыкновенно изящны, драгоценны и дороги (они превосходят по цене предметы самой большой роскоши), а потому что его фабрика не может иметь слишком большого значения. Но все, что он сотворил, восхитительно и превосходно... ему также помогают его жена и маленькие дочери».

    Далее Генри Джеймс описывает жену Уильяма Морриса, Джейн Моррис (в девичестве Джейн Бёрден), которая позднее стала возлюбленной и моделью Россетти и которую постоянно можно встретить на картинах этого живописца:

    «О, моя дорогая, что это за женщина! Она прекрасна во всем. Представь себе высокую, худощавую женщину, в длинном платье из ткани цвета приглушенного пурпура, из натуральной материи до последнего шнурка, с копной вьющихся черных волос, ниспадающих крупными волнами по вискам, маленькое и бледное лицо, большие темные лаза, глубокие и совсем суинберновские, с густыми черными изогнутыми бровями... Высокая открытая шея в жемчугах, и в итоге — само совершенство. На стене висел ее портрет почти в натуральную величину кисти Россетти, настолько странный и нереальный, что если бы вы его видели, то приняли бы за болезненное видение, но необыкновенной похожести и верности чертам. После обеда… Моррис прочитал нам одну из своих неизданных поэм... а его жена, страдая от зубной боли, отдыхала на софе, с платком у лица. Мне казалось, что было что-то фантастичное и удаленное от нашей настоящей жизни в этой сцене: Моррис, читающий плавным античным размером легенду о чудесах и ужасах (это была история Беллерофонта), вокруг нас живописная подержанная мебель квартиры (каждый предмет — образчик чего-либо), и, в углу, эта сумрачная женщина, молчаливая и средневековая со своей средневековой зубной болью».

    Прерафаэлитов окружали женщины разного социального статуса, возлюбленные, модели. Одна журналистка пишет о них так: «...женщины без кринолинов, с развевающимися волосами... необычные, как горячечный сон, в котором медленно движутся великолепные и фантастические образы».

    Данте Габриэль Россетти жил в изысканной и богемной атмосфере, и его эксцентричный образ сам по себе стал частью прерафаэлитской легенды: у Россетти жили самые разные люди, включая поэта Алджернона Суинберна, писателя Джорджа Мередита. Модели сменяли одна другую, некоторые из них становились любовницами Россетти, особенно известна вульгарная и скупая Фанни Корнфорт. Дом Россетти был полон антиквариата, старинной мебели, китайского фарфора и других безделушек, которые тот скупал в лавках старьевщиков. В саду водились совы, вомбаты, кенгуру, попугаи, павлины, одно время там даже жил бык, чьи глаза напоминали Россетти глаза его возлюбленной Джейн Моррис.

    Значение прерафаэлитизма


    Прерафаэлитизм как художественное направление широко известен и популярен в Великобритании. Его также называют первым британским течением, достигшим мировой славы, однако, среди исследователей значение оценивается по-разному: от революции в искусстве до чистого новаторства в технике живописи. Существует мнение, что движение начиналось с попытки обновления живописи, а имело в дальнейшем большое влияние на развитие литературы и всей английской культуры в целом. Согласно Литературной энциклопедии, в виду своего утонченного аристократизма, ретроспектизма и созерцательности их творчество мало воздействовало на широкие массы.

    Несмотря на кажущуюся обращенность в прошлое, прерафаэлиты содействовали утверждению стиля модерн в изобразительном искусстве, более того, их считают предшественниками символистов, порой даже отождествляя тех и других. Например, что выставка «Символизм в Европе», перемещавшаяся с ноября 1975 по июль 1976 года из Роттердама через Брюссель и Баден-Баден в Париж, приняла за исходную дату 1848 год — год основания Братства. Поэзия прерафаэлитов оставила след на французских символистах Верлене и Малларме, а живопись — на таких художниках, как Обри Бердслей, Уотерхаус, и менее известных, как Эдвард Хьюз или Кальдерон. Некоторые даже отмечают влияние прерафаэлитской живописи на английских хиппи, а Бёрн-Джонса — на молодого Толкина. Что интересно, в юности Толкин, вместе с друзьями организовавший полутайное общество «Чайный клуб», сравнивал их с прерафаэлитским братством.

    Д.Э. Милле - Черный брауншвейгский гусар, 1860

    Д. Г. Россетти - Beata Beatrix, 1864-1870

    Д. Г. Россетти - Благовещение, 1850

    У.Уотрехаус - Гилиас и Нимфы, 1896

    У.Х. Хант - Нахождение Спасителя во Храме, 1860

    У.Х. Хант - Наёмный пастух, 1851